• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Методы лингвистических исследований"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает ознакомление студентов с целями и задачами научной коммуникации, особенностями научного стиля письменных и устных текстов, принципами оформления научных текстов. Студенты обучаются применять полученные знания при создании учебных исследовательских работ в письменном и устном форматах, обнаруживать и исправлять стилистические ошибки, неточности и нарушения в научном тексте. В результате освоения дисциплины студенты овладевают основными приемами чтения научных текстов и подготовки учебных исследовательских текстов, а именно работы с библиографией, подготовки плана письменной работы, отбора речевых средств, пригодных для научного стиля речи, подготовки устной презентации текста и вспомогательных материалов к ней.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов-лингвистов с основными особенностями исследовательской работы, написания научных статей, проектов, курсовых работ, научного стиля речи
  • изучение наиболее распространенных жанров устного и письменного академического дискурса
  • формирование навыков создания письменных и устных академических текстов на основе представлений об их целях, структуре, стилистических особенностях, жанровых отличиях
  • овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде
  • формирование у студентов научного склада мышления и приобщение к исследовательской этике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет выделять признаки и характеристики научных текстов, знает требования к написанию курсовой работы, соответствующие правила и стандарты
  • Умеет подбирать научные работы по теме курсовой, оформлять цитаты, ссылки и список литературы
  • Умеет подбирать релевантные методы для собственного исследования, составлять синопсис курсовой работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности научного дискурса. Требования к написанию курсовой работы. Анонс курсовых работ.
    Особенности научного дискурса: стиль и жанры академических текстов. Основные признаки научного стиля. Общие требования к написанию курсовой работы. Общая характеристика научного функционального стиля, его основные признаки. Функция, сфера использования, форма существования научного стиля. Общие требования к написанию курсовой работы, правила и стандарты. Критерии успешности выполнения курсовой работы. Анонс тем курсовых работ с необходимыми комментариями и пояснениями.
  • Поиск информации. Правила цитирования и составления библиографии.
    Поиск информации в Интернете. Правила цитирования информации из сети Интернет. Плагиат. Допустимый объем цитат. Библиография. Оформление письменной работы. Правила цитирования. Прямое и косвенное цитирование. Варианты оформления сносок.
  • Методы исследования. Структура синопсиса и его место в курсовой работе.
    Методы исследования. Общенаучные методы. Собственно лингвистические методы. Синхронно-описательные: наблюдение, искусственный эксперимент, транспозиционный и оппозиционный анализ; стилистические методы; метод актуального членения и др. Абстрактно-дедуктивные: мысленный эксперимент, моделирование. Общегуманитарные методы: контент-, интент-, дискурс-анализ. Подготовка к написанию синопсиса. Понятие синопсиса. Цель написания синопсиса. Основные требования к синопсису. Критерии оценки. Защита синопсиса.
  • Оформление и представление результатов научного исследования
    Оформление результатов научного исследования в различных жанрах устного и письменного академического дискурса. Защита синопсиса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    При дистанционном обучении домашнее задание проверяется на платформе MS Teams. Студенты присылают домашнее задание в письменном виде, либо презентуют результаты выполнения на семинарских занятиях в онлайн-формате. Одной из форм домашнего задания является написание синопсиса
  • неблокирующий Устная презентация
    Устная презентация синопсиса. Студенты презентуют результаты выполнения задания на семинарских занятиях в онлайн-формате на платформе MS Teams (при дистанционном формате обучения).
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Устная презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стилистика современного русского языка, учебник для академического бакалавриата, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 415 с., Купина, Н. А., Матвеева, Т. В., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы / Бушенева Ю.И. - Москва :Дашков и К, 2016. - 140 с.: ISBN 978-5-394-02185-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/415294