• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История восточных цивилизаций

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой взгляд на народы Ближнего и Дальнего востоков с позиции цивилизационного подхода. Любая цивилизация – это, прежде всего, набор ценностей, которые разделяют представители одного отдельно взятого народа, то, что создает их общее мировоззрение. Соответственно, для формирования представлений об основополагающих особенностях восточных культур и их разнообразии необходимо рассмотреть этапы зарождения и оформления ценностей: где, когда и при каких условиях они появились, а также каковы их специфические черты, характерные для того или иного народа. Курс не предполагает рассмотрение современности, а фокусируется именно на начальных этапах рождения и развития цивилизаций. Данный курс занимает два модуля, где во 2 модуле внимание уделяется цивилизациям Ближнего Востока: Древний Египет, Древняя Месопотамия, Сиро-Палестинская цивилизация, цивилизация древней Южной Аравии и Тюркская цивилизация, а в 3 модуле изучается Дальний Восток: Древнеиндийская цивилизация, Древний Китай, древние цивилизации Юго-Восточной Азии, древняя Корея и древняя Япония. Курс включает в себя лекции преподавателей, а также изучение научной литературы по теме курса. Все занятия (лекции и семинары) будут проходить онлайн в Zoom. На семинарах отмечаются доклады и проводится дискуссия по прочитанному в онлайн формате, а тесты по завершению семинаров проводятся в ЛМС.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у обучающихся представления о том, что такое цивилизация в целом и восточные цивилизации в частности, понимание их неоднородности и уникальности.
  • Сформировать у обучающихся комплексное представление об основных этапах становления и развития восточных цивилизаций, знакомство с проблемами периодизации истории Азии и Африки.
  • Познакомить студентов с основными источниками и исследованиями по истории цивилизаций Азии и Африки.
  • Сформировать у студентов устойчивые знания истории Азии и Африки в древности.
  • Поспособствовать овладению навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных, исторических процессов в Азии и Африке на основе источников и исследовательской литературы.
  • Развить способности использовать знания истории и культуры стран региона для понимания социально значимых проблем современного мир.
  • Развить у студентов навыки письменного и устного изложения исторического материала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности цивилизационного подхода.
  • Знает основные этапы исторического развития восточных цивилизаций, ключевые даты, важнейшие персоналии, базовые понятия по тематике курса.
  • Знает основной круг источников и литературы по курсу, выделяет в них ключевую информацию.
  • Знает роль и место восточных цивилизаций в мировом историческом процессе.
  • Знает закономерности исторических процессов, их особенности и специфику в восточных цивилизациях.
  • Знает основные положения теоретических концепций современного востоковедения и способы их применения к изучению стран Востока.
  • Владеет методикой исторического анализа.
  • Владеет навыками работы с научными источниками, их анализа и интерпретации.
  • Владеет основами применения компьютерной техники и информационных технологий.
  • Владеет приёмами ведения дискуссий и методами убеждения.
  • Умеет охарактеризовать важнейшие черты политического, экономического, социального и культурного развития различных восточных цивилизаций.
