Бакалавриат
2020/2021![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Логика и юридическая аргументация
Статус:
Курс по выбору (Юриспруденция: частное право)
Направление:
40.03.01. Юриспруденция
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Логика и юридическая аргументации» является обязательной дисциплиной для осваивающих программы бакалавриата в сфере юриспруденции и права. Курс «Логика и юридическая аргументации» может быть реализован в двух форматах: в очном и смешанном очно-заочном - с использованием цифровых онлайн- и аудиторных занятий. Курс «Логика и юридическая аргументации» является обязательной дисциплиной для осваивающих программы бакалавриата в сфере юриспруденции и права. Курс «Логика и юридическая аргументации» может быть реализован в двух форматах: в очном и смешанном очно-заочном - с использованием цифровых онлайн- и аудиторных занятий.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является: формирование общенаучных компетенций, связанных со знаниями и умениями в области логических основ мышления и критической аргументации, включая навыки их применения в профессиональной деятельности юриста. Курс «Логика и юридическая аргументации» является обязательной дисциплиной для осваивающих программы бакалавриата в сфере юриспруденции и права. Курс «Логика и юридическая аргументации» может быть реализован в двух форматах: в очном и смешанном очно-заочном - с использованием цифровых онлайн- и аудиторных занятий. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны: знать: 1. элементарные методы анализа логической формы выражений естественного языка, 2. основные логические формы мысли, 3. ключевые логические свойства рассуждений, доказательств и опровержений, а также критерии их проверки их корректности. уметь: 1. выявлять и реконструировать логическую форму выражений естественного языка, 2. строить элементарные и сложные умозаключения, доказательства и опровержения, 3. распознавать и устранять ошибки в рассуждениях и доказательствах. владеть: 1. базовыми навыками логико-семантического и логико-синтаксического анализа терминов, суждений и умозаключений, 2. элементарными приемами научного определения понятий и терминов, логического деления и классификации, 3. методиками и приемами самостоятельной критической аргументации. Для изучения дисциплины «Логика и юридическая аргументация» требуется владение русским языком в объеме средней школы и знание основ поиска информации в Интернет на уровне уверенного пользователя. Знания, умения и навыки, полученные при изучении данной дисциплины, должны быть использованы в дальнейшем при изучении профессиональных дисциплин, при защите выпускной квалификационной работы (диплома) и прохождении государственной итоговой аттестации (экзамена).
Планируемые результаты обучения
- Знать: понятия логической формы, логического следования, логического значения, логического закона, основных форм мысли, основные правила КЛВ. Уметь: Обнаруживать в тексте, анализировать и строить однопосылочные и двухпосылочные умозаключения, включая условные и разделительные; Различать три вида аргументов – дедуктивные, индуктивные, правдоподобные.
- Владеть: Навыками проверки обоснованности и корректности однопосылочных и двухпосылочных умозаключений, а также применять их для обнаружения в тексте и отбрасывания ошибочных построений в них.
- Знать: 4 основных вида модальностей (алетические, временные, деонтические, эпистемические), основы теоретико-модельной семантики – понятие модели, общезначимости, логического следования на модели. Уметь: обнаруживать в тексте, определять вид модальностей, формализовывать модальные умозаключения; читать и интерпретировать модальные формулы; Владеть: основными семантическими и синтаксическими приемами проверки корректности модальных умозаключений.
- Знать: основные виды определений, правила деления и построения классификаций. Уметь: обнаруживать в тексте, строить и проверять определения и классификации. Владеть: навыками обнаружения в тексте и создания определений и классификаций, устранения из них ошибочных построений.
- Знать: 3 вида индуктивных и 3 вида правдоподобных умозаключений, 3 вида обобщений, понятие вероятностной меры. Уметь: определять логические формы дедуктивных и схемы недедуктивных аргументов, осуществлять их проверку при помощи критических вопросов. Владеть: навыками обнаружения в тексте, картирования, анализа и оценки трех видов аргументов (дедуктивного, индуктивного, правдоподобного).
