• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Теория и практика русского литературного языка

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Ахапкина Яна Эмильевна, Крылова Татьяна Владимировна, Кувшинская Юлия Михайловна, Тарасова Ксения Павловна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями об устной и письменной формах русской речи, систематизирует знания об основных особенностях русской морфологии и синтаксиса, стилистических возможностях и ограничениях грамматических средств, тренирует умения и формирует навыки редакторской и корректорской правки, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере журналистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • расширить теоретические представления о русской грамматике и синтаксисе, об устной и письменной формах русской речи в соответствии с профессиональными потребностями будущих журналистов
  • сформировать теоретические представления о русском литературном языке в его устной и письменной формах в соответствии с современными научными знаниями
  • расширить знания о выразительных и смыслоразличительных, стилистических и коммуникативных возможностях русской грамматики
  • систематизировать, расширить знания о русской речи как реализации потенциала языковой системы в различных коммуникативных условиях
  • создать навыки идентификации и нормативного использования основных морфологических и синтаксических средств русского языка
  • создать навыки идентификации и нормативного использования основных фонетических, лексических и семантических и средств русского языка
  • создать навыки использования профессиональных словарей, справочников, грамматик русского языка; современных электронных ресурсов по русскому языку
  • создать навыки использования профессиональных справочников, грамматик русского языка; современных электронных ресурсов по русскому языку
  • развить навыки редакторской и корректорской правки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • различает стилистическую окраску слов и конструкций
  • выносит суждения о целесообразности орфографических реформ
  • знает основные принципы орфографии и особенности русской орфографии, историю русской графики и орфографических реформ
  • знает основные способы переработки фразеологизмов, использующиеся в СМИ
  • знает словообразовательные стилистические признаки
  • знает типы устаревших слов, опознает устаревшую лексику и грамматические формы, знает основные источники пополнения словарного запаса
  • имеет детализированное представление об основных признаках литературного языка, о нелитературных сферах, о региональных вариантах русского языка, о видах и источниках языковых норм, типах речевой культуры, о кодификации и государственной языковой политике, о толковых словарях и языковых корпусах
  • имеет понятие о структуре значения слова, внутренней форме слова, коннотациях, языковой картине мира
  • имеет представление о месте русского языка среди языков мира, его истории, причинах и особенностях формирования русского литературного языка, роли старославянского языка для развития русской письменности и культуры, о современных процессах в русском языке
  • имеет представление о процессе возникновения фразеологизмов и об их источниках
  • имеет представление о способах и моделях словообразования, об основных продуктивных и непродуктивных способах и моделях, о потенциальном и окказиональном словообразовании
  • имеет представление о структуре фразеологического фонда русского языка, различает идиомы и коллокации
  • имеет представление о типах русского произношения, об орфоэпической норме, о требованиях к орфоэпии в радио- и телеречи, об особенностях русского ударения
  • имеет представление об активном и пассивном словарном запасе
  • имеет представление об исконной лексике, об основных путях заимствования, основных языках-источниках заимствований, о фонетическом и грамматическом освоении заимствованного слова и о не до конца освоенной лексике, о проблеме избытка заимствований в языке и путях ее решения, о причинах заимствований
  • имеет представление об основной стилистической шкале, о стилистической дифференциации русской лексики и синтаксических конструкций, о функционально- и экспрессивно-стилистических разрядах лексики
  • иметь понятие о когнитивной функции метафоры и о значении метафоры в формировании языковой картины мира, об использовании метафоры в СМИ, о разновидностях публицистических метафор
  • иметь представление о структуре лексического значения, уметь определять метафору, метонимию
  • находит синонимы и антонимы слов в заданном контексте, определяет различия синонимов
  • находит стилистические синонимы
  • определяет оценочную лексику и лексику с иными коннотациями
  • определяет способ и модель образования слова, определяет типичные потенциальные слова и окказионализмы
  • различает антонимы и конверсивы, исправляет ошибки, вызванные смешением паронимов, различает омонимию и многозначность
  • различает стилистическую окраску фразеологизмов, определяет лексическое значение фразеологизмов и находит синонимы
  • различает типы новообразований в языке
  • стилистически использует синонимы, антонимы, омонимы, многозначность
  • владеет нормами употребления различных средств передачи чужой речи и авторской или чужой точки зрения
  • знает особенности использования и оформления прямой речи и цитат в СМИ
  • имеет представление о лексических и синтаксических способах выражения точки зрения автора и других лиц
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русский литературный язык
  • Речевое воздействие. Манипуляция. Идеологическая речь
  • Русская орфография
  • Коммуникативные стратегии русской публичной речи
  • Русское произношение и ударение
  • Словообразование
  • Понятие о лексикологии и о семантике
  • Выразительные возможности словообразования и грамматики
  • Парадигматические отношения в лексике
  • Интенсификация
  • Многозначность
  • Связность речи
  • Русский язык и его место среди языков мира
  • Точка зрения и чужая речь в тексте
  • Происхождение русской лексики
  • Связь слов в предложении: норма и варианты
  • Стилистическая дифференциация русской лексики
  • Синонимия в синтаксисе. Сложное и простое предложение.
  • Старое и новое в лексике
  • Устная и письменная коммуникация
  • Русская фразеология
  • Порядок слов и актуальное членение высказывания
  • Русское словообразование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий контрольное домашнее задание 1
  • неблокирующий орфографический диктант
  • неблокирующий контрольное домашнее задание 2
  • неблокирующий итоговый доклад
  • неблокирующий тест по теории
  • неблокирующий работа на практических занятиях
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий домашнее контрольное задание
    Это письменное домашнее задание, представляющее собой анализ и аргументированный рерайт текста, выбранного учащимся или предоставленным преподавателем. На задание выделяется не менее 10 дней.
  • неблокирующий пунктуационный диктант
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий Тест по теории
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
    0.2 * контрольное домашнее задание 2 + 0.2 * тест по теории + 0.1 * орфографический диктант + 0.1 * работа на семинарах + 0.2 * контрольное домашнее задание 1 + 0.2 * итоговый доклад
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * работа на практических занятиях + 0.1 * пунктуационный диктант + 0.2 * домашнее контрольное задание + 0.2 * экзамен + 0.3 * контрольная работа + 0.1 * Тест по теории
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Голуб И. Б. - СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА 6-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 484с. - ISBN: 978-5-534-07472-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stilistika-russkogo-yazyka-433368
  • Русский язык и культура речи. Синтаксис : учебное пособие / под редакцией Г. Я. Солганика. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 256 с. — ISBN 978–5–7567–0986–5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115633 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Ахапкина Яна Эмильевна
  • Кувшинская Юлия Михайловна