  • Умеет излагать устно и письменно (в форме доклада, ответов на вопросы во время семинаров и экзаменов) базовые знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
  • Умеет выявлять причинно-следственную связь между событиями, происходившими в изучаемом регионе и явлениями всемирной истории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Современные теории цивилизаций
    Задача раздела – изучить базовые понятия, связанные с цивилизационным методом исторического исследования. Рассматривается понятие «цивилизация»: денотат, генезис понятия, разнообразие его современного смыслового наполнения, анализируется роль и место цивилизационного подхода в современном обществознании. В теории цивилизаций выделяются два основных направления: глобальный и локальный подходы. В рамках лекции и семинара изучаются концепции культурно-исторических типов Н.Данилевского, классификационная концепция цивилизаций А.Тойнби, концепция глобального развития цивилизаций С. Хантингтона, геокультуная концепция Л.И.Мечникова, «финальная» концепция О.Шпенглера, мирносистемная концепция в интерпретации Ф.Броделя, И.Валлерстайна, К. Чейз-Данна, теория «среднего уровня» и др. Выделяются базовые признаки цивилизации у древних народов: рост городов и сложение государственности; санкционированный государством набор базовых ценностей, закрепленных в письменных памятниках и архетипах культуры; наличие нормативных обрядовых и поведенческих стандартов, влияющих на общественную жизнь; развитое ремесленное производство, как правило, отделенное от сельского хозяйства. Отдельное внимание уделено пониманию соотношения понятий цивилизация, культура и общество. Рассматриваются базовые понятия теории цивилизации: культурное ядро, духовный стержень, ценности цивилизации, понятие «глокализации» и др. Основная цель данного раздела курса – формирование у слушателей собственного понимания понятия «цивилизация». Лекция 1. Современные теории цивилизаций Семинар 1. Регионально-цивилизационный метод в востоковедных исследованиях: аксиологический ракурс Темы докладов: 1. Что такое «цивилизация»? 2. От личности к цивилизации, от цивилизации к глобальному образу мира.. 3. Дихотомия "культура-цивилизация": сходства и различия. 4. Понятие цивилизационных ценностей на примере одной из существовавших или существующих цивилизаций.
  • Раздел 2. Цивилизация Древнего Египта
    Для знакомства с Древним Египтом было выбрано несколько ключевых тем: 1. Роль религии в оппозиции "общество - государство". 2. Литература. 3. Право. Основной акцент в курсе ставится на характеристику явлений истории и культуры Древнего Египта в рамках источниковедческих проблем. Цивилизация рассматривается как структурированная культура, под структурой понимается государственный контроль над обществом, который определяет развитие всех глобальных исторических процессов, кроме экономики. Собственно культура понимается как способ обработки материала в совокупности стилистических (эстетических) и технологических (практических) приемов. Отдельное внимание уделяется определению коннотаций нескольких культурных продуктов в условиях Древнего Египта как ранней цивилизации: 1. Происхождение ритуала и мифа, развитие египетской религии по антидогматическим принципам. 2. Происхождение канона в искусстве и жанра в литературе. 3. Баланс между базовыми понятиями культуры и права: общество vs государство, свобода vs порядок, мораль vs нравственность, религия vs закон. Лекции: Лекция 1. Цивилизация Древнего Египта. Исторический очерк и общие теоретические проблемы культурогенеза. Возникновение государства. История Египта Раннего - Древнего царств (III тыс. до н.э.). Формирование государственного аппарата и чиновничества. Монументальное искусство IV - VI династий. Кризис I Переходного периода, его причины и последствия. Объединение Египта фиванскими царями XI династии. Лекция 2. История Египта Среднего - Позднего царств. Основные вехи истории Египта XX - IV вв. до н.э.). Расцвет культуры при XII династии. II Переходный период и гиксосское завоевание. Два направления цивилизационной политики царей ранней XVIII династии: культурное возрождение и внешняя экспансия в южном и северо-восточном направлениях. Культурная революция фараона Эхнатона и ее последствия. Возникновение древнеегипетской империи при Рамессидах: аспекты межкультурного взаимодействия между Египтом и ближневосточными цивилизациями. Египет в Ливийский и Эфиопский периоды. Саисское возрождение. Персидское владычество и последние египетские династии перед македонским завоеванием. Лекция 3. Литература Древнего Египта. Возникновение текста и его эволюция: текст как аномалия. Биография. Эпистолография. Поучения. Повести и сказки. Литература как средство пропаганды и возникновение жанра. Литературные традиции: заимствования, "бродячий сюжет" и влияние ближневосточной литературы на новоегипетскую. Лекция 4. Древнеегипетское право и религия. Религиозно-идеологические основы государственного управления. Влияние заупокойных представлений на организацию общества: формирование ритуала и возникновение мифологии. "Категории" состояния человека между жизнью и смертью: души ка, ба, хем; категории святости и праведности ах, имаху; их роль в ритуале. Ритуальные понятия vs правовая терминология: их взаимодействие в экономической жизни. Проблема соответствия представлений о божественной справедливости (идеологии) и закона. Царская власть и Маат в массовом сознании. Концепция "личного благочестия". Семинары : Семинар 1. Литература Древнего Египта. Общая тема для обсуждения: возникновение текста и литературных традиций. Темы докладов: 1. Поучения Древнего Египта. 2. Повести и сказки Древнего Египта. Семинар 2. Религия Древнего Египта. Общая тема для обсуждения: возникновение ритуала и мифологии. Темы докладов: 1. Религия Древнего Египта в концепции Яна Ассмана. 2. Переворот Эхнатона. Семинар 3. Древнеегипетское право. Общая тема для обсуждения: религия и право, аспекты взаимодействия и степени влияния на устройство общества (на примере Египта Древнего царства). Темы докладов: 1. Царские эдикты и частноправовые документы. 2. Маат: понятие справедливости и вселенского порядка.
