Бакалавриат
2020/2021
Российско-британские отношения: история и современность
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Колыхалова Ольга Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар предполагает знакомство участников семинара с актуальной проблематикой, связанной с российско-британскими отношениями, которые имеют давнюю историю, где были подъемы и спады, сотрудничество и союзничество, но также соперничество и противостояние. При всех различиях двух стран, они переживали и переживают сейчас сходные процессы, имея ввиду распад империй, снижение роли и веса в мировой политике, поиски своего достойного места в современном мире. Стоит отметить также, что история отношений между двумя странами никогда не ограничивалась только политическими, экономическими связями, имперскими конфликтами, существовала некая мистическая нить, связующая два столь разных и не всегда политически дружелюбно настроенных по отношению друг к другу народа. Корни этих симпатий очень глубоки и разветвлены, что приводило в определенные периоды истории не только к распространению англомании, но и англофильству. В основе курса – изучение богатой и непростой истории взаимоотношений России и Британии.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются: формирование у студентов системного представления об эволюции российско-британских отношений и о том, какой глубокий след россияне оставили в культуре Британии, а британцы в становлении и развитии России; развитие у студентов эвристических навыков научного поиска и исследовательской работы; формирование у студентов теоретического базиса для проведения историографического обзора литературы, отечественной и зарубежной в XVIII - начале XXI вв., связанной с развитием отношений между Россией и Великобританией; развитие и совершенствование навыков поиска и анализа текстового и языкового материала; развитие и совершенствование профессионально-дискурсивных умений и навыков в рамках тематики курса; развитие навыков оформления научного исследования и презентации его результатов; развитие навыков академического письма, подготовки текста курсовой работы; формирование навыков самостоятельной работы; развитие и совершенствование речевых навыков студентов, расширение репертуара языковых средств.
Планируемые результаты обучения
- Знает: исторические предпосылки российско-британских отношений, с учетом геополитического аспекта; основные этапы развития российско-британских отношений, факторы, способствовавшие их формированию, их современное состояние и основные тенденции в их развитии; Российско-британские внешнеполитические отношения и династические связи; истоки российской ксенофобия и британской русофобии, англомании и англофильства.
- Умеет: реферировать и анализировать научную литературу по тематике курса; планировать научное исследование в рамках курса с адекватной постановкой цели и задач, структурированием материала и использованием соответствующих методов анализа; проводить анализ материалов с использованием современных подходов и методов.
- Имеет навыки: сбора, систематизации и анализа языкового материала; оформления и презентации научного проекта.
Содержание учебной дисциплины
- НИС 2. Тема 3. Русская эмиграция в Англии в первой трети ХХ века.Тургенев, Герцен, Кропоткин, Эртель, Степняк-Кравчинский. Толстовская колония. Хомяков, Бердяев. Набоков, Тыркова-Вильямс, Котелянский. Периодические издания: “The New Russia”, “Russian Life”, “The Russian Gazette”.
- Тема 8. Россия глазами англичан.Льюис Кэрролл. Сомерсет Моэм. Редьярд Киплинг. Джон Голсуорси. Бернард Шоу.
- Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования.Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования. Критерии оценки и правила сдачи самостоятельной работы. Параметры выбора эмпирического материала. Общие цели исследования. Правила оформления научного проекта.
- Тема 2. Русско-английские связи в XVI-XX веках: почти пять веков захватывающей истории.Вторая половина XVI века: начало русско-британских дипломатических отношений. Торговые интересы Англии в Московии. Планы колонизации Русского Севера в XVII веке. Британцы и первые Романовы. Британское влияние в России в XVIII веке. Реформы Петра I. Правление Екатерины II. Обучение российской молодежи в Британии. «Европеизация» россиян в XVIII веке. Александр I, его визит в Англию (1814 г.) и Георг-регент. Визит императора Николая I в Великобританию (1844), сближение двух стран в международных вопросах. Невозможный союз: почему Александр II не женился на британской королеве. Александр III - Царь-Миротворец. «Когда Русский Царь удит рыбу, Европа может подождать». Предательство или политическая мудрость? Почему британский король не спас семью Романовых. Николай II и Георг V.
- Тема 3. Судьбы русских после революции в Британии.Поместье Кенвуд. Романовы в эмиграции. Дом вышивки «Китмир». Дом моды «Итеб».