Содержание учебной дисциплины
- Основы классической и модальной логикиАргументы, рассуждения и умозаключения. Логическая форма. Логическое следование. Три вида аргументов: дедуктивные, индуктивные, правдоподобные. Основные понятия дедуктивной логики (непосредственные умозаключения, логический квадрат, силлогизм) Основы пропозициональной логики. Семантика пропозициональных констант. Сложные условные и разделительные умозаключения
- Элементы модальной логикиАлетические, деонтические, эпистемические модальности. Основы теоретико-модельной семантики, отношение достижимости, ключевые семантические постулаты. Стандартные деонтические систсемы вригтовского типа.
- Логические методы проверки знанийЛогические методы проверки знаний: определение, классификация, вопрос, гипотеза, гипотетико-дедуктивный метод.
- Основы юридической аргументацииДоказательство и опровержение. Индуктивные и правдоподобные умозаключения, схемы аргументации. Критический вопрос. Картирование аргументации.
Элементы контроля
- аудиторная работа
- контрольная работа
- самостоятельная работаСамостоятельная работа № 1: Самостоятельная работа представляет собой анализ аргументации в тексте юридического характера, как правило, предложенном (на выбор) преподавателем или согласованным с преподавателем, если обучающиеся предлагают текст, подобранный самостоятельно. Анализ аргументации в тексте состоит из двух частей: • аргументационной карты, выполненной в программе (OVA); • комментария к карте, содержащем проверку и оценку аргументации. В комментарии должен быть указан тип расхождения во мнениях, указываются (при наличии) особенности позиций сторон и специфика их тактик в данном диалоге, производится проверка аргументов при помощи критических вопросов, указываются ошибки аргументации (если они есть, в этом случае следует предложить исправленный вариант), дается оценка эффективности аргументации. Самостоятельная работа должна демонстрировать: • знакомство автора с основами юридической аргументации; • владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом; • умение квалифицировать тип расхождения во мнениях; • умение обнаружить и оценить аргументы стороны посредством критических вопросов; • устойчивые навыки устранения ошибок аргументации; • приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем изложения. Самостоятельная работа должна иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, анализируемый текст (с указанием его источника), карту, комментарии к ней, оценку аргументации в тексте, заключение, при необходимости – приложения. Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы. Работу следует сдать в цифровой форме, сохранив в формате pdf. Титульный лист самостоятельной работы должен содержать: название факультета; направление подготовки, фамилию, имя, отчество автора, курс; фамилию, имя, отчество, преподавателя; месяц и год выполнения работы. Примерное содержание Самостоятельной работы. 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Текст для анализа (от 1000 до 2000 зн (без пробелов) с указанием источника) 4. Аргументационная карта-схема OVA http://ova.arg-tech.org/. На карте графически отображены: a) Аргументы и контраргументы; b) Строение аргументов; c) Защиты, атаки и адресаты атак в споре. 5. Комментарий к карте. Указать: a) Точки зрения сторон и их пропозициональное содержание; b) Тип расхождения во мнениях c) Вид аргумента (для каждого аргумента) 6. Оценка эффективности аргументации в тексте: a) Оцените состоятельность позиций сторон; b) Укажите сильные и слабые аргумент(-ы); c) Обоснуйте свои ответы в п. 6а и 6b. 1. За неправильно оформленную работу оценка может быть снижена на 1-2 балла, в случае недочетов или отсутствия каких-либо частей работы или сведений о ней. 2. За несвоевременную сдачу работы оценка снижается на 50%. NB! Уточните сроки и способ представления работы у преподавателя семинара.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * аудиторная работа + 0.3 * контрольная работа + 0.4 * самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бесхлебный Е.И. - Логика для юристов. (Бакалавриат). Учебник - Юстиция - 2018 - 247с. - ISBN: 978-5-4365-2820-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930682
Рекомендуемая дополнительная литература
- Абачиев С. К. - ЛОГИКА + СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК В ЭБС 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 401с. - ISBN: 978-5-534-10111-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-slovar-spravochnik-v-ebs-429366
- Ивин А. А. - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 223с. - ISBN: 978-5-534-08927-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prakticheskaya-logika-441269
- Ивин А. А. - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-08802-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prakticheskaya-logika-zadachi-i-uprazhneniya-438613