• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Ключевые идеи интеллектуальной истории Германии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Germanica: история и современность)
Направление: 41.04.01. Зарубежное регионоведение
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Бойцов Михаил Анатольевич, Михайловский Александр Владиславович
Прогр. обучения: Germanica: история и современность
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из двух разделов. Первый раздел знакомит студентов с ключевыми моментами германской истории и их истолкованием в национальной культурной традиции с XVIII по XX в. Поскольку предполагается, что студенты в той или иной степени уже знакомы с историей Германии, в рамках курса не дается систематическое описание ее событийной стороны, но рассматривается лишь главное из того, что оказалось отфильтровано немецкой культурой в качестве ценностно окрашенного знания. Внимание при этом сосредотачивается на различных интерпретациях «значимого прошлого», получавших распространение как в академической исторической науке, так и в иных популярных формах представления минувшего. Недостающую студенту фактологию ему придется осваивать самостоятельно при помощи рекомендуемой литературы и иных информационных ресурсов. Второй раздел представляет панораму немецкой консервативной мысли от её истоков в Вильгельмовской Германии (П. де Лагард, Ю. Лангбен) через развитие «идей 1914 года» (Й. Пленге, П. Ленш, Р. Ойкен) в годы Первой мировой войны и «реакционный модернизм» времен Веймарской республики вплоть до послевоенной либеральной консервативной мысли (Х. Люббе, О. Марквард) и «новых правых» (А. Молер, Г. Машке). Материал излагается в соответствии с методом интеллектуальной истории, который позволяет сфокусировать внимание не только на идеях и концепциях, но и на биографиях, а также институциональном отношении интеллектуалов и власти (общественное влияние посредством прессы, активное участие в качестве организаторов коммуникативных сетей, академическое администрирование). Центральное место отводится рассмотрению комплекса интеллектуальных течений между двух мировых войн – ключевого периода в истории Германии XX века. Эти интеллектуальные течения, отличающиеся такими установками, как антилиберализм, антиэгалитаризм, антидемократизм, антимарксизм и антикапитализм, принято называть «консервативной революцией» (А. Молер) или «реакционным модернизмом» (Дж. Херф). Рассмотрение этих политических проектов позволяет уточнить понятие о модернизации за счет различных концепций альтернативного модерна. В основе раздела лежат многолетние исследования автора в области немецкой политической философии национально-консервативной ориентации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с ключевыми моментами германской истории и их интерпретациями в национальной культурной традиции с XVIII по XX в.;
  • Формирование навыков критического анализа интерпретаций прошлого германоязычных стран, сложившихся как в академической исторической науке, так и в иных популярных формах представления минувшего;
  • Углубленное изучение возникновения и эволюции идейного потенциала немецкого консерватизма XX в.;
  • Ознакомление со спецификой немецкого консерватизма идей ХХ века в сравнении с британским, французским и русским консерватизмом;
  • Проникновение в институциональный контекст интеллектуальной истории;
  • Формирование критического взгляда на идейное наследие немецких консерваторов на основании сопоставления различных историографических подходов;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных методологических подходов, сложившихся в литературе о революционном консерватизме, ключевых идей и теорий основных представителей «консервативной революции» и послевоенного неоконсерватизма, корпуса текстов, определяющих дискуссионное поле немецкой консервативной мысли ХХ века и основных печатных органов, издательств, союзов, политических партий, связанных с интеллектуальной историей немецкого консерватизма XX в.
  • Умение критически оценивать идеи современных политических идеологий, анализировать идеологические манифесты современных авторов, критически относиться к таким «клишированным» характеристикам консервативной идеологии как «антимодернизм», «фашизм», «популизм», применять полученные теоретические знания в различных формах научно-исследовательской и культурно-проектной деятельности.
  • Владение навыками философского анализа при работе с источниками и исследовательской литературой, навыками применения методов сравнительного анализа, теоретической и исторической реконструкции, способностью выявлять полемические и апологетические аспекты политической идеологии, навыками оценки и анализа трансформации традиции консервативной мысли в сложных социокультурных процессах модерна.
  • Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь базовые знания из области истории философии, политологии, социологии (на уровне бакалавриата), владеть понятийным аппаратом исторического исследования, знать основные методологические подходы в области истории и теории модерна, знать основные этапы и события немецкой истории XIХ – XX вв., демонстрировать знание немецкого языка на уровне B2 и выше.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Ключевые образы прошлого в немецкой исторической традиции
    Тема 1. Древние германцы и римляне Источники сведений о древних германцах. «Римский взгляд» на древних германцев. Сообщения Тацита в интерпретациях XVI — XX вв. Академические дискуссии о древних германцах. Римское прошлое в «школьном знании» Германии и Австрии. Образы древних германцев в культуре Германии и соседних стран. Древние германцы в политической пропаганде XIX — XX вв. Содержание топосов: «Великое переселение народов», «Падение Римской империи», «Варварские королевства». Тема 2. От Карла Великого до Оттонов Складывание франкской державы и ее распад. «Немецкие» образы Карла Великого как исторической фигуры. Вопрос о начале истории Германии: древние германцы, империя Карла Великого или держава Оттонов? Свидетельства современников о возникновении германского королевства и их последующие интерпретации. Приобретение императорского титула германскими королями и его значение в традиции. Место церкви и роль священных реликвий в державе Оттонов. Тема 3. Папы против императоров Григорианская реформа и ее влияние на отношения императоров и епископов. «Борьба за инвеституру» и «книжечки о ссоре». Личности императора Генриха IV и папы Григория VII. «Хождение в Каноссу». Конфликты императоров с папами Римскими в XII—XIV вв. глазами католиков и протестантов XVI-XIX вв. Отражение средневекового противостояния пап и императоров в исторических сочинениях и политических концепциях Нового времени. «Культуркампф» и «Nach Canossa gehen wir nicht». Тема 4. Священная Римская империя Эпоха Штауфенов и ее восприятие в немецкой культуре XIX—XX в. Междуцарствие. Второй половины XIII в. Позднесредневековая империя: деградация государственности или ее складывание? Городская жизнь. Альтернатива централизация-децентрализация в представлениях историков германских земель. Объяснения истоков самостоятельности Австрии и Швейцарии. Императоры, соборное движение и церковь: ускорение кризиса или его предотвращение? Противоречивые оценки позднесредневекового развития германских земель в Новое время. Тема 5. Восточное расселение Распространение немецких поселений к востоку от Эльбы и в других областях как проявление общеевропейских процессов. Насильственная и мирная колонизация, взаимоотношения с местным населением: региональные особенности. Поселения на «немецком праве». Термины Ostsiedlung (deutsche Ostsiedlung, hochmittelalterliche Ostsiedlung), Ostkolonisation, Ostforschung, Landesausbau и Drang nach Osten. Националистические трактовки «движения на Восток» в немецкой и славянских историографиях. Идеи «культуртрегерства» и «жизненного пространства». Политическая инструментализация «Магдебургского права». Различные оценки «исторической миссии» Ганзейского союза. Перемены представлений о Немецком ордене. «Восточная колонизация» и возникновение королевства Пруссия. Тема 6. Средневековая культура Средневековые памятники, получившее особое значение в культуре немецкоговорящих стран. Германский эпос. Романские и готические архитектура и скульптура, их оценки в немецкой культуре Нового времени. Миннезингеры и ваганты. Рейнская мистика. Николай Кузанский. Тема 7. Реформация Религиозный раскол как раскол идентичности и картины прошлого. Связь между Реформацией и ранним национализмом. Концепции Реформации и образы Мартина Лютера в католической и протестантской историографии XVIII — XX вв. Радикальные течения Реформации и Крестьянская война 1525 г. в общественно-политической полемике XIX — XX вв. Тема 8. Тридцатилетняя война Тридцатилетняя война в истории Германии. Немецкая литература времен Тридцатилетней войны: А. Грифиус, М. Опиц. Оценки Тридцатилетней войны в германской исторической мысли и публицистике. Актуализации образов Тридцатилетней войны в литературе и публицистике XIX — XX вв.
  • Раздел 2. Немецкая консервативная мысль ХХ века
    Тема 1. Истоки немецкого революционного консерватизма: Пауль де Лагард, Юлиус Лангбен Рождение революционного консерватизма из духа немецкого национализма. Новый романтизм. Новый утопизм. «Германская вера» П. де Лагарда. «Рембрандт как воспитатель» Ю. Лангбена и восстание против современности. Еврейский вопрос. Тема 2. Политическая теология в круге Штефана Георге: эстетизация политического Молодежное движение (Jugendbewegung). Мюнхенский кружок космиков. Формирование протоэкологического сознания. Эстетизация политического в Круге Георге. Политическая теология георгеанцев первого (Вольтерс, Гундольф) и второго (Канторович) поколений. Переосмысление идей «рейха», «народа», «государства», «союза», «господства», «подчинения», «фюрера» и др. Тема 3. «Идеи 1914 года» Интеллектуальная мобилизация в годы Первой мировой войны. «Торгаши и герои» В. Зомбарта, «Гений войны» М. Шелера: оппозиция Германии и Англии. Роль Ф. Ницше. Sonderweg и «две Германии». Идеи 1914 года против идей 1789 года. Й. Пленге: сближение