Бакалавриат
2020/2021
Введение в специальность и история коммуникаций
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Векслер Ася Филипповна,
Евстафьев Владимир Александрович,
Зверев Сергей Александрович,
Каткова Светлана Викторовна,
Погодина Римма Игоревна,
Солодухин Олег Юрьевич,
Фахреева Дарья Ришатовна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Введение в специальность - одна из базовых дисциплин для студентов первого курса. Состоит из нескольких блоков, рассматривающих PR, рекламу, историю коммуникаций. По итогам успешного освоения у студента появится понимание основ профессии, сложится комплексная картина взаимодействия основных игроков рынка и основных каналов коммуникации с ЦА , принципов построения коммуникационных кампаний. В курс входит краткий обзор истории продвигающих коммуникаций, начальные сведения по их правовому и этическому регулированию, что является важной составляющей профессиональной культуры специалиста по коммуникациям.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов начальных знаний и базовых представлений, которые помогли бы им на протяжении всего курса обучения ориентироваться в области профессиональной деятельности «реклама и связи с общественностью»
- развитие интереса к будущей профессии.
- получение системного представления об истории рекламы и PR, основных персоналиях, организациях, кампаниях, сыгравших выдающуюся роль в становлении этой области профессиональной деятельности
- получение системного представления о современном состоянии отрасли «Реклама и связи с общественностью»: основных специальностях, технологиях, организационной структуре, направлениях и объёмах деятельности, роли новых медиа в современной практике PR и рекламы
- формирование базовых представлений об этике профессиональной деятельности в данной отрасли.
Планируемые результаты обучения
- Понимает назначения деятельности по связям с общественностью для общества и экономики Понимает структуру деятельности по связям с общественностью Знает основные требования к PR-специалисту
- Корректно определяет аудитории и соответствующие им каналы коммуникации под конкретную коммуникационную задачу (проект) Ориентируется в актуальных трендах коммуникаций
- Знает ключевой набор открытых источников для коммуникационной аналитики компании и способность проведения первичной аналитики Умеет выделить ключевую повестку для конкретной отрасли или аудитории
- Корректно определяет назначение деятельности в области рекламы для социального и экономического развития. Правильно определяет место рекламы в системе социального управления и в системе маркетинга. Умеет выделять рекламу среди других видов продвигающих коммуникаций.
- Знание основных этапов становления мировой рекламы. Понимание взаимосвязи рекламы и социально-экономического развития.
- Понимание специфики становления рекламного процесса в России. Знание принципов национального стиля рекламы.
- Знает средства коммуникаций древности, может оценить роль ораторского искусства в период античности
- Знает особенности символической коммуникации
- Различает приемы и особенности политической коммуникации
- Знает этапы становления PR в американский период «войн и революций»
- Знает об эпохе «разгребателей грязи» и «исторических отцах» PR
- Знает о развитии PR в европейских странах.
- Знает об этапах развития PR в России
- Оценивает тенденции в сфере связей с общественностью
Содержание учебной дисциплины
- Модуль "История коммуникаций". Тема 1. Вопросы генезиса. Коммуникации Древнего мира.Отражение социальных коммуникаций в Ветхом и Новом Завете. Технологии информирования, популяризации, убеждения и рекламы Древнего мира. Вклад в теорию и практику управления коммуникациями выдающихся мыслителей Древней Греции и Рима: Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. Софисты и их значение для теории коммуникаций. Роль ораторского искусства в Греции и Риме.
- Модуль "История коммуникаций". Тема 2. Вопросы генезиса Коммуникации СредневековьяОсобенности коммуникативных процессов средневековой цивилизации. Технологии формирования позитивного имиджа средневековой элиты. Особенности символической коммуникации. Вербальные и невербальные формы
- Модуль "История коммуникаций". Тема 3. Генезис связей с общественностью. Коммуникации в Западной Европе в ХVII -XIX вв.Вклад в общественные коммуникации и формирование современной концепции ПР просветителей XVII- XVIII века. Формирование нового коммуникационного пространства в Западной Европе. Развитие средств письменной коммуникации. Использование периодических и внутрикорпоративных изданий для формирования общественного мнения. Особенности политической коммуникации Франции времен Великой французской революции.
- Модуль "История коммуникаций". Тема 4. Институционализация деятельности в сфере связей с общественностью в США конца 18-19века.Основное содержание периодов и моделей ПР - деятельности. Влияние политических событий американской борьбы за независимость на формирование приемов и методов связей с общественностью. Политические и социальные коммуникации в период "войн и революций". Появление пресс-агентств и "этап паблисити" Роль связей с общественностью в бизнесе и политике. Пресс-секратерь А. Кэнделл - пионер ПР. "Битва титанов": Томас А.Эдисон против Дж.Вестингауза.
