• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социальная антропология Востока

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 82

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина входит в базовую часть блока дисциплин профессионального цикла. В процессе освоения дисциплины студенты получают базовые представления о предмете и методах социальной антропологии, ее связях с другими научными дисциплинами, истории антропологического изучения стран Востока; знания о многообразии форм социальной жизни и культурного опыта народов Азии и Африки. Лекции могут проводиться как в онлайн, так и в офлайн формате. Формат проведения каждой конкретной лекции будет указан в расписании. При необходимости все виды занятий и промежуточной аттестации могут проводиться онлайн.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины является формирование у обучающихся комплексного представления о категориях и методах социально-культурной антропологи, об основных этапах эволюции антропологического знания об истории антропологического изучения народов Востока; знаний и представлений о социальных и культурных особенностях традиционных сообществ, а также процессах, которые разворачиваются в обществах стран Азии и Африки в современную эпоху.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает знаниями об основных понятиях и методах социально-культурной антропологии, истории развития антропологии как научной дисциплины, ее направлениях и научных школах; представлениями об истории антропологического изучения народов Востока.
  • Знает основные источники и исследовательские работы по социально-культурной антропологии Азии и Африки.
  • Владеет навыками изучения и анализа социальных и культурных феноменов в азиатско-африканских сообществах, а также навыками использования этих знаний для понимания социально значимых проблем современного мира.
  • Обладает знаниями о социальных группах в странах Азии и Африки, процессах их формирования; представлениями о миграциях и диаспорах афро-азиатского происхождения.
  • Обладает знаниями об основных особенностях традиционной культуры стран Востока, а также процессах ее трансформации в современную эпоху.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.
    Основные понятия и категории социально-культурной антропологии. Научные школы и направления в истории антропологии. История антропологического изучения народов Востока.
  • Тема 2.
    Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в странах и регионах Азии и Африки. Миграции и диаспоры афро-азиатского происхождения за пределами зон основной локализации.
  • Тема 3.
    Традиционная культура и процессы ее трансформации в странах и регионах Азии и Африки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Блокирующая контрольная работа
    Все виды письменных (блокирующая контрольная работа, эссе) и устных (доклады) заданий, по которым осуществляется текущий контроль, должны быть представлены в установленный преподавателем срок. Блокирующая контрольная работа ориентирована на проверку знаний по теме 1. Задание для контрольной работы состоит из двух открытых вопросов, которые студенты выбирают из списка предложенных. Письменный развернутый ответ на каждый из вопросов не должен превышать 2 тысячи знаков, включая пробелы. Оценка за каждый ответ учитывает содержательные (понимание сути вопроса, полнота, правильность и оригинальность ответа, умение оперировать конкретными примерами) и языковые (логика изложения, соблюдение лексических, грамматических, стилистических и пунктуационных норм русского языка) аспекты. Оценка за контрольную работу может быть повышена на 1-3 балла за активное участие в дискуссиях и правильные ответы на семинарах.
  • неблокирующий Доклад 1
    Все виды письменных (блокирующая контрольная работа, эссе) и устных (доклады) заданий, по которым осуществляется текущий контроль, должны быть представлены в установленный преподавателем срок. Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Эссе
    Все виды письменных (блокирующая контрольная работа, эссе) и устных (доклады) заданий, по которым осуществляется текущий контроль, должны быть представлены в установленный преподавателем срок. Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы.
  • неблокирующий Экзамен
    До сдачи экзамена допускаются студенты, получившие положительную оценку за блокирующую контрольную работу (4 балла и выше). Экзамен проводится в письменной форме по завершении курса, в конце 3-го модуля, по материалам тем 2 и 3. Экзаменационное задание состоит из двух открытых вопросов, сгруппированных в экзаменационный билет. От студентов требуется дать развернутый ответ на каждый из вопросов, демонстрируя понимание сути вопроса, знание фактического материала и умение его интерпретировать. На проверку и оценивание экзаменационных заданий отводится не менее 5 дней.
  • неблокирующий Доклад 2
    Все виды письменных (блокирующая контрольная работа, эссе) и устных (доклады) заданий, по которым осуществляется текущий контроль, должны быть представлены в установленный преподавателем срок. Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Блокирующая контрольная работа + 0.1 * Доклад 1 + 0.1 * Доклад 2 + 0.3 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Altorki, S. (2015). A Companion to the Anthropology of the Middle East. Wiley-Blackwell.
  • Morrell, E., & Cao, H. (2009). Regional Minorities and Development in Asia. Routledge.
  • Spencer, J., & Barnard, A. (2010). The Routledge Encyclopedia of Social and Cultural Anthropology: Vol. 2nd ed. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hafez, S., & Slyomovics, S. (2013). Anthropology of the Middle East and North Africa : Into the New Millennium. Indiana University Press.
  • Kia, A. (2015). Central Asian Cultures, Arts, and Architecture. Lexington Books.
  • Marranci, G. (2008). The Anthropology of Islam. Berg Publishers.
  • Sechiyama, K. (2013). Patriarchy in East Asia : A Comparative Sociology of Gender. Brill.
  • Хуснуллина, А. (2013). Социальная И Культурная Антропология. Краткое Введение. Вестник Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств, 4–2.