Магистратура
2020/2021
Теория образа
Статус:
Курс обязательный (Визуальная культура)
Направление:
51.04.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Визуальная культура
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
94
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе освещаются основные подходы к проблематике образного в рамках феноменологической и аналитической философии, визуальных исследований, истории искусства, психологии восприятия и других дисциплин, а также рассматриваются перспективы теории образа как самостоятельной дисциплины. Особое внимание уделяется проблемам дефиниции образа, отношений образа и изображения, структуры и поверхности изобразительной плоскости и специфики пикториального опыта.
Цель освоения дисциплины
- Основная цель дисциплины — ввести студентов в курс тематических и институциональных трансформаций теории образа, произошедших за последние десятилетия.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные этапы в становлении современной теории образа, ее проблематику и основные исследовательские стратегии.
- Уметь использовать аналитические стратегии, разработанные в различных направлениях теории образа.
- Иметь навыки исследования конкретных пикториальных систем и визуальных объектов.
- Уметь анализировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию.
- Приобрести навык воспринимать научные тексты и сообщения, реферировать научную лите- ратуру на русском и иностранных языках.
- Уметь вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного общения.
Содержание учебной дисциплины
- Введение: дефиниции, проблемы, дисциплинарные рамкиИсторический очерк проблематики образности в современной и классической философии. Основные направление и доминирующие постановки вопроса в современной философской теории образа.
- Образ и тело: образ и воображение в антропологической перспективеТемпоральное и пространственное (медиальное) измерения циркуляции образов; образы как агенты и факторы социального действия; исторический и современный иконоклазм; социальное воображаемое: образы и социальная динамика (D. Freedberg, W.J.T. Mitchell, H. Belting, J.-M. Mondzain, H. Bredekamp, T. Ingold, L. Malafouris, Ж. Лакан, Ж.-П. Сартр)
- Материя и образ – онтология и метафизика изображений: изображение как специфический объект и модус присутствияВизуальное изображение как специфический объект и модус присутствия (Гуссерль, Ингарден, Бёме, Бём, Marion, Crowther). Концепция образной объектности в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Структурные компоненты пикториальной предметности. Структура образного сознания. Теория визуальных искусств в герменевтической феноменологии. Феноменология восприятия образа в концепциях Финка и Мерло-Понти.
- Структура и динамика изобразительной плоскостиИзображение как синтаксическая структура и как иконическая поверхность. Приоритет синтаксиса над семантикой. «Иконическое различие» и специфическая логика образного. Двусложность восприятия образа как конститутивный фактор. Восприятие изображений как интерсубъективная имагинативная практика.
- Пикториальный номинализм/экологии изображений: образы в коммуникативных средахРиторика и семиотика образов: изображение как символическая репрезентация и как когнитивный опыт. Социальная семиотика: мультимодальность современных изображений и мультисенсорный характер их восприятия. Индексальность фотографического в концепциях Краусс и Диди-Юбермана. «Теория аспектного распознавания» Лопеса. Реабилитация миметизма в концепциях Роберта Хопкинса и Джона Хаймана
- Изображение, восприятие, действие: энактивистские концепции образногоОбразы как формы доступа к миру и как способы организации повседневного. Взаимосвязь восприятия образа и игрового поведения в концепциях К. Волтона и Х.-Г. Гадамера. Образы как «гиперреальность»: культурные эффекты производства и потребления образов в медиа-теории Бодрийяра. Восприятие образов в контексте теории «перцептивного акционизма» Алва Ноэ. Проблематика образа и иконических объектов в культурной социологии.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Контрольная письменная работа + 0.25 * Презентация + 0.25 * Эссе
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.7 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kulvicki, J. V. (2006). On Images : Their Structure and Content. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=215328
Рекомендуемая дополнительная литература
- Crowther, P. (2007). Defining Art, Creating the Canon : Artistic Value in an Era of Doubt. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=191600