Бакалавриат
2020/2021
Социология
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Социология» знакомит студентов образовательной программы «Маркетинг и рыночная аналитика» с социологическим подходом к анализу экономических явлений и процессов. В центре внимания находятся потребление и домашнее хозяйство, организации и рынки, государственное регулирование экономики и неформальная экономика, хозяйственные идеологии и экономическое развитие. В основе дисциплины лежат теоретические концепции и результаты эмпирических исследований в области современной экономической социологии
Цель освоения дисциплины
- Овладение ядром концептуального аппарата современной экономической социологии
- Знание основных подходов современной экономической социологии и ее ключевых исследовательских проблем
- Обладание базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе современных эмпирических экономико-социологических исследований
Планируемые результаты обучения
- Знать основные подходы современной экономической социологии и ее ключевые исследовательские проблемы
- Уметь применять ядро концептуального аппарата современной экономической социологии при изучении хозяйственных явлений
- Иметь навыки (приобрести опыт) интерпретации данных, полученных в ходе современных эмпирических экономико-социологических исследований
Содержание учебной дисциплины
- Предмет и становление экономической социологииЭкономическая теория и экономическая социология: междисциплинарные границы и точки соприкосновения. Экономическое действие как форма социального действия. Укорененность экономического действия в социальных отношениях. Методологический индивидуализм в экономической теории и экономической социологии. Предпосылки модели «экономического человека». Предпосылки модели «экономико-социологического человека».
- Социология потребления и домашнего хозяйстваРазличия в потреблении как показатель социальной дифференциации. Теории демонстративной праздности и демонстративного потребления. Общество потребления и потребление знаков.Новая экономическая теория домашнего производства. Моральная экономика и этика выживания. Изменение структуры домашнего хозяйства. Принципы распределения труда между супругами.
- Социология хозяйственных организаций и рынковПричины возникновения хозяйственных организаций. Основные черты бюрократической организации. Причины изменений хозяйственных организаций. Установление управленческого контроля над трудовым процессом. Критика традиционной системы управления и научная теория управления. Фордизм как практическое воплощение тейлоризма. Концепция «человеческих отношений». Стратегии построения отношений между руководителями и подчиненными и факторы их выбора. Специфика социологического подхода к анализу рынков. Основные современные экономико-социологические концепции рынка: рынок как переплетение социальных сетей, рынок как совокупность институтов, рынок как набор культурных конструкций
- Социологический подход к государственному регулированию хозяйства и социальные основания неформальной экономикиТри вида взаимосвязанных монополий государства: силовая монополия, фискальная монополия, административная монополия. Основные сходства и различия между государством и бандитом. «Старая» и «новая» парадигмы анализа роли государства в хозяйстве. Способы взаимодействия государства с участниками рынка: модели «невидимой руки», «помогающей руки» и «грабящей руки». Структурный и институциональный подходы к анализу неформальной экономики. Причины существования неформальной экономики. Структура неформальной экономики: криминальная экономика, теневая экономика, экономика дара (реципрокности), домашняя экономика. Формальные и неформальные институты. Формализация и деформализация правил. Парадоксы неформальной экономики
- Социология хозяйственных идеологий и хозяйственного развитияТри уровня воспроизводства хозяйственной идеологии: идеологическая система, экономическая программа и массовое сознание. Основные типы идеологических систем: демократизм, консерватизм, либерализм и социализм. Идеологические гибриды. Смена идеологических парадигм. Модели однолинейного и поступательного развития. Формационный подход. Теории постиндустриального общества. Теории модернизации и конвергенции. Теории глобализации. Модели параллельного и циклического развития. Концепция «восточного деспотизма». Цивилизационные подходы. Модель матричного развития и «мир- экономики»
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятиях
- Домашнее задание
- Экзаменационная работаЭкзаменационная работа представляет собой письменную работу, которая выполняется в аудиторное время под контролем преподавателя
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Экономическая социология : учеб. пособие для вузов, Радаев, В. В., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Getting a job : a study of contacts and careers, Granovetter, M., 1995
- Society and economy : framework and principles, Granovetter, M., 2017
- The economic organization of East Asian capitalism, Orru, M., 1997