• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теория и практика информационно-аналитической работы

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Корнилов Алексей Михайлович, Фетисова Елена Владимировна, Черткова Марина Вячеславовна, Шпунт Александр Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование базовых теоретических и практических знаний в области информационно-аналитической работы. В результате успешного освоения данного курса вы будете знать: ключевые понятия, цели и задачи информационно-аналитической работы; правила организации и базовые схемы реализации информационно-аналитической работы; характерные ошибки, которых следует избегать при проведении информационно-аналитической работы и т.д. Вы будете уметь: составлять и описывать модель проведения конкретной информационно-аналитической работы; проводить аналитическую обработку текстовой информации по различным параметрам; подготавливать итоговые информационные и аналитические тексты, а также осуществлять их редактирование.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить базовые теоретические понятие и освоить практические навыки, необходимыми для осуществления информационно-аналитической работы (ИАР) с материалами СМИ и других открытых источников. Студенты научаться работать с информацией, полученной при помощи поисковых систем, обрабатывать, систематизировать и анализировать ее; ознакомятся с характерными ошибками, которых следует избегать при проведении ИАР. Программа дисциплины основана на изучении, в первую очередь, практического опыта информационно-аналитической работы как в сфере получения и обработки фактографических данных (бизнес-разведка, маркетинг и др.), так и в части аналитического описания текстов СМИ (PR, пресс-службы, реклама). По итогам освоения данной дисциплины студенты смогут самостоятельно составлять и описывать модель проведения конкретной информационно-аналитической работы, проводить аналитическую обработку текстовой информации, подготавливать итоговые информационные и аналитические тексты, а также осуществлять их редактирование и др.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает ключевые понятия ИАР.
  • Воспринимает и правильно интерпретирует данные и умозаключения авторов по разным, ранее незнакомым темам.
  • Знает основные принципы ИАР. Умеет определить задачи и цели ИАР.
  • Умеет организовывать работу по поиску информации., работать с разными видами информации
  • Умеет выделять элементы информации. Знает, как отличить мнение от фактов. Понимает особенности авторского мнения.
  • Умеет применять различные методы анализа при подготовке материала
  • Умеет моделировать информационно-аналитическое исследование
  • Умеет критически оценивать изложенные в текстах СМИ данные и умозаключения.
  • Умеет находить в открытых источниках информацию, необходимую для решения поставленной аналитической задачи. Умеет составлять и тестировать поисковые запросы.
  • Умеет оформлять результаты аналитических исследований в виде кратких содержательных справок.
  • Знает общие принципы и подходы к статистической обработке текстовой информации из открытых источников.
  • Знает основные принципы подготовки аналитических докладов. Умеет определить основные принципы подготовки информационно-аналитических докладов.
  • Знает базовый перечень актуальных профессиональных систем для аналитической работы с информацией из социальных медиа.
  • Знает ключевые законодательные и этические нормы, применяемые при работе с информацией. Понимает важность соблюдения правил ИАР.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Информационно-аналитическая работа (ИАР) в системе прикладных дисциплин гуманитарного цикла. Информация в современном мире. ИАР в информационном обществе. Значение и специфика информационно-аналитической работы в различных сферах деятельности.
    Введение. Цели и задачи курса. Определение информационно-аналитической работы (ИАР). ИАР в системе прикладных учебных дисциплин гуманитарного цикла – особенности преподавания. Прикладной характер дисциплины. Методологические источники информационно-аналитической работы и смежные дисциплины (теория коммуникаций, информационный консалтинг, управленческое консультирование, конкурентная разведка, документоведение и пр.).
  • Тема 2. Общее понятие информации. Роль информации в современном мире. Актуальные проблемы, возникающие при работе с информацией. Варианты классификации информации. Значимые качества информации.
    Роль информации в мире. Современное информационное общество. Основные черты и особенности (виды информации, каналы распространения, целевые аудитории и пр.). Типология и видовые различия информации в современном мире - направленная информация, доведенная информация, дезинформация и пр. Основные требования к информации. Примерная классификация общественно‐ значимой информации.
  • Тема 3. Содержание информационно-аналитической работы. Базовые задачи и цели ИАР. Прикладные и научные знания, навыки и профессиональные качества, необходимые при осуществлении ИАР.
    Планирование ИАР. Оценка потребности в информации, определение приоритетов и ресурсных ограничений, постановка задачи, реализация, контроль исполнения. Методика ИАР. Цели, задачи, объекты и предмет исследования. Основные технологии аналитической работы. Процесс ИАР: общие методы поиска, отбора и обработки информации. Организационно-кадровые принципы ИАР.
  • Тема 4. Поиск информации - общие подходы. Особенности поиска и обработки документальной, социологической, статистической, количественной и визуальной информации.
    Основы организации работы по сбору и анализу информации. Практика и особенности ведения ИАР в госструктурах, бизнесе, общественных, научных и некоммерческих организациях. Особенности поиска и обработки документальной, социологической, статистической, количественной и визуальной информации. Выбор источников поиска в зависимости от задачи. Рассмотрение практических примеров.
  • Тема 5. Работа с основными элементами информации: выделение и анализ фактов, мнений, авторской позиции. Формулирование выводов по итогам анализа.
    Разбор практических примеров с выделением и анализом различных элементов информации - для выработки у студентов привычки к решению коротких исследовательских задач. Тренировка практических навыков по выделению элементов информации и их оценке с разных точек зрения. Выстраивание цепочек рассуждений и формулирование итогового умозаключения.
  • Тема 6. Актуальные методы и приемы, используемые при анализе информации.
