Бакалавриат
2020/2021
Логика
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
142
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 47.03.01 - Философия, обучающихся по специализации философия, изучающих дисциплину логика. Роль учебного курса логики для студентов образовательной программы «Философия» НИУ ВШЭ оценивается, исходя из многовековой традиции, рассматривающей логику как органон философии и включающей её в тривиум - фундамент классического образования. Логическая грамотность – не дополнение, а базисный компонент профессиональной компетентности любого гуманитария, в особенности, философа. Эта профессиональная компетентность предъявляет особые требования к аналитической культуре, предполагая систематическое и осознанное обращение к логическим методам. Изучение логики образует базисный компонент профессиональной подготовки философа, поскольку способствует формированию культуры мышления, развивает способность логически правильно выстраивать и анализировать философские аргументы, помогает понять роль логики в современных философских исследованиях. Курс логики для студентов образовательной программы «Философия» НИУ ВШЭ охватывает четыре модуля и включает чтение лекций и проведение семинарских занятий. Проведение семинарских занятий по логике связано с обучением практическим навыкам корректных логических операций и является необходимым компонентом курса логики.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление студентов с логическими принципами анализа информации и принятия рациональных решений.
- обучение образцам корректных логических операций и металогическим знаниям, обучение правилам аргументации и полемики, навыкам рационального убеждения в дискурсах различного типа, в том числе, в философском дискурсе
- овладение концептуальным аппаратом логической семиотики и принципами его использования в интерпретации текстовой информации
- знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий, анализ методологического значения ограничительных теорем о выразительных, вычислительных и дедуктивных возможностях формализмов, оценка философского значения и границ метода формализации
- углубление методологической подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием рациональности, основными этапами развития логики, проблематикой современных неклассических логик, связанной со спецификой неклассической науки и неклассической рациональности
Планируемые результаты обучения
- знает принципы и методы традиционной и математической, классической и неклассических логик
- знает металогические свойства и онтологические предпосылки различных логических систем.
- умеет классифицировать логические операции
- владеет навыками логического анализа различного рода рассуждений;
- знает основные этапы развития современной философской логики
- умеет критически анализировать аргументативные философские тексты
- владеем методами логического анализа философских текстов
- умеет правильно совершать операции над объемом понятия
- умеет восстанавливать энтимемы до правильного силлогизма
- умеет строить таблицы истинности для классической логики высказываний
- умеет определять логические отношения между высказываниями
- умеет анализировать логическую структуру высказывания средствами классической логики предикатов
- знает основные системы модальных логик
- умеет устанавливать выполнимость в модели Крипке для модальной формулы
- знает основы темпоральной логики
- знает основы деонтической логики
- знает основы логики действий
- знает основы эпистемической логики
- знает основы многозначных логик
- знает основы интуиционистской логики
- знает основы релевантных и паранепротиворечивых логик
- знаком с основными этапами становления логической семантики
- знаком с критерием инвариантности Тарского и принципом онтологической нейтральности Куайна.
- знаком с содержанием теста Тьюринга и аргументов "китайской комнаты" Дж. Серля
- знаком с основными понятиями теории речевых актов
Содержание учебной дисциплины
- 1.1. Дедуктивная логика. Предмет логики.Правильное рассуждение как предмет логики. Отношение логического следования. Понятия логической формы и логического закона. Когнитивные предпосылки возникновения теории рассуждений. Основные этапы развития логики. Логика как философская наука. Паралогизмы, парадоксы, софизмы.
- 1.2. Дедуктивная логика. Основы логической семиотики.Язык как информационная знаковая система. Понятие семиотической ситуации. Основные семиотические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика. Семиозис как когнитивный процесс. Функции языка. Естественные и искусственные языки. Логические и дескриптивные термины. Формализация и символизация. Принципы построения формализованных логических языков. Язык-объект и метаязык. Смысл и значение знака. Денотация и коннотация. Референциальная непрозрачность. Интенсиональные и экстенсиональные контексты. Язык и онтология. Гипотеза лингвистической относительности Сепира – Уорфа.
