• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Цифровая грамотность

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Бурова Маргарита Борисовна, Лапшинова Анастасия Эдуардовна, Харлашова Кира Эдуардовна, Цветкова Алена Дмитриевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” для студентов образовательной программы “Иностранные языки и межкультурная коммуникация”. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться инструменты для проведения научных исследований, оформления работ, представления результатов. Кроме того, будут рассмотрены специализированные вопросы, связанные с использованием цифровых технологий, в частности, корпусного анализа и цифрового сохранения культурного наследия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” специально для студентов образовательной программы “Иностранные языки и межкультурная коммуникация" и направлен на формирование начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для исследования текстов различных уровней сложности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбираются в корпусной лингвистике
  • Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
  • Понимает, как устроен Интернет
  • Понимает, как работают поисковые системы
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
  • Умеет создавать агрегированные таблицы
  • Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
  • Умеет работать с текстом и изображениями
  • Умеет работать с таблицами и графиками
  • Умеет правильно оформлять источники литературы
  • Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
  • Умеет отличать различные виды данных
  • Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
  • Знает и умеет использовать современные технологии для цифрового сохранения культурного наследия
  • Умеет работать с конструктором сайтов Tilda Publishing
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
    Программное обеспечение (ПО). Кодирование текста. Файлы. Кодирование изображений и звука. Устройства
  • Компьютерная безопасность
    Виды угроз для Android и IOS и способы защиты от них. Виды угроз для Windows и MacOS и способы защиты от них. Спам в почте, социальных сетях и прочих платформах. Безопасность аккаунтов. Онлайн мошенничество и персональные данные
  • Интернет и поиск
    Интернет как глобальная сеть. Интернет-адреса (IP4 и IPv6). Протокол TCP/IP. HTTP, HTML и браузеры. Web-адреса (структура URL). HTTPS, шифрование с открытым ключом, цепочки сертификатов. DNS. Интернет вещей. Будущее сети интернет
  • Корпусные технологии
    Корпус. Типы корпусов и их применение. Работа с имеющимися корпусами. Создание собственных корпусов.
  • Базовые текстовые технологии
    Знакомство с Google.Документы. Форматирование сплошного текста. Google.Документы в системе Google.Диск.
  • Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
    Научный метод познания окружающей действительности. Зачем люди занимаются наукой. Как правильно читать научные статьи и где их брать. Стандарты цитирования. Библиографические менеджеры: Zotero.
  • Работа с табличными данными
    Знакомство с интерфейсом Google speadsheets и Excel. Элементарные операции в Excel. Первичная обработка данных. Анализ табличных данных. Сводные таблицы. Визуализация данных.
  • Основы работы с данными
    Что такое данные. Какие бывают типы данных. Работа с данными: машинное обучение.
  • Основы создания презентации в Power Point
    Знакомство с Power Point. Основы дизайна и основные элементы визуализации. Работа с таблицами и графиками.
  • Digital Humanities
    Большие данные в гуманитарных исследованиях. Сетевой анализ. Стилометрия.
  • Создание сайтов в конструкторе
    Работа с конструктором сайтов Tilda Publishing. Создание сайта с использованием готовых блоков. Настройка внешнего вида сайта.
  • Цифровое сохранение культурного наследия
    Europeana. Стандарты электронной публикации. Цифровые архивы. Метаданные и онтологии. Стандарт хранения данных TEI.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн курс
    Курс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ online.hse.ru. Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля.
  • неблокирующий ДЗ 1. План проекта
    Образец задания и критериев оценивания в 2020 году: https://docs.google.com/document/d/1z1FM03bNpplosqeyh2DIlmavILGJw3K8rRVE4F2_BrQ/edit?usp=sharing
  • неблокирующий ДЗ 2. Сбор данных для проекта
    Образец задания и критериев оценивания в 2020 году: https://docs.google.com/document/d/1rHa4QYF0vglpMQiykRkNAm40RzrnyqEOq7zLOJQ7-Zk/edit?usp=sharing
  • неблокирующий ДЗ 3. Анализ данных для проекта
    Образец задания и критериев оценивания в 2020 году: https://docs.google.com/document/d/1da7W28-2a_ResyagZss2CkvFdD1a3kcvfW8dtPKjVBE/edit?usp=sharing
  • неблокирующий ДЗ 4. Сайт проекта
    Образец задания и критериев оценивания в 2020 году: https://docs.google.com/document/d/1Cpa8YAEWUzEbVOx6Za59oX1Mh2J3EtDR9TZ_1VA50-g/edit?usp=sharing
  • неблокирующий Защита проекта
    Выступление с презентацией проекта
  • неблокирующий Проверочная работа
    Бонусный балл (но не больше 10) можно получить за проверочную работу на занятии. Аналог экзаменационного теста в форме, определенной преподавателем
  • неблокирующий Экзамен
    Сдача теста на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ (https://online.hse.ru/). Тест представляет из себя отрывки тестов по каждому онлайн-уроку. Проводится с использованием прокторинга на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * ДЗ 4. Сайт проекта + 0.2 * Экзамен + 0.1 * ДЗ 1. План проекта + 0.1 * ДЗ 2. Сбор данных для проекта + 0.1 * ДЗ 3. Анализ данных для проекта + 0.2 * Защита проекта + 0.2 * Онлайн курс
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Slager, D. (2016). Essential Excel 2016 : A Step-by-Step Guide. [Berkeley]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1361984

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761