  • Раздел 3. Цивилизации Ближнего Востока в древности
    Данный раздел имеет целью дать студентам общее представление о таких цивилизациях, как месопотамская, сиро-палестинская, южноаравийская. Что касается цивилизации Древней Месопотамии, то акцент в первую очередь делается на идеографичкски-слоговой письменности – подлинной «душе» данной цивилизации. Цивилизация Сиро-Палестинского региона дала миру монотеизм в форме первой авраамической религии, поэтому она также включена в данный блок. Большая часть лекций посвящена южноаравийской цивилизации, существовавшей на территории Йемена и прилегающих районов, таких как Наджранский оазис и Дофар, с начала I тысячелетия до н.э. по середину I тысячелетия н.э. Это оправдано, во-первых, тем, что познакомиться с ней вне пределов данного курса у студентов практически нет возможности, поскольку важнейшие открытия в области ее изучения были сделаны в последние десятилетия, а, во-вторых, что ее достижения стали одной из основ, на которых сформировался ислам. В рамках выделенных трех лекций планируется рассмотреть зарождение самобытной цивилизации на юге Аравийского полуострова на основе паводкового орошения, формирование там городов-государств и территориальных государств, ее вовлеченность в международную торговлю благовониями и пряностями, сначала сухопутную, а затем и морскую, особенности местной консонантной алфавитной письменности и религии, борьбу за гегемонию в Йемене в первые три столетия нашей эры и его объединение Химьяритским царством, переход последнего к монотеизму – неталмудическому иудаизму, закат и гибель южноаравийской цивилизации. Предлагаемый блок строится на органичном сочетании формационного и цивилизационного подходов к материалу, а именно на разработанных И.М. Дьяконовым и В.А. Якобсоном и получивших международное признание концепциях древней формации (древнего общинно-гражданского общества) и цивилизации как культуры текстов, использующей самобытную систему письма. Раздел призван выработать у студентов понятие о Древнем Ближнем Востоке как о фундаменте современной цивилизации. Изложение умозаключений и выводов подкрепляется фактическим материалом, из которого предполагается отобрать наиболее яркие конкретные примеры. Лекции: Лекция 1. Цивилизация Древней Месопотамии Зарождение древнейшей государственности в междуречье Тигра и Евфрата. Шумеры, проблема их происхождения, их культура и идеографически-слоговая письменность – клинопись. Заимствование клинописи семитами-аккадцами. Широкое распространение клинописи на Ближнем Востоке. Жрец Бероз и периодизация истории Древней Месопотамии. Роль Двуречья в развитии мировой юридической мысли, царь Хаммурапи. Новоассирийская военная держава – первая империя в истории. Упадок месопотамской цивилизации, «последние века Вавилона», забвение клинописи и ее дешифровка в середине XIX в. Лекция 2. Сиро-Палестинская цивилизация в конце III тысячелетия – середине I тысячелетия до н. э. Открытие Эблы, эблоитский язык. Города-государства Сирии во II тысячелетии до н.э. Цартсво Митанни, индоарийский состав его элиты. Открытие Угарита, угаритский клинописный алфавит и язык. Финикия и финикийская колонизация Средиземноморского бассейна. Царства Израиля и Иудеи. Лекция 3. Зарождение цивилизации древней Южной Аравии. Южноаравийские эпиграфические языки и алфавитная консонантная письменность (монументальная и курсивная), её открытие и дефишровка. Открытие и изучение южноаравийской цивилизации, вклад отечественных ученых. Территориальные царства: Саба, Аусан, Катабан, Хадрамаут. Мукаррибы и цари. Маин и города-государства аль-Джауфа в I тысячелетии до н. э. Проблема хронологии, хронология краткая и долгая. Сабейская гегемония, её причины. Религия древней Южной Аравии. Лекция 4. Южная Аравия в начале н.э. Борьба за гегемонию в древнем Йемене в I – начале IV вв. н.э. между Сабой, Химьяром, Катабаном, Хадрамаутом и Аксумским царством. Возрастание роли морской торговли. Объединение Южной Аравии под властью Химьяритского царства к середине IV в. н.э. Лекция 5. Южная Аравия в поздний (монтеистический) период Химьяристское царство в IV-VI вв. Экспансия Химьяра во Внутреннюю Аравию. Проблема «неопределенного» монотеизма: местный монотеизм или неталмудический иудаизм. Химьяро-аксумские войны и гибель южноаравийской цивилизации.
