Бакалавриат
2021/2022
Теория и практика русского литературного языка
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ахапкина Яна Эмильевна,
Крылова Татьяна Владимировна,
Кувшинская Юлия Михайловна,
Тарасова Ксения Павловна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными сведениями об устной и письменной формах русской речи, систематизирует знания об основных особенностях русской морфологии и синтаксиса, стилистических возможностях и ограничениях грамматических средств, тренирует умения и формирует навыки редакторской и корректорской правки, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере журналистики.
Цель освоения дисциплины
- расширить теоретические представления о русской грамматике и синтаксисе, об устной и письменной формах русской речи в соответствии с профессиональными потребностями будущих журналистов
- сформировать теоретические представления о русском литературном языке в его устной и письменной формах в соответствии с современными научными знаниями
- расширить знания о выразительных и смыслоразличительных, стилистических и коммуникативных возможностях русской грамматики
- систематизировать, расширить знания о русской речи как реализации потенциала языковой системы в различных коммуникативных условиях
- создать навыки идентификации и нормативного использования основных морфологических и синтаксических средств русского языка
- создать навыки идентификации и нормативного использования основных фонетических, лексических и семантических и средств русского языка
- создать навыки использования профессиональных словарей, справочников, грамматик русского языка; современных электронных ресурсов по русскому языку
- создать навыки использования профессиональных справочников, грамматик русского языка; современных электронных ресурсов по русскому языку
- развить навыки редакторской и корректорской правки
Планируемые результаты обучения
- различает стилистическую окраску слов и конструкций
- выносит суждения о целесообразности орфографических реформ
- знает основные принципы орфографии и особенности русской орфографии, историю русской графики и орфографических реформ
- знает основные способы переработки фразеологизмов, использующиеся в СМИ
- знает словообразовательные стилистические признаки
- знает типы устаревших слов, опознает устаревшую лексику и грамматические формы, знает основные источники пополнения словарного запаса
- имеет детализированное представление об основных признаках литературного языка, о нелитературных сферах, о региональных вариантах русского языка, о видах и источниках языковых норм, типах речевой культуры, о кодификации и государственной языковой политике, о толковых словарях и языковых корпусах
- имеет понятие о структуре значения слова, внутренней форме слова, коннотациях, языковой картине мира
- имеет представление о месте русского языка среди языков мира, его истории, причинах и особенностях формирования русского литературного языка, роли старославянского языка для развития русской письменности и культуры, о современных процессах в русском языке
- имеет представление о процессе возникновения фразеологизмов и об их источниках
- имеет представление о способах и моделях словообразования, об основных продуктивных и непродуктивных способах и моделях, о потенциальном и окказиональном словообразовании
- имеет представление о структуре фразеологического фонда русского языка, различает идиомы и коллокации
- имеет представление о типах русского произношения, об орфоэпической норме, о требованиях к орфоэпии в радио- и телеречи, об особенностях русского ударения
- имеет представление об активном и пассивном словарном запасе
- имеет представление об исконной лексике, об основных путях заимствования, основных языках-источниках заимствований, о фонетическом и грамматическом освоении заимствованного слова и о не до конца освоенной лексике, о проблеме избытка заимствований в языке и путях ее решения, о причинах заимствований
- имеет представление об основной стилистической шкале, о стилистической дифференциации русской лексики и синтаксических конструкций, о функционально- и экспрессивно-стилистических разрядах лексики
- иметь понятие о когнитивной функции метафоры и о значении метафоры в формировании языковой картины мира, об использовании метафоры в СМИ, о разновидностях публицистических метафор
- иметь представление о структуре лексического значения, уметь определять метафору, метонимию
- находит синонимы и антонимы слов в заданном контексте, определяет различия синонимов
- находит стилистические синонимы
- определяет оценочную лексику и лексику с иными коннотациями
- определяет способ и модель образования слова, определяет типичные потенциальные слова и окказионализмы
- различает антонимы и конверсивы, исправляет ошибки, вызванные смешением паронимов, различает омонимию и многозначность
- различает стилистическую окраску фразеологизмов, определяет лексическое значение фразеологизмов и находит синонимы
- различает типы новообразований в языке
- стилистически использует синонимы, антонимы, омонимы, многозначность
- владеет нормами употребления различных средств передачи чужой речи и авторской или чужой точки зрения
- знает особенности использования и оформления прямой речи и цитат в СМИ
- имеет представление о лексических и синтаксических способах выражения точки зрения автора и других лиц
Содержание учебной дисциплины
- Русский литературный язык
- Речевое воздействие. Манипуляция. Идеологическая речь
- Русская орфография
- Коммуникативные стратегии русской публичной речи
- Русское произношение и ударение
- Словообразование
- Понятие о лексикологии и о семантике
- Выразительные возможности словообразования и грамматики
- Парадигматические отношения в лексике
- Интенсификация
- Многозначность
- Связность речи
- Русский язык и его место среди языков мира
- Точка зрения и чужая речь в тексте
- Происхождение русской лексики
- Связь слов в предложении: норма и варианты
- Стилистическая дифференциация русской лексики
- Синонимия в синтаксисе. Сложное и простое предложение.
- Старое и новое в лексике
- Устная и письменная коммуникация
- Русская фразеология
- Порядок слов и актуальное членение высказывания
- Русское словообразование
Элементы контроля
- работа на семинарах
- контрольное домашнее задание 1
- орфографический диктант
- контрольное домашнее задание 2
- итоговый доклад
- тест по теории
- работа на практических занятиях
- контрольная работа
- домашнее контрольное заданиеЭто письменное домашнее задание, представляющее собой анализ и аргументированный рерайт текста, выбранного учащимся или предоставленным преподавателем. На задание выделяется не менее 10 дней.
- пунктуационный диктант
- экзамен
- Тест по теории
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 3 модуль0.2 * контрольное домашнее задание 2 + 0.2 * тест по теории + 0.1 * орфографический диктант + 0.1 * работа на семинарах + 0.2 * контрольное домашнее задание 1 + 0.2 * итоговый доклад
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.1 * работа на практических занятиях + 0.1 * пунктуационный диктант + 0.2 * домашнее контрольное задание + 0.2 * экзамен + 0.3 * контрольная работа + 0.1 * Тест по теории
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература
- Голуб И. Б. - СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА 6-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 484с. - ISBN: 978-5-534-07472-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stilistika-russkogo-yazyka-433368
- Русский язык и культура речи. Синтаксис : учебное пособие / под редакцией Г. Я. Солганика. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 256 с. — ISBN 978–5–7567–0986–5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115633 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.