- Модуль "История коммуникаций". Тема 5. XX век: кристаллизация ПР как нового вида профессиональной деятельностиЭтап подготовки почвы 1900-1920гг. Эпоха "разгребателей грязи". Первые паблисити-бюро. Великие первопроходцы: Э.Бернейз, А.Ледбеттер Ли, А.Пейдж и их вклад в теорию и практику PR. Первая и вторая мировая война, и развитие ПР-технологий. 50-е годы -расцвет ПР в США. 70-е годы - дискуссия между ПР-ми и маркетологами. 90-е годы: размышления Эла и Лоры Райс.
- Модуль "История коммуникаций". Тема 6. Генезис и развитие связей с общественностью в Европе.Основные этапы в развития ПР в Европе. История становления ПР в Англии. Институализация ПР в Англии. Выдающиеся ПР-специалисты Англии Создание европейской модели ПР Л.Матра. Отличие европейской теории ПР от американской. Французский "стеклянный дом" и эволюция французских концепций связей с общественностью. Стратегия доверия Ф.А.Буари. Ведущая европейская школа ПР в Германии. Особенности ПР в Германии.
- Модуль "История коммуникаций".Тема 7. Связи с общественностью в РоссииСтановление связей с общественностью в России. Приемы и методы ПР в истории России. Уложенная комиссия, победа над оспой. Первые масс-медиа. Первая скрытая реклама. Продвижение «русского Круппа» в 19 веке. Советская реклама в 20 веке.
- Модуль "История коммуникаций". Тема 8. Генезис и развитие связей с общественностью в Европе.Коммуникативные тенденции новейшего времени на основе работ победителей Национальной премии в области развития связей с общественностью «Серебряный Лучник» 2019г.
- Модуль «Связи с общественностью» Тема 9. Специалист в области современных коммуникацийЧто такое PR. Введение. Цели и задачи курса «Введение в специальность. Связи с общественностью.». Структура курса. Программа курса. Организация работы. Оценка работы студента в модуле и за весь курс: ключевые принципы и порядок. Матрица коммуникационных практик. Манипулятивность и взаимодействие. Доверие как основа отношений. Создание доверия. Цели, задачи, общественные функции PR. PR как управленческая функция в организации. Схема PR-проекта. Современные требования к профессионалу в PR Ключевые тенденции в современных коммуникациях. Профессиональный стандарт специалиста по связям с общественностью. Основные компетенции специалиста по связям с общественность. Soft и hard skills для PR: их соотношение, перечень.
- Модуль «Связи с общественностью» Тема 10. Коммуникационные практики и каналы коммуникацииПринципы коммуникации Основные схемы коммуникации. Ключевые фигуры в теории и практике коммуникации. «Каналы» коммуникации. Традиционные и новые каналы коммуникации. Современная динамика использования разных каналов коммуникации. Временной ресурс коммуникации. Интернет. Социальные сети. Персонализация каналов. Презентация Составляющие успешной презентации на примере презентации проекта. Определение целей презентации. Ключевые тезисы. Сопоставление описания целей и результатов. Аналитическое обеспечение презентации. Поиск убедительных цифр. Подбор иллюстративного материала. Сторителлинг в презентации. Эстетика презентации
- Модуль «Связи с общественностью» Тема 11. Стратегия и тактика интегрированных коммуникацийАналитика в PR Регулярные задачи аналитики. Типы вопросов. Открытые источники и как ими пользоваться. Аналитика по открытым источникам: информация о компании, ценности компании, структура рынка и основные игроки, стейкхолдеры и эксперты, представленность компании в медиа. Открытые инструменты аналитики. Стратегия и тактика коммуникаций Стратегия и тактика. Их соотношение. Методология создания коммуникационной стратегии. Примеры создания коммуникационных стратегий и выбора тактических инструментов. Повестка. Типы повесток. Определение, анализ повестки. Вписывание в повестку. Создание повестки
- Модуль «Реклама» Тема 12. Реклама как маркетинговая коммуникация.Цели и задачи модуля «Введение в специальность. Реклама». Структура курса. Программа курса. Организация работы. Оценка работы студента в модуле и за весь курс: ключевые принципы и порядок. Социальное управление. Управление как властное воздействие и как влияние. Понятие «мягкая сила». Реклама как вариант «мягкого» социального управления. Реклама, связи с общественностью, агитация, пропаганда. Коммерческая и некоммерческая реклама. Политическая и социальная реклама. Маркетинг и реклама. Общее представление о маркетинге. Составляющие маркетинга. Роль и место маркетинговых коммуникаций. Виды маркетинговых коммуникаций. Реклама как маркетинговая коммуникация. Проблема интеграции различных видов маркетинговых коммуникаций. Схема маркетинговой коммуникации. Основные проблемы маркетинговой коммуникации. Интегрированные маркетинговые коммуникации.