  • Раздел 3. Цивилизации Ближнего Востока в древности
    Семинары: Семинар 1. Цивилизация Древней Месопотамии и Сиро-Палестинская цивилизация Темы для обсуждения: клинопись, ее открытие и дешифровка; культура Древней Месопотамии, развитие ее правовой составляющей, кодекс Хаммурапи и другие своды законов; пантеоны и религиозные представления населявших Месопотамию народов, в первую очередь шумеров и аккадцев. Темы докладов: 1. Дешифровка клинописи. 2. Вклад Месопотамии в развитие правовой мысли. Кодекс царя Хаммурапи. Темы для обсуждения: Эбла и месопотамское влияние в Сирии; индоарийцы на Евфрате; движение хапиру и проблема этногенеза Израильского племенного союза; израильское царство и его распад; финикийцы и пуническая колонизация в Средиземноморье и за его пределами; генезис алфавитного письма: протосинайская письменность, угаритский, финикийский алфавиты, табличка из Бейт Шемеша и два варианта алфавитного порядка знаков. Темы докладов: 1. Роль Финикии в мировой истории. 2. Происхождение алфавитного письма. Семинар 2. Южная Аравия Темы для обсуждения: изучение древнего Йемена: истоки, достижения, перспективы; территориальные царства и города-государства в Южной Аравии I тысячелетия до н. э; доминирование Сабы; международные связи древней Южной Аравии; возвышение Химьяра и двуединое Сабейско-Химьяритское царство как претендент на гегемонию в регионе; монотеизм в Южной Аравии в середине I тысячелетия н. э.; причины упадка и гибели южноаравийской цивилизации. Темы докладов: 1. Открытие древнейеменской цивилизации и дешифровка южноаравийского письма. 2. Борьба за гегемонию в Южной Аравии в I – начале IV в. н. э. Семинар 3. Общий тест по пройденному материалу.
  • Раздел 4. Тюркская цивилизация
    Раздел посвящен происхождению, древней и раннесредневековой истории кочевых прототюркских и тюркских народов Великой Степи Евразии (от Амура до Дуная). Кратко внимание уделяется возникновению и истории первых кочевых империй: Тюркского каганата (6-8 вв.), Уйгурского каганата (8-9 вв.). История государственности у кочевников рассматривается в связи с историей соседей – Китая, Ирана, Византии и, отчасти, Руси. Рассматриваются основные параметры и особенности этносоциальной структуры кочевого мира. Тюркская государственность породила специфические формы религиозных верований и письменной культуры. Во многом это была синкретическая культура, порожденная взаимовлиянием идей от шаманизма, манихейства, буддизма и христианства, до и включая автохтонное тенгрианство. Хронологически раздел охватывает период от 1-го тыс. до н.э. до государства Караханидов (9-10вв.) и Газневидов (10-12 вв.) – первых тюрко-мусульманских государств. Рассматриваются вопросы первых контактов тюрков с исламом, особенности исламизации тюркских народов, первые памятники тюрко-мусульманской культуры. Лекция 1. Происхождение и история кочевых прототюркских и тюркских народов ( древний и раннесредневековый периоды) Семинар 1. Тюрки до ислама Темы для обсуждения: тюркская письменность, доисламские верования тюрков (тенгрианство) , тюрки и Великий шелковый путь. Темы докладов: 1. История открытия и дешифровки древнетюркской письменности. 2. Религиозные верования древних тюрок. 3. Тюрки и Великий шелковый путь.
