Бакалавриат
2021/2022
Деловые коммуникации
Статус:
Курс по выбору (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Гофина Нина Александровна,
Фаталина Анастасия Андреевна,
Чеглакова Людмила Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Курс ориентирован на формирование умений и навыков коммуникативного взаимодействия и влияния в рамках функций руководителя и требований делового этикета. Курс представляет собой набор методов эффективных коммуникаций и ориентирован на техничность, прагматизм и результативность внутренних деловых коммуникаций. Студенты получают возможность развивать навыки организации внутренних коммуникаций в компаниях, учатся организовывать совещания, эффективно использовать внутренние средства коммуникаций для достижения результатов деятельности компании. Процесс обучения предполагает активные формы работы студентов и сочетает разные виды деятельности: групповые дискуссии, работа с кейсами, деловые и ролевые игры. В курсе обязательно выступление с Мастер-классом специалиста(ов) по внутренним коммуникациям флагманских компаний.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей уровня управления группой, способных решать задачи по освоению этических форм и сфер деловой коммуникации с деловыми и официальными лицами в рамках делового протокола и этикета; проведению собеседований с персоналом, выдаче обратной связи по результатам оценки, постановке целей и контролю за их выполнением, ведению совещаний для сбора информации и принятия решения; ведению деловых письменных коммуникаций, общению в корпоративных сетях.
Планируемые результаты обучения
- Анализировать и грамотно применять алгоритм оценки внешнего вида руководителя
- Анализировать и грамотно применять деловой этикет в поведении и самопрезентации
- Анализировать и грамотно применять методы невербального общения
- Анализировать и грамотно применять навыки проведения совещаний разного типа
- Анализировать и грамотно применять навыки собеседований с персоналом
- Анализировать и грамотно применять необходимые и адекватные ситуациям каналы коммуникаций
- Анализировать и грамотно применять публичные выступления и презентации
- Анализировать и грамотно применять существующие средства коммуникаций для решения конкретных управленческих задач
- Анализировать и грамотно применять существующие средства коммуникаций для решения конкретных управленческих задач;
- Воспроизводить и классифицировать критерии оценки эффективности внутренних коммуникаций
- Воспроизводить и классифицировать модели и концепции внутренних корпоративных коммуникаций
- Воспроизводить и классифицировать модели эффективной презентации
- Воспроизводить и классифицировать особенности эффективных письменных коммуникаций
- Воспроизводить и классифицировать сравнительную эффективность различных форм и способов подачи информации,
- Воспроизводить и классифицировать характерные особенности делового протокола и этикета
- Воспроизводить и классифицировать характерные особенности делового стиля в одежде
- Воспроизводить и классифицировать характерные признаки разных типов коммуникаций
- Воспроизводить и классифицировать характерные признаки разных типов коммуникаций
- Оценивать и разрабатывать адекватные инструменты организационных коммуникаций
- Оценивать и разрабатывать приемы активного слушания и задавания вопросов
- Оценивать и разрабатывать сценарии групповых совещаний
- Оценивать и разрабатывать сценарии личных бесед с персоналом
- Оценивать и разрабатывать технику взаимодействия с персоналом для мотивации, критики и поощрения, организации обратной связи
- Оценивать и разрабатывать технологии эффективной презентации
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Теоретические основы деловых и организационных коммуникаций.
- Тема 2. Невербальные и вербальные средства коммуникаций
- Тема 3. Письменные, телефонные и другие виды коммуникаций
- Тема 4. Деловой этикет в коммуникациях
- Тема 5. Инструменты внутриорганизационных коммуникаций
- Тема 6. Лидерство и стилевые особенности коммуникаций. Коммуникативные сети.
Элементы контроля
- За работу на семинарах (С)1. Семинары проходят онлайн с использованием деловых игр, групповых дискуссий. 2. На каждом семинаре есть теоретическая и игровая часть. В теоретической части осваивается материал лекционных занятий, для чего используются видео-доклады студентов в бизнес-тройках, заранее подготовленные (продолжительность 6-8 мин, видеоформат mp4). На каждом семинаре две бизнес-тройки (то есть 6 студентов) представляют свои видео-доклады , то есть в течение 5 семинаров выступят все 30 студентов – студенческая группа, что даст равные права для получения оценок согласно критериям оценивания на семинарах. Список выступающих согласуется с преподавателем не менее чем за 3 дня до семинара (запись через Google Form через ассистента). Выгодно выбрать и планировать свои выступления таким образом, чтобы они соответствовали или были близки теме Вашей письменной домашней работы. 2. Творческое задание за первую неделю обучения с 01.10.21 по 06.11.21 по результатам самостоятельного изучения материалов по теме 1 «Теоретические основы деловых коммуникаций» представляет собой видео-визитку участника курса длительностью 1,5 - 3 мин (формат mp4) и включает: 1) Самопрезентация, 2) Важные для Вас принципы деловой коммуникации (по лекционному материалу), 3) Кейс из своей профессиональной жизни и деловой коммуникации с разбором коммуникационных помех или барьеров на примере одной из моделей коммуникации (по лекционному материалу), 4) Ваши рекомендации, на что обратить внимание руководителю, чтобы коммуникации не способствовали бюрократизации управления и одновременно, не содействовали становлению ручного управления.
- Домашнее задание (ДЗ)Работа сдается преподавателю в MS Teams согласно установленным срокам, примерно за неделю до сессии. За каждые сутки опоздания снимается 1 балл. Максимальный срок опоздания 3 дня. По истечении этого срока работы не принимаются. Исключение составляют случаи болезни студентов, подтвержденные соответствующими документами.
- Экзамен (Э)Письменный тест, онлайн, платформа StartExem, асинхронный прокторинг. 10 вопросов, 20% закрытых, 80% открытых вопросов и кейсов. Продолжительность тестирования 30 минут. Отсутствие возможности использования черновых записей.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.3 * За работу на семинарах (С) + 0.3 * Домашнее задание (ДЗ) + 0.4 * Экзамен (Э)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Деловые коммуникации : учебник для бакалавров, Коноваленко, М. Ю., 2014
- Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для бакалавров, Дзялошинский, И. М., 2014
- С.Мортон - Лаборатория презентаций: Формула идеального выступления - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961442588 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8202
- Таратухина Ю. В. - ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ДИДАКТИКИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 194с. - ISBN: 978-5-534-00790-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-praktika-kross-kulturnoy-didaktiki-434307
- Таратухина Ю. В., Авдеева З. К. - ДЕЛОВЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 324с. - ISBN: 978-5-534-02346-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovye-i-mezhkulturnye-kommunikacii-450299
Рекомендуемая дополнительная литература
- Без воды: Как писать предложения и отчеты для первых лиц / Безручко П. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 188 с.: ISBN 978-5-9614-4459-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/911922
- Говори на языке диаграмм : пособие по визуал. коммуникациям для руководителей, Желязны, Д., 2004
- Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. - ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 433с. - ISBN: 978-5-9916-3044-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovye-kommunikacii-teoriya-i-praktika-425851
- Искусство презентаций и ведения переговоров: Учебное пособие / Асмолова М.Л., - 3-е изд. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 248 с.: - (Президентская программа подготовки управленческих кадров) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003085