    Базовые приемы ИАР. Применение логических законов и правил (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания и пр., дедукция и индукция, аргументирование и пр.). Применение ключевых методов: Контент-анализ, сравнительный анализ, SWOT-анализ, «мозговой штурм», «ситуационный анализ» и пр.
  • Тема 7. Алгоритмы решения типовых аналитических задач. Схема изучения персоны, компании, рынка-отрасли, информационных кампаний. Моделирование информационно-аналитических исследований.
    Схема изучения персоны, компании, рынка-отрасли, информационных кампаний. Моделирование информационно-аналитических исследований.
  • Тема 8. Источники информации. Их особенности и классификация. Специфика работы с различными типами источников. Особенности СМИ как источника информации.
    Основные источники информации. Особенности работы с ними. СМИ как источник информации. Базовые приемы и методы верификации информации.
  • Тема 9. Поиск информации с применением современных методов и инструментов. Профессиональные системы поиска.
    Информационные поисковые системы (ИПС). Internet Search Engines (ISE). Принципы автоматизированного поиска. Особенности работы с Яндекс и Google. Использование полнотекстовых баз данных СМИ (Паблик, Интегрум, Медиалогия, Фактива, Лексис и пр.). Функционал и механизм работы баз. Основные принципы и методы работы с ними. Профессиональный поиск, Булиева логика, составление поисковых запросов, ключевые операторы и принципы их работы.
  • Тема 10. Создание и редактирование информационных и аналитических продуктов - общие подходы и принципы.
    Отработка навыков редактирования информационных и аналитических текстов, работа в мини группах. Коллективная работа под контролем преподавателя.
  • Тема 11. Статистическая обработка результатов ИАР. Медиа-статистика как упрощенный вариант контент-анализа материалов СМИ. Способы визуализации и представления статистических данных.
    Статистические методы в применении к массиву информации. Этапы статистического анализа СМИ. Инструменты статистического анализа СМИ. Презентация примеров результатов статистического анализа материалов СМИ под различные задачи и цели.
  • Тема 12. Способы представления общих результатов аналитической работы. Типовые образцы информационно-аналитических отчетов. Общие подходы к их составлению.
    Изучение принципов, а также удачных/неудачных примеров оформления результатов ИАР.
  • Тема 13. Особенности проведения ИАР в социальных медиа.
    Практическое изучение особенностей контента Социальных медиа и изучение правил работы с ним.
  • Тема 14. Юридическая основа ИАР. Особенности информационно-аналитической работы в рамках государственно-значимых тем. Этика ИАР.
    Этические принципы ведения информационно-аналитической деятельности. Основные проблемы, с которыми сталкиваются информационные аналитики на практике. Юридическое обеспечение ИАР Законодательство РФ (Конституция РФ, Законы «Об информации», «О частной охранной и детективной деятельности», «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», «О персональных данных», «О средствах массовой информации» и пр.) Внутренние и корпоративные регламенты распространения/ использования информации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    За работу на семинаре студент может получить максимально 1 балл. 0 баллов студент получает при неправильных ответах на вопросы преподавателя/некорректное решение задач/отсутствии ответа на вопрос преподавателя. 0,5 б. - за неполные ответы. Задания, предложенные преподавателем для самостоятельной подготовки (сообщения) оцениваются в обязательном порядке; по другим критериям баллы начисляются в том случае, если преподаватель принимает решение положительно оценить активность студента на семинаре. Максимальное количество баллов за все семинары, которое может получить студент равно 13. По итогам работы на семинарах полученные студентами баллы переводятся в 10-балльную шкалу (схема перевода во вложенном файле).
  • неблокирующий Практические задания
    Формат: письменный, аналитическая справка. Обязательное количество заданий для каждого студента равно трем. При этом 1 практическое задание студент делает дома (в установленный преподавателем срок), а 2 задания - в аудитории, на семинарах. Работы, предоставленные позже указанного преподавателем срока, не принимаются, за них выставляется оценка 0. Каждое задание оценивается по 5-балльной шкале. Баллы за каждое задание суммируются, максимальная сумма баллов за практические занятия -15. По итогам работы на семинарах полученные студентами баллы переводятся в 10-балльную шкалу (схема перевода во вложенном файле).
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный, офлайн, с ограничением по времени выполнения - 60 минут. Экзамен состоит из двух частей: задания по проверку уровня теоретических знаний по дисциплине; задания, направленные на проверку понимания и корректность применения полученных знаний.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.3 * Практические задания + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бариленко В.И. - Информационно-аналитические методы оценки и мониторинга эффективности инновационных проектов - Русайнс - 2015 - 163с. - ISBN: 978-5-4365-0167-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916745
  • Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / А.В. Зобнин; Науч. ред. Д.И. Полывянный. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 120 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0193-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/225082
  • Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / Зобнин А.В. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с.: 60x88 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-9558-0398-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/470914
  • Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / Зобнин А.В.; Под ред. Полывянный Д.И., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:Вуз.уч., НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 144 с.: 60x90 1/16 (О) ISBN 978-5-9558-0405-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/491423

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alex Bennet, & David Bennet. (2004). Organizational Survival in the New World. Routledge.
  • Jan Goldman. (2006). Words of Intelligence : A Dictionary. Scarecrow Press.
  • Morgenthau, H. J. (1949). Strategic Intelligence for American World Policy. By Sherman Kent. (Princeto N. J.: Princeton University Press. 1949. Pp. xiii, 226. $3.00.). American Political Science Review, 5, 1046.
  • Информационно-аналитическая работа в международных отношениях: Учебное пособие / В.В. Демидов. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 200 с.: 60x90 1/16. - (Вузовский учебник). (переплет) ISBN 978-5-9558-0269-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/359168