  • Раздел 5. Древнеиндийская цивилизация
    Цель данного раздела курса заключается в том, чтобы дать студентам общее представление о двух культурах Древнеиндийской цивилизации. Рассматриваются ключевые события истории Индии до н.э, состояние городов и сложение государственности; особый акцент делается на сравнении набора базовых ценностей индуизма и буддизма, обрядовых и поведенческих стандартов двух учений, их фиксации в письменных памятниках Древней Индии. Характеризуются такие понятия как касты и варны, сансара, карма, нирвана и др.; приводятся основные сведения об ортодоксальных и не ортодоксальных школах индийской философии; рассматриваются предпосылки появления альтернативных индуизму религиозно-философских течений, жизнь и деятельность Сиддхартхи Гаутамы и распространение буддизма в Индии. Лекция 1. Древнеиндийская цивилизация и индуизм. Лекция 2. Древнеиндийская цивилизация и индуизм. Семинар 1. Материальная и нематериальная культура Древней Индии Темы для обсуждения: архитектурные и письменные памятники, школы индуистской философии, основы буддизма. Темы докладов: 1. Архитектурные памятники Древней Индии. 2. Священные писания индуизма. 3. Теистические школы индуистской философии. Семинар 2. Материальная и нематериальная культура Древней Индии Темы для обсуждения: архитектурные и письменные памятники, школы индуистской философии, основы буддизма. 1. Каноническая биография Будды. 2. "Слово Будды" в Индии.
  • Раздел 6. Китайская цивилизация
    Древнейшие люди на территории Китая и проблема их происхождения. Палеолитические стоянки. Андерсон и раскопки неолитических стоянок. Культура крашеной керамики Яншао. Неолитические культуры Юго-Восточного Китая. «Миграция» неолитических культур с юга на север. Неолитическая культура Луншань. Слияние культур Луншань и Яншао. Проблема происхождения китайской цивилизации. Понятие «бронзового века». Бронзовая культура Эрлитоу. Культура Эрлиган. Проблема происхождения династии Ся. Отождествление династии Ся с культурой Эрлитоу, а ранней эпохи Шан с культурой Эрлиган. Государство Шан-Инь. Аньянский очаг урбанистической цивилизации и его датировка. Традиционная китайская историография о первых государствах региона. Артефакты Шан и их связь с находками периода позднего неолита. Городище Паньлунчэн как вероятный форпост раннешанского царства. Культуры на территории Китая, существовавшие параллельно династии Шан – (Учэнская культура в Цзянси, культура Саньсиндуй в Сычуани). Первые китайские письменные памятники и их содержание. Шанские погребения как источник информации и отличия шанской цивилизации от предшествующих культур: начало использования лошадей в качестве тягловых животных, колесо, колесницы и человеческие жертвоприношения. Проблема цивилизационного скачка. Жизнь и быт в эпоху Шан. Строительство домов и дворцов. Сельское хозяйство в шанскую эпоху и сельскохозяйственные культуры того времени. Шелководство. Домашние животные. Собирательство и охота. Земледелие и ручной труд. Ремесло в шанскую эпоху. Исследования шанских мастерских (керамических, камнерезных, бронзолитейных и т.