Бакалавриат
2020/2021
Проблемы исследования античной литературы
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Файер Владимир Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина предназначена для первичного введения студентов в проблематику филологической методологии и ознакомления с основами научно-исследовательской деятельности. Студенты знакомятся с общей информацией о классической филологии, ее проблематике и материале; для формирования навыков анализа текста служат переводы античных авторов с латинского и древнегреческого языка. На конкретных примерах показывается, сколь сложны проблемы, стоящие перед современными науками о художественном тексте. Ознакомление с методами, которые лежат за пределами привычного студентам аналитического инструментария, особенно полезно на 1 курсе, так как позволяет заново переосмыслить и переопределить свои академические интересы. Даже для тех студентов, которые впоследствии будут далеки от антиковедения, этот опыт поможет существенно расширить академический кругозор.
Цель освоения дисциплины
- ознакомиться с основной проблематикой филологического исследования античных литературных памятников
- уяснить ход и итоги межкультурной коммуникации Древней Греции и Древнего Рима на примере литературных памятников с привлечением дополнительного материала из области античной истории
- ознакомиться с переводоведческой проблематикой на античном материале
- частично сформировать общекультурный и филологический базис лингвистического образования
- установить межпредметные связи с курсом «Латинский язык»
Планируемые результаты обучения
- Знает обсуждаемый текст (фрагмент или произведение), знаком с фрагментами специальной литературы, владеет основными терминами, может применять элементы филологического и лингвистического анализа.
- Овладение навыками реферирования научного текста; овладение первичными навыками филологического исследования и его устной презентации
Содержание учебной дисциплины
- ВведениеОсновные понятия и термины. Общие: полис, агональность, колонизация. Периодизация: архаика, классика, эллинизм. Античная текстология: разночтение, стемма, архетип, аппарат, конъектура. Информационные ресурсы в антиковедении.
- Гомер.Устный импровизационный эпос, формульная теория. Осознанное-неосознанное авторство. Kustsprache. Проблемы перевода Гомера на русский язык. Филологический комментарий.
- Греческая лирика.Основы стиховедения. Метрика античной поэзии в сравнении с русской метрикой. Три подсистемы античного квантитативного стиха. Размеры эолийской поэзии.Текстология Сапфо; исследование ее поэзии в гендерном аспекте. Рецепция греческой лирики в Риме.
- Античный театр.Происхождение трагедии и комедии. Античная трагедия и ее философское осмысление. Проблема катарсиса. Рецепция греческой драмы в Риме.
- Эллинистический и римский эпос.Эпос в контексте культуры эллинизма. Александрийская филология и ее влияние на литературный процесс. Эволюция гомеровского гекзаметра в римской и позднеантичной литературе.
- Проза.Определение стиха и прозы. Появление прозы в греческой литературе. Проблема перевода произведений разного времени как корпуса текстов. Античный роман.
- ЗаключениеПодготовка доклада-реферата по англоязычной статье. Подготовка фрагмента филологического исследования. Презентация исследования.
Элементы контроля
- Устная работа на семинареЭкзамен проводится в устной форме (учебная конференция: защита проекта). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). Студенты разделяются на две подгруппы. Обязательно присутствие студентов на экзаменах своей подгруппы, но приветствуется слушание и докладов другой подгруппы. Списки групп и порядок выступлений в них высылаются студентам 11 июня. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие микрофона, поддержка Zoom. Желательно наличие камеры. В исключительном случае (при возникновении технических проблем) допустимо делать доклад по телефону, но необходимо, чтобы была прислана презентация, которую будет в этом случае показывать преподаватель или другой студент. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен во время, отведенное для данной подгруппы, при ответе включить микрофон (желательно также включение камеры). В ходе учебной конференции студентам следует за примерно 12 (не более 14) мин рассказать участникам учебной конференции о своем проекте, сопровождая рассказ презентацией (PPTX, PPT, PDF). В случае нарушения связи, если ее не удается восстановить за 1 мин, доклад может быть продолжен в конце секции. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается такое, которое помешало студенту сделать доклад в течение конференции (до 17.00 дня экзамена). При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи проводится в устной форме и подразумевает использование дополнительных вопросов по проекту (историко-литературный комментарий о конкретном античном авторе).
- Доклад-реферат научной статьи
- Презентация фрагмента филологического исследования
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Доклад-реферат научной статьи + 0.4 * Презентация фрагмента филологического исследования + 0.4 * Устная работа на семинаре
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Античная литература : учебник для высшей школы, Лосев, А. Ф., 2001
- Тронский И. М. - ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 564с. - ISBN: 978-5-534-11268-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-antichnoy-literatury-445282
Рекомендуемая дополнительная литература
- Античная литература. Греция : хрестоматия : учеб. пособие, , 2002
- Античная литература. Рим : хрестоматия : учеб. пособие для вузов, , 2003
- История античной литературы : учебник, Тронский, И. М., 2008