- Тема 4. Российско-британское экономическое сотрудничество.Савва Морозов и хлопчатобумажная промышленность в России. Джон Джеймс Юз (или Хьюз) и металлургия. Современные тенденции в экономических отношениях двух стран.
- НИС 2 Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования.1. Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования. Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования. Критерии оценки и правила сдачи самостоятельной работы. Параметры выбора эмпирического материала. Общие цели исследования. Правила оформления научного проекта.
- Тема 2. Русско-английские связи в XVI-XX веках: почти пять веков захватывающей истории.Вторая половина XVI века: начало русско-британских дипломатических отношений. Торговые интересы Англии в Московии. Планы колонизации Русского Севера в XVII веке. Британцы и первые Романовы. Британское влияние в России в XVIII веке. Реформы Петра I. Правление Екатерины II. Обучение российской молодежи в Британии. «Европеизация» россиян в XVIII веке. Александр I, его визит в Англию (1814 г.) и Георг-регент. Визит императора Николая I в Великобританию (1844), сближение двух стран в международных вопросах. Невозможный союз: почему Александр II не женился на британской королеве. Александр III - Царь-Миротворец. «Когда Русский Царь удит рыбу, Европа может подождать». Предательство или политическая мудрость? Почему британский король не спас семью Романовых. Николай II и Георг V.
- Тема 3. Судьбы русских после революции в Британии.Поместье Кенвуд. Романовы в эмиграции. Дом вышивки «Китмир». Дом моды «Итеб».
- Тема 4. Российско-британское экономическое сотрудничество.Савва Морозов и хлопчатобумажная промышленность в России. Джон Джеймс Юз (или Хьюз) и металлургия. Современные тенденции в экономических отношениях двух стран.
- Тема 5. Дягилевские сезоны.Лондонский сезон балета Дягилева. Королевский балет Великобритании и Ballets Russes Сергея Дягилева
- Тема 6. Англия глазами русских.Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника. Англия». А.И. Тургенев «Дневник в Англии». И.И. Гончаров «Фрегат «Паллада». А.И. Герцен. Славянофилы англофилы? Констанс Гарнетт.
- Тема 7. Первые переводы русской художественной литературы в Британии.Самые читаемые русские писатели в Британии: Ф.М. Достоевский; Л.Н. Толстой; А.П. Чехов.
- Тема 8. Россия глазами англичан.Льюис Кэрролл. Сомерсет Моэм. Редьярд Киплинг. Джон Голсуорси. Бернард Шоу.
- Тема 9. Английские места в Москве. Старый английский двор. Башни Кремля. Кремль. Сухарева башня. Большой Петровский театр. Англиканская церковь Святого Андрея. «Метрополь». ЦУМ.Старый английский двор. Башни Кремля. Кремль. Сухарева башня. Большой Петровский театр. Англиканская церковь Святого Андрея. «Метрополь». ЦУМ.
- Тема 2. Русско-английские связи: войны и союзничество.Крымская война. Причины конфликта. Финал. Изображение Крымской войны в английской и русской литературе, искусстве. Лингвистическое наследие Крымской войны. Международная обстановка в Европе в период сближения позиций России и Великобритании. Русско-английская конвенция 1907 г. Отношения России и Великобритании на начальном этапе первой мировой войны (1914 г.) Влияние союзных обязательств на российско-британские отношения (август 1914 - октябрь 1917). Изображение Первой мировой войны британскими художниками. Солдаты Культуры: русские писатели и художники на Первой мировой войне. Особый Жаргон Войны. Словарь войны. Политика Антанты и Великобритании по отношению к Советской власти. Интервенция Антанты в Россию и поддержка белого движения (1917- начало 1919 гг.)
- Тема 4. 4. Политика Великобритании в отношении СССР (30-е гг. ХХ века): главные факторы.
- Тема 3. Русская эмиграция в Англии в первой трети ХХ века.Тургенев, Герцен, Кропоткин, Эртель, Волховский, Степняк-Кравчинский, Бердяев, Хомяков.
- Тема 5. 5. Вторая Мировая Война. Три великие союзные державы. «Большая тройка».Тегеран. Ялта. Потсдам. Цецилиенхоф.
- Тема 7. Переводчики английской литературы.Самуил Маршак. Корней Чуковский. Борис Пастернак. Рита Райт-Ковалева. Нора Галь. Нина Демурова. Ирина Токмакова. Борис Заходер.
- Тема 6. Россия глазами англичан.Льюис Кэрролл. Сомерсет Моэм. Редьярд Киплинг. Джон Голсуорси. Бернард Шоу.