д.). Система административного управления Шанского царства. Деление мира на три зоны (зона царя, зона вассалов, зона варваров). Особенности административного управления каждой из зон. Организация общественных работ в Шанскую эпоху. Правление Чжоу Синя и крах Шанской династии. Проблема локализации домена Чжоу. Мятеж Вэнь-вана и победа У-вана. Основание династии Чжоу. Слияние культур Шан и Чжоу. Ранний период династрии Чжоу. Исторические источники. «Книга песен» («Шицзин») и «Книга историй» («Шу цзин»). Деятельность Чжоу-гуна. Нашествие кочевых племен цюаньжунов, сожжение чжоуской столицы Цзунчжоу. Пин-ван и перенос столицы в Лоян. Начало эпохи Восточного Чжоу. Лекции: Лекции 1 и 2. Базовые исторические элементы традиционной китайской цивилизации Основные исторические элементы китайской цивилизации. Вертикальные нисходящие элементы: конфуцианство, милитаризм, легизм, синификация. Радиальные элементы: синоцентризм, взаимодействие с варварами, взаимоотношения властного центра и провинций. Вертикальные восходящие элементы: буддизм, даосизм и цивилизационная роль ученых мужей. Цикличные элементы: инь и ян, династический цикл, историческая непрерывность, цикличность времени. Лекция 3. Проблема происхождения китайской цивилизации Понятие «бронзового века». Бронзовая культура Эрлитоу. Культура Эрлиган. Проблема происхождения династии Ся. Отождествление династии Ся с культурой Эрлитоу, а ранней эпохи Шан с культурой Эрлиган. Государство Шан-Инь. Аньянский очаг урбанистической цивилизации и его датировка. Традиционная китайская историография о первых государствах региона. Артефакты Шан и их связь с находками периода позднего неолита. Городище Паньлунчэн как вероятный форпост раннешанского царства. Культуры на территории Китая, существовавшие параллельно династии Шан – (Учэнская культура в Цзянси, культура Саньсиндуй в Сычуани). Лекция 4. Жизнь и быт в эпоху Шан Строительство домов и дворцов. Сельское хозяйство в шанскую эпоху и сельскохозяйственные культуры того времени. Шелководство. Домашние животные. Собирательство и охота. Земледелие и ручной труд. Ремесло в шанскую эпоху. Исследования шанских мастерских (керамических, камнерезных, бронзолитейных и т.д.). Система административного управления Шанского царства. Деление мира на три зоны (зона царя, зона вассалов, зона варваров). Особенности административного управления каждой из зон. Организация общественных работ в Шанскую эпоху. Правление Чжоу Синя и крах Шанской династии. Лекция 5. Китай в эпоху Западного и Восточного Чжоу Проблема локализации домена Чжоу. Мятеж Вэнь-вана и победа У-вана. Основание династии Чжоу. Слияние культур Шан и Чжоу. Ранний период династрии Чжоу. Исторические источники. «Книга песен» («Шицзин») и «Книга историй» («Шу цзин»). Деятельность Чжоу-гуна. Нашествие кочевых племен цюаньжунов, сожжение чжоуской столицы Цзунчжоу. Пин-ван и перенос столицы в Лоян. Начало эпохи Восточного Чжоу. Эпоха «Весны и осени». Период «Сражающихся царств». Завоевательные походы царства Цинь и появление первой империи.
  • Раздел 6. Китайская цивилизация
    Семинары: Семинар 1. Государственность в Древнем Китае Темы для обсуждения: структура власти и аппарат управления в первых государственных образованиях Китая, ремесла и сельское хозяйство в ранних государствах Китая, взаимоотношения с варварами на этапе ранней государственности. Темы докладов: 1. Социально-политическая структура царства Шан. 2. Археологические памятники эпохи Западного Чжоу. Семинар 2. Древний Китай в эпоху раздробленности Темы для обсуждения: политическая история Китая эпохи Чунцю, структура власти и аппарат управления государств эпохи Чунцю, верования и жреческий аппарат в эпоху Чунцю. Темы докладов: 1. Закат и падение Западного Чжоу. 2. Северные границы Китая в доимперскую эпоху.