- 1.3.1. Дедуктивная логика. Элементы традиционной логики. Традиционная теория понятия.Имя, смысл, понятие. Способы образования и виды понятий. Понятия и комплексы. Натурализм и конвенционализм в теории именования. Проблема имен (мин) и реалий (ши) в школе имен (мин цзя). Диалог Платона «Кратил»: именование как деятельность. Содержание и объем понятия. Обобщение и ограничение понятий. Отношения между понятиями по объему. Булевы операции с объемами понятий. Деление понятий. Классификация и категоризация. Категориальные ошибки. Определение и его типы. Определение и диэреза у Платона и Аристотеля. Идея и понятие. Доказательства из определения: онтологический аргумент и его критика Кантом. Эссенциализм классической теории понятия и её альтернативы. Теория прототипов и принцип «семейного сходства».
- 1.3.2. Дедуктивная логика. Элементы традиционной логики. Силлогистика.Суждения, вопросы, императивы. Пресуппозиция вопроса. Простые и сложные суждения. Простые категорические суждения и принципы их силлогистического анализа. Аристотелевская и традиционная силлогистика. Непосредственные силлогистические рассуждения: по логическому квадрату, обращение, превращение, противопоставление. Простой категорический силлогизм: термины, фигуры, модусы. Общие правила силлогизма и свойства правильных модусов различных фигур. Проверка правильности силлогизма по круговым схемам. Сложные и сокращенные силлогизмы. Методологические трудности традиционной силлогистики: проблема единичных, универсальных и пустых терминов. «Индийский силлогизм».
- 1.4.1. Дедуктивная логика. Основы классической логики. Основы классической логики высказываний.Формальная теория и логическое исчисление. Синтаксический и семантический подходы к логическому следованию. Язык и законы классической логики высказываний. Табличное построение классической логики высказываний. Натуральное исчисление высказываний. Эвристические приемы поиска вывода в натуральном исчислении высказываний. Аксиоматические теории. Виды аксиоматик. Формальные аксиоматики. Аксиоматический подход к построению исчисления высказываний. Мета-теоретические свойства классического исчисления высказываний: синтаксическая непротиворечивость и полнота, семантическая непротиворечивость и полнота, разрешимость. Понятие независимости аксиом и правил вывода.
- 1.4.2. Дедуктивная логика. Основы классической логики. Основы классической логики предикатов.Язык логики предикатов первого порядка. Свободные и связанные индивидные переменные. Экзистенциальная и универсальная квантификация. Семантика логики предикатов первого порядка. Классы, множества, кортежи. Свойства и отношения. Понятие модели. Аксиоматическое и натуральное исчисления предикатов: понятия доказательства, теоремы, вывода и отношения выводимости. Семантическая непротиворечивость и полнота, синтаксическая непротиворечивость и неполнота, неразрешимость классического исчисления предикатов первого порядка. Логика предикатов первого порядка и традиционная логика. Принципы погружения традиционной силлогистики в логику предикатов первого порядка. Расширения стандартной логики предикатов первого порядка. Логика предикатов с равенством. Ограниченные и обобщенные кванторы. Языки высших порядков. Квантификация и онтологические допущения языка: канонический критерий Куайна и его альтернативы.
- 1.5.1. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы модальной логики.Типы модальностей: алетические, деонтические, темпоральные, эпистемические, доксатические, аксиологические. Философские основания и истоки идеи возможных миров. Основные системы модальных логик (K, T, D, B, D4, D5, D45, KD45, S4, S5), дедуктивные отношения между ними. Семантика возможных миров. Проблема квантификации в модальной логике. De re и de dicto прочтение. Формула Баркан. 2D – семантика.
- 1.5.2. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы темпоральной логики.Семантика темпоральной логики. Логика линейного времени. Логика ветвящегося времени. Проблема взаимоотношения темпоральных и алетических операторов. Темпоральная логика предикатов.
