Бакалавриат
2020/2021




Введение в нейролингвистику
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и прикладная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Департамент английского языка
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Гронская Наталья Эдуардовна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные понятия и термины нейронауки/нейролингвистики, методы изучения нервной системы, основную структуру центральной нервной системы, функции нервной системы, методы нейролингвистики Уметь: искать релевантную собственным исследовательским интересам нейролингвистическую литературу и критически ее анализировать, корректно использовать термины и понятия нейролингвистики, использовать изученные методы в собственных научных исследованиях Владеть: основами методологии научного познания при изучении различных аспектов языка и речевой деятельности. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - биология в объеме средней школы Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - владеть английским на уровне, достаточном для прочтения научной литературы; - знать базовую лингвистическую терминологию
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Введение в нейролингвистику» являются: - Формирование у студентов теоретических и методологических знаний в области нейронауки, в частности нейролингвистики; - Формирование навыков критического анализа современных нейролингвистических исследований и чтения соответствующей литературы; - Изучение студентами основных современных инструментальных методов исследования в нейролингвистике
Планируемые результаты обучения
- Студент знает основные термины и структуру нейронауки, знает основные направления и методы
- Студент понимает структуру центральной нервной системы, владеет терминологией, понимает принципы функционирования головного мозга
- Студент понимает латерализацию языка в головном мозге, знает отличия психолингвистики от нейролингвистики
- Студент владеет терминологией, знает особенности и отличия нейродегенеративных заболеваний
- Студент понимает и умеет применять различные методы нейролингвистики в своих исследованиях и экспериментах, владеет соответствующей терминологией
- Студент обладает как теоретическими так и практическими знаниями в области клинической лингвистики, владеет терминами афазиологии, знает особенности проведения операций с пробуждением
Содержание учебной дисциплины
- Основные понятия и методы нейронаукиПредмет изучения нейронауки. Отрасли и области нейронауки. Основные уровни изучения нервной системы. Методы изучения нервной системы. Метафоры.
- НейроанатомияСтроение центральной нервной системы. Цитоархитектонические поля Бродмана. Межполушарная асимметрия. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурия. Проводящие пути головного мозга.
- Нейрофизиология языка и речиПсихолингвистика VS Нейролингвистика. Нейрокогнитивные модели. Билингвизм. Репрезентация языка в мозге.
- Неисправная работа мозгаНейродегенеративные заболевания. Дислексия. Аутизм.
- Методы нейролингвистикиИнструментальные методы исследования. Электрофизиологические (ЭЭГ, МЭГ), нейровизуализационные (МРТ), стимуляционные (tDCS, TMS, DES) методы. История функционального картирования мозга.
- Клиническая лингвистикаВведение в клиническую лингвистику. Применение лингвистических знаний в диагностике и терапии языковых нарушений. Афазиология. Введение в афазию. Причины афазии. Классификации афазии. Операции с пробуждением. Интраоперационное картирование.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.6 * Активность на семинарах + 0.4 * Контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Глухов В. П. - ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 361с. - ISBN: 978-5-534-00480-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psiholingvistika-433566
- Жаворонкова Л. А. - НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ: МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА (ПРАВШИ-ЛЕВШИ) 3-е изд. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 217с. - ISBN: 978-5-534-09218-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/neyrofiziologiya-mezhpolusharnaya-asimmetriya-mozga-cheloveka-pravshi-levshi-427451
- Ковалева А. В. - НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 365с. - ISBN: 978-5-534-00350-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/neyrofiziologiya-fiziologiya-vysshey-nervnoy-deyatelnosti-i-sensornyh-sistem-432852
- Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. - КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 165с. - ISBN: 978-5-534-06101-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/klinicheskaya-neyropsihologiya-439039
- Мозг. Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки / Уайброу П., Пер.Кульневой М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 352 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5140-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/739540
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bortoletto M, Veniero D, Thut G, & Miniussi C. (2015). The contribution of TMS-EEG coregistration in the exploration of the human cortical connectome. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.657C755E
- Duane E. Haines, & Gregory A. Mihailoff. (2018). Fundamental Neuroscience for Basic and Clinical Applications E-Book. Philadelphia, PA: Elsevier. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1616581