  • Раздел 7. Древние цивилизации Юго-Восточной Азии
    Цивилизационная специфика ЮВА до начала первого тысячелетия н.э. определяется нахождением региона в зоне влияния 2 крупных цивилизаций – Индийской (большая часть островных и континентальных территорий) и Китайской (Северный Вьетнам). При этом, на территории всего региона отчетливо прослеживается субстратный комплекс, условно называемый культурой юэ (вьет). Материальные и нематериальные свидетельства этих 3 цивилизаций-«сверхкультур», которые сохраняются вплоть до настоящего времени, несмотря на позднейшие наслоения, связанные с процессами исламизации, христианизации, колонизации, глобализации, будут подробно рассмотрены в контексте истории ранних государственных образований и империй ЮВА. Лекция 1. Древние цивилизации Юго-Восточной Азии Семинар 1. Древние цивилизации Юго-Восточной Азии. Темы для обсуждения: культура и народы юэ, бронзовые барабаны народов древней Юго-Восточной Азии как культурный артефакт, проблемы индианизации древней Юго-Восточной Азии. Темы докладов: 1. Бронзовые барабаны народов древней Юго-Восточной Азии: проблемы изучения. 2. Индийское влияние в древней Юго-Восточной Азии: процессы и памятники.
  • Раздел 8. Корейская цивилизация
    Задача раздела – дать слушателям общее представление о цивилизации Кореи, начиная с основания первого мифологического государственного образования Древний Чосон (2333-1122 гг. до н. э.). Основное внимание уделено пониманию причинно-следственных взаимосвязей разных этапов развития культуры и цивилизации Кореи в контексте ее географического положения, общего исторического процесса в регионе, выявлению влияния как соседних, так и западных государств. Кроме того, внимание уделяется результатам 70-летнего противостояния двух идеологических систем – КНДР и Республики Корея. В качестве отдельного блока представлена область основных религиозных и социальных институтов Кореи – народные верования, шаманизм, конфуцианство, буддизм. Их структурообразующая роль в формировании облика традиционной и современной Кореи, а также их место и значение в истории и культуре Кореи являются одной из важнейших тем для системного понимания базовых принципов организации корейского общества. Лекции: Лекция 1. Корея как часть мировой цивилизации 1.Цивилизация – культура. Составляющие национальной культуры (общие для любого народа), формирование мировоззрения человека. Общее в европейской и восточной (корейской) культуре. 2. Цивилизация – геополитика. Географическое положение корейского полуострова: «Корея – креветка среди китов». 3. Цивилизация – нация. Миф о Тангуне как элемент генетического кода корейцев. 4. Цивилизация – история. Роль идеологии в расколе нации. Корея (Республика Корея и КНДР) как части мировой цивилизации. Лекция 2. Религиозные и социальные институты Кореи. Традиционные верования в Корее. Народные верования, нашедшие отражение в мифологии, искусстве, корейском буддизме, конфуцианстве, даосизме, в политике, государственных символах и идеологии, стереотипах поведения, классической и современной литературе и театре. Конфуцианство в развитии корейской цивилизации. Значение буддизма в развитии корейской цивилизации. Буддизм как проводник континентальной культуры, хранитель древних местных традиций. Семинар 1. Особенности развития корейской цивилизации. Темы для обсуждения: влияние китайской и западной цивилизаций на развитие корейской цивилизации, роль религиозных и социальных институтов в корейском обществе, Корея как часть мировой цивилизации. Христианство в развитии корейской цивилизации. Темы докладов: 1. Влияние китайской и западной цивилизаций на развитие корейской цивилизации. 2. Роль религиозных и социальных институтов в корейском обществе.