- Тема 8. Русские в Оксфорде: краткий обзор истории.Русских студенты с петровских времен. Представители российской аристократии и члены царской семьи (конец XVIII и XIX век). Первые россияне, получившие почетную степень доктора гражданского права в Оксфорде. Отпрысков крупных аристократических родов России в Оксфорде (XIX – начале ХХ века). Русские в Оксфорде после революции. Русские в Оксфорде после смерти Сталина. Русский Оксфорд после падения «железного занавеса».
- НИС 2. Тема 9. Русские в Кембридже.Петр Леонидович Капица. Абрам Бесикович. Владимир Набоков. Лидия Лопухова (Лопокова) и Джон Кейнс. Из балерин в баронессы. Николай Михайлович Бахтин.
Элементы контроля
- Предоставление текущих заданий по прочитанной литературе и выступления по заданной тематике
- Презентация творческих заданий (2 задания в двух модулях).
- Подготовка и представление финального проекта
- Самостоятельная работа
- Оценка тестовых заданий:
- Критерии оценивания аудиторной работы1. Текущий контроль. Посещение и участие в семинарах (25%). Посещение семинаров является обязательным для всех слушателей курса. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях, исходя из их активности на занятиях, качества выполнения и своевременности сдачи домашних заданий (выполнение тестовых заданий, анализ очерков, статей, устные презентации по теме исследования, разработка слайдов к презентации – в зависимости от темы и успешности выполнения текущих аудиторных заданий. Активное участие в групповых дискуссиях, обсуждениях необходимо на каждом семинаре и будет оцениваться в соответствии с критериями (см. ниже). Студенты должны готовиться к каждому занятию, читать предлагаемую литературу и быть активными в групповых дискуссиях и в мини-группах (при этом оценивается участие и работа каждого студента, а не всей мини-группы).
- Самостоятельная работа (20%).2. Самостоятельная работа (20%). Преподаватель также оценивает самостоятельную работу студентов, которая направлена на формирование исследовательских навыков и имеет форму подготовки к финальному проекту. При формировании оценки за самостоятельную работу учитывается соответствие качества выполненной работы к текущему по теме семинара и финальному продукту: доклад, презентация, участие в дискуссии, т.п. и соблюдение сроков сдачи работы, которые определяются в зависимости от расписания занятий в календарном году. При нарушении сроков сдачи работ преподаватель имеет право снизить отметку за задание на 2 балла.
- Творческая деятельность (25%).3. Творческая деятельность (25%). Творческая деятельность включает представление презентаций по собственным интересам в рамках заданной проблематики в течение всего курса как способ продемонстрировать глубокое понимание материала и мастерство его презентации. Каждый студент должен принимать участие в таких мероприятиях не менее двух раз в течение всего курса. Студенты работают в мини-группах, но оценивается вклад каждого. Если студент отсутствует на занятии по уважительной причине, он должен найти замену (другого студента, который согласится презентовать его часть). В противном случае, студент получит ноль за данное задание. Оценка за творческую деятельность - это средняя оценка всех творческих презентаций, сделанных студентом за время прохождения предмета.
- Финальный проект 30%. Презентация.Финальный проект 30%. В рамках данного курса студенты должны выполнять проекты по теме НИС «Российско-британские отношения: история и современность». Проект состоит из двух частей: представление письменной работы – реферата по теме проекта (50%); устная презентация результатов проекта (50%). Пооект представляет собой углубленное изучение материала по выбранной проблематике. Представляя проект, студенты должны продемонстрировать, что они могут: сформулировать тему исследование, аргументировать ее актуальность, проработать научную и научно-популярную литературу по теме исследования, проанализировать и интерпретировать полученную информацию; сделать выводы; написать и представить работу в соответствии с академическими стандартами бакалавриата. Студенты работают как команда в мини-группах, однако оценивается вклад каждого студента индивидуально согласно финальному результату по критериям оценивания. Пересдача финального проекта невозможна. Любая бесчестность: списывание, плагиат, подлог, т.п. недопустима, работа будет оценена ноль баллов (см. https://www.hse.ru/studyspravka/plagiat).
- Финальный проект. Критерии оценки письменного текста.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Подготовка и представление финального проекта + 0.25 * Предоставление текущих заданий по прочитанной литературе и выступления по заданной тематике + 0.25 * Презентация творческих заданий (2 задания в двух модулях). + 0.2 * Самостоятельная работа