Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар - 1
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Белькович Мария Михайловна,
Быков Андрей Вячеславович,
Вольфсон Юрий Романович,
Грызунова Елена Аркадьевна,
Джибилова Елена Геннадьевна,
Захарова Александра Игоревна,
Маннин Александр Андреевич,
Соколова Кира Владимировна,
Соколова Татьяна Дмитриевна,
Шантырева Любовь Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Программа «Научно-исследовательский семинар» предполагает обучение студентов 1 курса направления "Реклама и связи с общественностью" необходимым вводным исследовательским навыкам и теоретическим знаниям в области научно-исследовательской деятельности в сфере коммуникаций. Курс состоит из четырех разделов: Введение в научную мысль; Научная статья и базы данных; Структура исследования и структура научной статьи, российские стандарты и требования; Массовый опрос как метод исследования коммуникаций. Подобное содержание курса обеспечивает студентов необходимыми знаниями для проведения как количественных, так и качественных научных исследований.
Цель освоения дисциплины
- Обеспечение необходимыми вводными исследовательскими навыками и теоретическими знаниями в области научно-исследовательской деятельности в сфере коммуникаций
- Формирование понимания специфики научной мысли и научного текста;
- Объяснение процесса использования библиотечных ресурсов и оформления списков литературы;
- Обеспечение подготовки студентов для написания литературного обзора для своих исследований и курсовых работ.
Планируемые результаты обучения
- Объясняет отличительные черты научной мысли и научного исследования, основные особенности критериев научного знания и критериев научности. Выделяет классификацию научных исследований, специфику научных исследований в области коммуникаций. Аргументирует основные этапы научного исследования и их особенности. Отличает научные статьи от научно-популярных, определяет и самостоятельно формулирует проблему, исследовательский вопрос, гипотезы.
- Определяет что такое оригинальность исследования, самоцитирование, плагиат. Использует библиотечные ресурсы и базы данных, оформляет список литературы в форматах ГоСт, MLA и APA. Формулирует основные принципы исследовательской работы, отличия качественного и количественного исследования. Различает особенности научных методов в коммуникациях, использует их на практике.
- Различает типы научных и популярных источников информации. Использует корректное оформление научных источников как в тексте, так и в списке литературы. Применяет расширенный поиск в базах литературы электронных ресурсов библиотеки ВШЭ. Различает особенности работы с академической литературой. Выстраивает академический текст. Воспроизводит различные подходы анализа академической литературы. Сравнивает различные мнения, суждения и факты. Применяет первичные и вторичные данные в научной работе.
- Распознает социологическую проблематику и ставить задачи исследования. Разрабатывает анкету для исследования; определяет объем выборки, подсчитывает ошибку выборки. Программирует анкету с помощью определенного инструмента. Строит базовые таблицы по результатам. Проводит корреляционный анализ данных. Интерпретирует количественные данные; применяет основы описательной статистики в интерпретации данных.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в научную мысльНаучная мысль, ее особенности, особенности становления. Типология научных исследований. Исследовательский цикл: проблема, исследовательский вопрос, гипотеза.
- Научная статья и базы данныхНаучная этика, плагиат, самоцитирование. Специфика научной лексики. Библиотечные ресурсы и базы данных. Работа с научными источниками. Понятие научного метода и методологии. Методы в науке о коммуникациях: этнография, интервью, фокус- группа, контент- анализ, опрос.
- Структура исследования и структура научной статьи, российские стандарты и требованияОбзор литературы как отправная точка научного исследования. Методология работы с источниками. Критическое мышление. Источники данных и кабинетные исследования.
- Массовый опрос как метод исследования коммуникацийТипы опросов, область применения. Постановка задач исследования, выделение проблемной области. Программирование анкеты. Построение таблиц. Понятие важности (скрытая, заявленная), использование корреляций для расчета важностей/ факторный анализ. Интерпретация и визуализация результатов. Презентация результатов опроса (домашнего задания).
Элементы контроля
- Промежуточный тест 1Промежуточный тест является формой промежуточного контроля для 1 части первого модуля.
- Финальный тест 1,2Финальный тест проводится в письменной форме на платформе Google forms (https://docs.google.com/forms/. Во время написания экзамена студенты присутствуют в конференции в Zoom с включёнными камерами. В качестве контроля заполнения Google Forms используется расширение ‘Quilgo', позволяющее фиксировать критерии самостоятельного выполнения работы студентом (включенная камера и нахождение человека в кадре (face presence), дополнительно открытые вкладки в браузере прохождения теста или других браузерах (unfocused)). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон, подтвердив тем самым личность проходящего тест через верификацию преподавателем. Войти в Zoom с аккаунта, в котором обозначены имя и фамилия обучающегося в формате: Иванов Иван (при наличии в группе двух обучающихся с совпадающими именем и фамилией дополнительно указывается отчество). Во время экзамена студентам запрещено: переключать вкладки в браузере прохождения теста, использовать дополнительный браузер и просматривать информацию в нем, пользоваться конспектами, презентациями и другими методическими материалами, общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, использовать дополнительные девайсы для поиска информации. Во время экзамена студентам разрешено: при необходимости задавать вопросы, связанные с техническими аспектами прохождения теста, через частные сообщения Zoom преподавателю. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается до 2 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отключение студента (в том числе камеры) дольше, чем на 2 минуты. Работа считается выполненной и может подвергаться дальнейшей процедуре оценивания при соблюдении следующих критериев: показатель 'face presence’ - не менее 80%, показатель 'unfocused' не превышает 2 раз, согласно данным 'Quilgo'. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
- Домашнее задание 3Домашнее задание является формой текущего контроля в 3 модуле НИС.
- Домашнее задание 4Является текущим контролем в 4-м модуле и оценивается как совокупность баллов по итогам выполнения заданий в рамках проведения исследования.
- Аудиторная работа 1Аудиторная работа за 1-й модуль. Среднее арифметическое за работу на каждом семинаре, выполненные домашние задания, групповая работа.
- Аудиторная работа 3Округление по арифметическим правилам. Оценки ниже 4 баллов округляются в меньшую сторону (например, 3,75 =3). Оценки выше 10 баллов (с учётом дополнительного балла за индивидуальную активность) округляются до 10 ровно.
- Аудиторная работа 4Оценка за активность на семинарах в 4 модуле.
- Аудиторная работа 2Оценка за работу на семинарах во 2-м модуле. При выставлении оценки учитывается участие в дискуссии на онлайн-семинарах (ответы на вопросы преподавателя, выполнение и обсуждение домашних заданий, выполнение заданий на семинарах и их презентация). Округление по арифметическим правилам. Оценки ниже 4 баллов округляются в меньшую сторону (например, 3,75 =3).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.15 * Аудиторная работа 1 + 0.15 * Аудиторная работа 2 + 0.12 * Аудиторная работа 3 + 0.15 * Аудиторная работа 4 + 0.08 * Домашнее задание 3 + 0.15 * Домашнее задание 4 + 0.1 * Промежуточный тест 1 + 0.1 * Финальный тест 1,2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Croucher, S. M. (2016). Understanding Communication Theory : A Beginner’s Guide. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055331
- Методы и средства научных исследований: Учебник / Пижурин А.А., Пижурин (мл.) А.А., Пятков В.Е. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 264 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010816-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556860
Рекомендуемая дополнительная литература
- Методология и методы социологического исследования: Учебник / Дудина В.И., Смирнова Е.Э. - СПб:СПбГУ, 2014. - 388 с.: ISBN 978-5-288-05537-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/940854
- Методы научного познания: Учебное пособие / С.А. Лебедев. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-98281-389-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/450183