Бакалавриат
2020/2021





История
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
58
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин общего цикла (ДОЦ) и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Основные положения дисциплины «История» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «История западной философии», «Социальная философия» и других, которые являются базовыми и обязательными для студентов 1-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 47.03.01 «Философия». В результате освоения дисциплины студент должен быть способен: учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной; работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода); логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности в письменной и устной речи, аргументировать свою точку зрения; анализировать, структурировать, обоснованно излагать (в т.ч. наглядно представляя) обработанную информацию; научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Формирование представлений об основных этапах мирового исторического развития человечества с древнейших времен до настоящего времени с особым акцентом на историю Европы.
- Выработка представления о многообразии исторического опыта человечества, отдельных цивилизаций и культур.
- Ознакомление с важнейшими событиями и процессами, определившими основные направления экономического, социального, политического и культурного развития человечества
- Понимание места и значения религий в истории народов мира
- Уяснение принципов периодизации всемирной истории в современной исторической науке, хронологических рамок и сущностного наполнения понятий «Античность», «Средние века», «Раннее Новое время», «Новое время», «Новейшее время»
- Понимание места истории среди других социально-гуманитарных дисциплин, ее особенностей, возможности использования представлений о прошлом в политических целях
- Развитие навыков критического мышления при чтении источников и исторической литературы, знакомство с работами крупнейших современных историков
Планируемые результаты обучения
- Знает структуру курса, умеет различать разные модели периодизации исторического процесса, понимает смысл и назначение периодизации как приема.
- Знает хронологические рамки существования Древней Греции и основные ее цивилизационные особенности; знает основные понятия данного блока; знает основных персонажей, даты и события, названные в лекциях и в соответствующих главах обязательного учебника.
- Знает географические и историко-политические основы древнеримской культуры; умеет различать понятия polis и civitas; знает основные даты, события и действующих лиц римской истории; может объяснить значение принятия христианства для последующей истории Рима и Европы
- Знает основные понятия средневековой культуры; умеет отличать феодальную культуру от античной и, с другой стороны, от модерной; знает опорные определения феодализма (Карл Маркс, Франсуа Гансхоф, Жак Ле Гофф, Жорж Дюби, А.Я. Гуревич, Ю.Л. Бессмертный и др.) и умеет применять их в собственной работе; знает базовый набор фактического материала.
- Знает хронологические границы раннего Нового времени, умеет отличать раннее Новое время от Средних веков и от развитого Модерна; знает основные теории становления европейского государства, анализирует их на фактическом материале, полученном из лекций и учебника; понимает значение "революции Гутенберга"; знает понятия Реформации и атлантических революций.
- Знает основные вехи развития европейских государств XIX века; знает понятие "долгого XIX века" и умеет его анализировать;
- Знает основные черты современной европейской цивилизации и умеет объяснить их генезис, причины и следствия их формирования; знает историю Второй мировой войны и может анализировать основные проекты послевоенного переустройства мира и их последствия
Содержание учебной дисциплины
- Установочная лекция2 часа; Цели и задачи курса. Структура курса, формирование накопленной оценки. Требования к письменным работам. Организация взаимодействия между онлайн-курсом и оффлайн-семинарами
- История Древней ГрецииДревняя Греция: от Крито-Микенской эпохи до периода эллинизма
- История древнего РимаДревний Рим: эпоха царей, Республика и Империя
- История Средних вековФеномен феодализма, раннее Средневековье, развитое Средневековье, ренессанс XII века, города, Церковь, крестовые походы.
- История раннего Нового времениРеформация, Контрреформация. Великие географические открытия. Противостояние Европы и Османской империи. Атлантические революции: от борьбы за свободу к переизобретению политического порядка Нидерландская, Английская, Американская и Французская революции
- История Нового времениНаполеоновские войны и их последствия. Венская система. «Священный союз» Революционные движения в Европе 1820-х и 1848-1849 гг. Объединение Германии и Италии Колониальная политика европейских держав в XIX веке США и страны Латинской Америки в XIX веке I Мировая война: основные этапы и отличительные черты
- История Новейшего времениВерсальско-Вашингтонская система Экономический кризис 20-30-х гг. и разные пути его преодоления II Мировая война: предпосылки, причины, этапы Ялтинско-Потсдамская система. Биполярный мир и феномен холодной войны. Разные формы международной интеграции после Второй мировой войны
Элементы контроля
- Работа на семинарахСеминары идут в 3-м и 4-м модулях;
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме, с помощью платформы Zoom. Студент получает билет, включающий в себя 2 вопроса, и пишет ответы на них на протяжении 2 часов (120 минут). Пользоваться в процессе написания работы можно чем угодно. После завершения экзамена все работы проверяются преподавателем в системе Антиплагиат. Нормой считается показатель оригинальности текста в диапазоне от 100 до 90%. В случае снижения показателя ниже 90%, за каждый процент снимается 1 балл от максимально возможной оценки. В случае снижения показателя оригинальности текста ниже 80%, работа оценивается как несамостоятельная (плагиат), за экзамен ставится "0", а преподаватель направляет служебную записку на имя декана.
- Реферат монографии по истории Древней Греции, Древнего Рима или Средних веков
- Экзамен по онлайн-курсу "История Запада"
- Реферат монографии по истории Нового или Новейшего времени
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Оценка за курс складывается из следующих элементов: экзамен по онлайн-курсу (30%), устный экзамен по дисциплине (20%), реферат за 1 модуль (15%), эссе за второй модуль (20%), работа в семинарах (15%)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Sir A.W. Ward. (2019). The Cambridge Modern History : Modern History 13 Vl. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1085534
- История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
- История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- SPQR. История Древнего Рима: Научно-популярное / Бирд М. - М.:Альпина нон-фикшн, 2017. - 696 с.: ISBN 978-5-91671-639-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003549
- Виноградов П.Г. - Исследования по социальной истории Англии в средние века - Издательство "Лань" - 2014 - 276с. - ISBN: 978-5-507-39775-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/50529
- Карсавин Л.П. - Монашество в средние века - Издательство "Лань" - 2013 - 69с. - ISBN: 978-5-507-10122-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9818