  • Раздел 9. Японская цивилизация
    В задачу данного раздела входит ознакомление студентов с доисторическим и протоисторическим этапом развития Японии, генезисом японской цивилизации, вопросами ее происхождения и становления, а также с источниками о данных исторических эпохах. Учащиеся знакомятся с трактовками основных исторических проблем ранней истории данного региона, общими принципами и закономерностями возникновения, формирования и становления японской цивилизации, спецификой начального этапа развития культуры региона, вырабатывают навыки исторического анализа. Раздел служит основой для дальнейшего углубленного изучения исторических, политических и культурных процессов, происходивших на Дальнем Востоке. Блок лекций строится на основе современных работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных раннему этапу существования дальневосточных цивилизаций. Фактологический материал сопровождается комментарием и конкретными примерами. Лекции: Лекция 1. Япония в доисторическую эпоху (до к. VI в.) В задачу данного раздела входит ознакомление студентов с доисторическим и протоисторическим этапом развития Японии, генезисом японской цивилизации, вопросами ее происхождения и становления, а также с источниками о данных исторических эпохах. Учащиеся знакомятся с трактовками основных исторических проблем ранней истории данного региона, общими принципами и закономерностями возникновения, формирования и становления японской цивилизации, спецификой начального этапа развития культуры региона, вырабатывают навыки исторического анализа. Лекция 2. Формирование японской государственности (VII-XII вв.): периоды Асука, Нара и Хэйан. Раздел служит основой для дальнейшего углубленного изучения исторических, политических и культурных процессов, происходивших на Дальнем Востоке. Блок лекций строится на основе современных работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных раннему этапу существования дальневосточных цивилизаций. Фактологический материал сопровождается комментарием и конкретными примерами. Семинар 1. Раннее государство Японии и формирование японской государственности Темы для обсуждения: реформы Тайка ( Принц Сётоку (Сётоку тайси) и формирование чиновничества), культура периода Нара (колыбель японской цивилизации), цивилизация периода Хэйан. Темы докладов: 1. Япония в доисторическую эпоху (Период Дзёмон, Яёи, Курганный период). 2. Формирование японской государственности (Государство Ямато, реформы государственного устройства в период Асука).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарах представляет собой участие в устных и письменных опросах по обязательной литературе и дискуссиях на семинарских занятиях. Подготовка к семинарам представляет собой подробное знакомство с обязательной литературой к семинарам, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой письменный тест, состоящий из 30 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопросы с открытым ответом. В период дистанционного режима обучения во 2 модуле экзамен пройдет в онлайн-формате и будет представлять собой тест на платформе LMS (30 вопросов по материалам курса за 2 модуль: современные теории цивилизаций, цивилизация Древнего Египта, цивилизации Ближнего Востока в древности, Тюркская цивилизация). Время выполнения тестового задания на платформе LMS – 30 минут. В период дистанционного режима обучения в 3 модуле экзамен пройдет в онлайн-формате и будет представлять собой тест на платформе LMS (30 вопросов по материалам курса за 3 модуль: древнеиндийская цивилизация, китайская цивилизация, древние цивилизации Юго-Восточной Азии, корейская цивилизация, японская цивилизация). Время выполнения тестового задания на платформе LMS – 30 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Работа на семинарах + 0.6 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.4 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.16 * Работа на семинарах + 0.24 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alan B. Lloyd. (2010). A Companion to Ancient Egypt. Wiley-Blackwell.
  • Brindley, E. (2015). Ancient China and the Yue : Perceptions and Identities on the Southern Frontier, C.400 BCE–50 CE. Cambridge University Press.
  • K. Henshall. (2012). A History of Japan : From Stone Age to Superpower: Vol. 3rd ed. Palgrave Macmillan.
  • Xiaorong Han, K. H. (2004). Who Invented the Bronze Drum?Nationalism, Politics,and a Sino-Vietnamese Archaeological Debate of the 1970s and 1980s. Asian Perspectives: Journal of Archeology for Asia & the Pacific, 43(1), 7–33. https://doi.org/10.1353/asi.2004.0004
  • Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Assmann, J. (2005). Death and Salvation in Ancient Egypt. Cornell University Press.
  • Lichtheim, M. (1992). Maat in Egyptian Autobiographies and Related Studies. Universitätsverlag / Vandenhoeck & Ruprecht.
  • Moreno Garcia, J. C. (2019). The State in Ancient Egypt : Power, Challenges and Dynamics. Bloomsbury Academic.