- 1.5.3. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы деонтической логики.Семантика и дедуктивные свойства деонтических операторов.Парадоксы деонтической логики. Редукция Андерсона.
- 1.5.4. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы stit-логик.Семантика и дедуктивные свойства операторов [cstit] и [dstit]. Групповые действия. Сочетание операторов действия и деонтических операторов.
- 1.5.5. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы эпистемической логики.Эпистемическая логика. Знание и метазнание. Формы группового знания. Доксатическая логика. Операторы убеждения и условного убеждения. Динамическая эпистемическая логика. Публичное объявление (public announcement). Операторы информационного обновления: Классические задачи динамической эпистемической логики: «чумазые дети», «рассуждающие мудрецы». Эпистемическая логика и формальная эпистемология. Парадокс Мура, парадокс Фитча, проблема Геттьера на языке эпистемической логики.
- 1.5.6. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Многозначные логики.Многозначные логики (трехзначная логика Лукасевича, логика Бочвара, трехзначные логики Клини). Тезис Сушко.
- 1.5.7. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Интуиционистская логика.Семантика Крипке для интуиционистской логики. Связь интуиционистской логики с модальной логикой. Аксиоматическое построение интуиционистской логики. Натуральное исчисление для интуиционистской логики высказываний.
- 1.5.8. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Релевантные и паранепротиворечивые логики.Аксиоматическое построение систем R, E и FDE. Логика B4. «Discussive logic». «Logic of Paradox».
- 2.1. Философия логики. Становление и развитие логической семантики.Теоретические предпосылки возникновения общей теории знаковых систем. Семиология де Соссюра: язык и речь, означающее и означаемое, синхронное и диахронное, значение и значимость. Семиотика Пирса – Морриса. Антикартезианство и теория знаков Пирса: репрезентамент – объект – интерпретанта, иконические знаки – индексы – символы. Бихевиоризм Морриса: знак – десигнат – интерпретанта – интерпретатор, синтаксис – семантика – прагматика. Кантовская архитектоника логики, феноменологическая программа трансцендентального обоснования логики. Критика психологизма Гуссерлем. Знак и интециональность, ноэма и ноэзис. Феномен как смысл. Антипсихологизм и логицизм Фреге. Бикомпонентная семантика Фреге: функция и предмет, смысл и денотат, принципы контекстуальности и композициональности. «Логический атомизм», теория дескрипций и теория типов Рассела. Программа «преодоления метафизики логическим анализом языка»: семантические идеи Венского кружка. «Образная» теория языка раннего Витгенштейна. Априорность логики и проблема «мистического». Функционалистская концепция значения позднего Витгенштейна. Проблема «следования правилу» и «скептический парадокс» Крипке. «Языковая игра» как «форма жизни»
- 2.2. Философия логики. Философские проблемы обоснования логики.Семантическое обоснование логических систем. Логические и семантические парадоксы. Семантическая замкнутость языка. Определение понятия истинности для формализованных языков: схема Тарского. Понятие дедуктивной системы и теоретико-модельное определение логического следования. Критерий инвариантности Тарского и принцип онтологической нейтральности Куайна. Теоретико-модельные свойства формальных теорий. Множественность интерпретаций, нестандартные модели и парадокс Сколема. Феномен онтологической редукции, парадокс Патнэма и философские основания теоретико-модельных семантик. Куайн о непостижимости референции и неопределенности перевода, «двух догмах эмпиризма», «центре» и «периферии» научной теории.
- 2.3. Философия логики. Выразительные, вычислительные и дедуктивные возможности формализмов.Формальные системы, алгоритмы и вычислимые функции. Машина Тьюринга и тезис Тьюринга-Чёрча. Тест Тьюринга и «китайская комната» Сёрля. Теоремы Гёделя о неполноте достаточно богатых формальных теорий и недоказуемости непротиворечивости этих теорий их собственными средствами. Философский смысл ограничительных теорем. Формализуемое и неформализуемое в знании. Сильный и слабый искусственный интеллект.