национализма с социализмом. Тема 4.1. «Консервативная революция» в рамках немецкой интеллектуальной традиции. Понятие «консервативная революция»: проблемы дефиниции и анализа История понятия КР (Т. Манн, Х. фон Хофмансталь, А. Молер), датировка и историографические подходы. КР vs фашизм и национал-социализм. «Консервативная революция в Германии 1918-1932» А. Молера (деление на 5 групп: «младоконсерваторы» (Мёллер), «фёлькиш» (расизм, арийская мистика – предшественники идеологии нацизма), «бюндиш» (движение вооруженных союзов типа «Штальхельм»), «национал-революционеры» (Юнгер, Никиш), «движение ландфолька» (оппозиционное Веймару крестьянское движение из Шлезвига-Гольштейна); идея «вечного возвращения» как лейтмотив КР). Подходы Ш. Бройера (концептуальный анализ через призму критической теории) и А. Руткевича (социологическое деление на группы «гвельфов» и «гибеллинов»). Значение идей Достоевского, Ницше и французского синдикализма. Язык «консервативной революции»: образ vs понятие. Тема 4.2. Феномен «консервативного интеллектуала» в годы Веймарской республики Внепарламентская оппозиция Веймарской республики. Консервативные объединения фрайкоров (e.g. «Bund Oberland», «Stahlhelm»), интеллектуальные клубы (e.g. «Juniklub», «Herrenklub»), издательства (e.g. Diederichs, Hanseatische Verlagsanstalt) и журналы правого спектра (e.g. «Das Gewissen», «Die Standarte», «Arminius», «Widerstand»). Идейные лидеры младоконсерваторов и «новых националистов», их ключевые произведения и идеи. А. Мёллер ван ден Брук, «Третий рейх». О. Шпенглер, «Пруссачество и социализм». Э. Юнгер, «Рабочий». Э. Никиш, «Решение». Э.Ю. Юнг, «Господство неполноценных». Х. Фрайер, «Революция справа». Тема 5. Немецкие консервативные интеллектуалы в годы Третьего рейха и после 1945 года Немецкие интеллектуалы и think tanks НСДАП. «Внутренняя эмиграция» немецких консервативных интеллектуалов. Попытки самоорганизации после войны. «Эра Аденауэра» 1949–1963. Идея «подлинной Германии». К. Шмитт (идеи «друга-врага», «плюриверсума», «больших пространств», «оберегаемой войны», «номос земли»). Г. Небель («прыжок со спины тигра», реанимация архаических ритуалов). Г. Андерс («устарелость человека»). Неоконсерваторы А. Гелен («человек как недостаточное существо») и Х. Шельски («борьба интеллектуалов и работников»). Тема 6. Либеральный консерватизм «школы Риттера» и «новые правые». Феномен «Школы Риттера». Идея «раздвоения прошлого и будущего». Компенсаторная теория как способ встраивания в культуру модерна: О. Марквард и Г. Люббе. «Новые правые» (А. Молер, Г. Машке): «консервативная революция» revisited. Отход от национализма и борьба за этноплюрализм. Критика американизации и глобализации. Влияние консервативных идей на повестку дня Федеративной Республики Германия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Дискуссия на семинарах
  • неблокирующий Письменные работы
    Оценка за письменные работы определяется перед итоговым контролем
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Дискуссия на семинарах + 0.2 * Письменные работы + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bendersky, J. W. (1985). JEFFREY HERF. Reactionary Modernism: Technology, Culture, and Politics in Weimar and the Third Reich. New York: Cambridge University Press. 1984. Pp. xii, 251. $29.95. https://doi.org/10.1086/ahr/90.5.1223
  • Bonwetsch, B., & Galaktionov, J. (2008). История Германии. Том 1. С древнейшых времен до создания Германской империи. KDU, Moskau.
  • Holm, A. (1996). Stefan Breuer: Anatomie der Konservativen Revolution. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft 1993, 232 s., 39,80 DM. Historisk Tidsskrift; Historisk Tidsskrift Bind 96 Hæfte 2 (1996.
  • Lagarde, P. de, 1827-1891. (1886). Deutsche Schriften. Gesammtausgabe letzter Hand.
  • Langbehn, J. 1851-1907. (1892). Rembrandt als Erzieher /.
  • История цивилизации в Европе : пер. с фр., Гизо, Ф., 2005
  • Консерватизм и развитие : основы общественного согласия, Гарбузов, В. Н., 2015
  • МИТРОФАНОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ. (2016). Кризис и трагедия континента. Тридцатилетняя война (1618-1648) в событиях и коллективной памяти Европы / науч. Ред. , сост. Ю. Е. Ивонин, Л. И. Ивонина. - М. : Транс-Лит, 2015. - 564 с. Известия Высших Учебных Заведений. Поволжский Регион. Гуманитарные Науки, 1 (37).
  • Песнь о Нибелунгах, , 2012
  • Пруссачество и социализм, Шпенглер, О., 2002
  • Революция справа, Фрайер, Х., 2009
  • Собрание сочинений. Т.2: Торгаши и герои: раздумья патриота; Евреи и экономика, Зомбарт, В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анналы, Ламберт Херсфельдский, 2013
  • Анналы; Малые произведения; История, Тацит, П. К., 2003
  • В ногу со временем : сокращенное пребывание в настоящем, Люббе, Г., 2019
  • Всеобщая военная история. Новое время. Ч.1 и 2: Войны 1-й половины XVII века в Западной Европе. Тридцатилетняя война (1618 - 1648 гг.); Войны 2-..., Голицын, Н. С., 2019
  • Деяния саксов, Видукинд Корвейский, 1975
  • Идеи к философии истории человечества, Гердер, И. Г., 2013
  • Националистическая революция : полит. ст., 1923-1933, Юнгер, Э., 2008
  • Непобежденный еретик : Мартин Лютер и его время, Соловьев, Э. Ю., 1984
  • О свободе христианина, Лютер, М., 2013
  • Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О Боли, Юнгер, Э., 2000