- Модуль «Реклама» Тема 15. Основные этапы генезиса рекламы.Протореклама как коммуникационная система. Рекламные коммуникации в средневековья. Новое время – начало процесса институционализации рекламы. Начало рекламного бизнеса (XVIвек). Первые агентства и их специфика. Индустриальный переворот XIX века и расширение потребительских практик. Начало рекламной индустрии – американские баинговые агентства первой половины XIX века. Формирование агентств полного цикла. Крупнейшие агентства второй половины XIX – начала ХХ веков. Развитие технологий. Цветная печать и искусство рекламного плаката. Кинореклама. Появление новых каналов коммуникации: глянец. «желтая» пресса. Открытие новых форм торговли: универмаги, каталоги и посылочная торговля. Начало радиорекламы. Создание телевидения и первая телереклама. Первая реклама в сети и другие технологии. Становление брендов (вторая половина XIX века). Эпоха копирайтинга (начало ХХ – 40-е годы ХХ века). Эпоха манипулятивной мотивации (40-50 гг. ХХ века). Эпоха «образа бренда» (50-60 гг.). Годы «креативной революции» (60-70 гг.). Эпоха имиджа и шока (75-90 гг.). Рекламный постмодернизм (95 - нулевые годы). Современные тенденции.
- Модуль «Реклама» Тема 16. Основные этапы и специфика развития рекламы в России«Национальный стиль» рекламы. Лубок и ярмарка – среда формирования русской национальной рекламы. Лубочный стиль – основные константы. Эстетика. Русский бестиарий. Лубочная реклама. Современное бытование лубка. Русская традиция рекламного текста. Балаган и балаганные зазывалы. Раёк. Раёшный стих. Ёрничание. Модерн и псевдорусский стиль в русской рекламе. Конструктивизм в презентационных материалах. Социалистический реализм как отечественный рекламный эксклюзив. Большой стиль в советской рекламе. Становление российской рекламы в 90-е годы.
Элементы контроля
- Промежуточная оценка 3 по модулю «История коммуникаций»Округление оценок происходит на этапе подсчета промежуточной оценки. Способ округления промежуточной оценки арифметический. Например: 7,3= 7. Все оценки ниже 4 не округляются.
- ПересдачаПересдача проводится в устной форме (опрос по материалам блока курса, промежуточная оценка за который является неудовлетворительной. Оценки за остальные блоки остаются без изменений). Пересдача проводится на платформе Zoom. К пересдаче необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне проведения. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в процедуре пересдачи студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время проведения пересдачи студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в прохождении пересдачи.
- Промежуточная оценка 1 по модулю «Связи с общественностью»Способ округления оценок: преподаватель имеет право ставить по модулю дробные оценки. Промежуточная оценка по модулю не округляется, отсекаются все цифры до десятых. Например: 3,45 = 3,4; 2,24 = 2,2.
- Промежуточная оценка 2 по модулю «Реклама»Контрольная работа проводится в письменной форме по основным темам программы курса. Контрольная работа включает в себя пять вопросов открытого типа, которые требуют развернутого ответа. Время ответа по каждому вопросу ограничено Контрольная работа проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru/). Студентам необходимо подключиться согласно расписанию. Во время выполнения контрольной работы студенту запрещено пользоваться вспомогательными материалами (учебником, конспектом и т.п.). Студенту запрещено использовать Интернет и другие информационные ресурсы для ответа на вопросы. В случае возникновения технических проблем, обуславливающих невозможность выполнения контрольной работы в онлайн формате, студентам необходимо заранее сообщить об этом преподавателю. При возникновении технических проблем во время выполнения заданий, студент должен сделать скриншот страницы и отправить письмо в службу поддержки ЛМС с описанием возникшей проблемы, в копию письма поставить преподавателя. Способ округления оценок: промежуточная оценка по модулю не округляется, отсекаются все цифры до десятых. Например: 3,45 = 3,4; 2,24 = 2,2. Важным критерием оценки домашнего задания и творческой работы по модулю «Реклама» является его сдача к установленному преподавателем сроку. В случае неисполнения требований оценка равняется - 0.
- Пересдача
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Итоговая оценка по курсу «Введение в специальность и история коммуникаций» подсчитывается как средняя арифметическая из оценок по модулю «Связи с общественностью», «Реклама», «История коммуникаций». Оитог = (Опромежут.1 + Опромежут.2+ Опромежут.3)/3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов : учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 343 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_592bf62f2c4f86.51817652. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/766813
- История связей с общественностью: Учебное пособие / Е.Н. Бузни. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0347-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/406724
- Организация и практика работы рекламного агентства: Учебник для бакалавров/В.А.Евстафьев - М.: Дашков и К, 2016. - 512 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-394-02549-5, 1000 экз.
- Почекаев Р. Ю. - ИСТОРИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 223с. - ISBN: 978-5-534-04832-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-svyazey-s-obschestvennostyu-438445
- Чумиков А.Н. - Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - 159с. - ISBN: 978-5-7567-0819-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97267
Рекомендуемая дополнительная литература
- Связи с общественностью : Учебное пособие / С.А. Варакута. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 207 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-003443-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/371726
- Связи с общественностью в органах власти: Учебник / А.А. Марков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 190 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (обложка) ISBN 978-5-16-006212-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/368021
- Чумиков А.Н. - Коммуникационные кампании: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 160с. - ISBN: 978-5-7567-0749-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68864