- 2.4. Философия логики. Основы логической прагматики. Теория речевых актов и ее альтернативы.Теория речевых актов и её эволюция. Локутивные, иллокутивные и перлокутивные речевые акты. Перформативная гипотеза. Коммуникативные импликатуры Грайса, постулаты речевого общения и коммуникативные неудачи. Постграйсианские прагматические теории. Основы теоретико-игровой семантики и прагматики. Конститутивные и регулятивные правила: институт и ритуал. Конституирующие правила аргументативного речевого акта. Аргументация как обоснование мнений и действий.
Элементы контроля
- средняя оценка за контрольные работы (1-2 модули)
- средняя оценка за контрольные работы (3 модуль)
- Экзамен 4 модульПервая и вторая пересдачи проходят в такой же форме, что и устный экзамен.
- средняя оценка за контрольные работы (4 модуль)
- Аудиторная работа (4 модуль)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Итоговая оценка за 1 и 2 модули (И12) формируется из следующих промежуточных оценок: – КР12 – неокруглённая средняя оценка за контрольные работы в 1 и 2 модуле; – O(КР12) – округлённая средняя оценка за контрольные работы в 1 и 2 модуле; – ЭКЗ12 – оценка за устный экзамен (2 модуль). Итоговая оценка за 1 и 2 модули формируется формируется по следующему принципу: 1) Если ЭКЗ12 ≥ O(КР12), то И12 = ЭКЗ12; 2) Если ЭКЗ12 < O(КР12), то И12 = 0.3* КР12 + 0.7* ЭКЗ12; В ведомость выставляется округленная итоговая оценка за 1 и 2 модули.
- Промежуточная аттестация (3 модуль)Итоговая оценка за 3 модуль (И3) формируется из следующих промежуточных оценок: – КР3 – неокруглённая средняя оценка за контрольные работы в 3 модуле; – O(КР3) – округлённая средняя оценка за контрольные работы в 3 модуле; – ЭКЗ3 – оценка за письменный экзамен (3 модуль). Итоговая оценка за 1 и 2 модули формируется формируется по следующему принципу: 1) Если ЭКЗ3 ≥ O(КР3), то И3 = ЭКЗ3 2) Если ЭКЗ3 < O(КР3), то И3 = 0.3* КР3 + 0.7* ЭКЗ3 В ведомость выставляется округленная итоговая оценка за 3 модуль.
- Промежуточная аттестация (4 модуль)Итоговая оценка за 4 модуль (И4) формируется из следующих промежуточных оценок: КР4 – неокруглённая средняя оценка за контрольные работы в 4 модуле; O(КР4) – округлённая средняя оценка за контрольные работы в 4 модуле; АУД4 – неокруглённая оценка за аудиторную работу в 4-м модуле; ЭКЗ4 – оценка за устный экзамен (4 модуль). Итоговая оценка за 4 модуль формируется по следующему принципу: И4 = 0.3*КР4 + 0.2*АУД4 + 0.5*ЭКЗ4.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008
- Основы логики : учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Benthem, J. F. A. K. van. (2011). Logical Dynamics of Information and Interaction. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=409031
- Dynamic epistemic logic. (2007). Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-5839-4
- Horty, J. F. (2001). Agency and Deontic Logic. Oxford [England]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=140526
- Marion, M., Roy, O., & Girard, P. (2011). Dynamic Formal Epistemology. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=371335
- Анисов А.М. Темпоральный универсум и его познание. – М., 2000. – 209 с. ISBN 5-201-02034-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346754
- Михайлов К. А., Горбатов В. В. - ЛОГИКА. ПРАКТИКУМ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 431с. - ISBN: 978-5-534-04536-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-praktikum-431994
- Попов Ю.П. - Логика - КноРус - 2009 - 295с. - ISBN: 978-5-390-00251-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/227813
- Светлов, В. А. Логика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. А. Светлов. – М.: Логос, 2012. – 432 с. – (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-618-0.
- Сидоренко Е.А. Релевантная логика (предпосылки, исчисления, семантика). - М., 2000. - 244 с. - ISBN 5-201-01925-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345461