• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Основы дистанционного зондирования Земли

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предназначена для студентов начальных курсов, знающих основы физической географии, физики, математической статистики и информатики. Курс направлен на формирование знаний о современных способах получения данных дистанционного зондирования и практических навыков сбора, цифровой обработки и тематической интерпретации аэрокосмических снимков для различных задач географических исследований. В курсе рассматриваются такие темы как технологии получения данных и физические основы дистанционного зондирования; свойства и особенности обработки снимков разного типа; основы тематической интерпретации данных дистанционного зондирования в географических исследованиях. Знания и навыки, полученные студентами в результате освоения данного курса, необходимы для изучения учебных дисциплин по тематическому дешифрированию и анализу изображений, пространственному моделированию окружающей среды; для прохождения учебной полевой практики; при подготовке курсовых и квалификационных работ в части самостоятельного подбора и обработки данных дистанционного зондирования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний о современных технологиях дистанционного зондирования и о сферах их применения для тематических географических исследований на разных масштабных уровнях
  • Приобретение практических навыков сбора, автоматизированной обработки и тематической интерпретации данных дистанционного зондирования различного типа для географических исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Объясняет особенности регистрации излучения от поверхности Земли в разных спектральных диапазонах и при разных способах дистанционного зондирования
  • 2. Определяет тип цифрового снимка по источнику получения, спектральному, пространственному разрешению; использует разные способы визуализации снимков
  • 3. Проводит геометрическую привязку, коррекцию и ортотрансформирование снимков
  • 4. Принимает решение о необходимости радиометрической калибровки и атмосферной коррекции снимков и непосредственно производит такую коррекцию, создает и тематически интерпретирует индексные изображения; проводит предварительную обработку радиолокационных снимков
  • 5. Обоснованно выбирает параметры съемки и обработки сверхвысокодетальных оптических данных с БПЛА в зависимости от места проведения и тематики географических исследований
  • 6. Подбирает данные, необходимые для решения конкретной тематической научной или прикладной задачи географического исследования из современного фонда аэрокосмических снимков и производных продуктов их обработки, используя все имеющиеся возможности доступа к таким данным
  • 7. Распознает и выделяет географические объекты на аэрокосмических снимках различного пространственного разрешения и типа
  • 8. Разрабатывает схемы визуального и автоматизированного дешифрирования аэрокосмических снимков различного пространственного разрешения и типа
  • Выявляет неблагоприятные условия развития сельскохозяйственных культур и прогнозирует урожаи, используя методы анализа временных рядов спектральных индексов и агроклиматических характеристик, получаемых по данным дистанционного зондирования
  • Определяет и рассчитывает по мультивременным данным дистанционного зондирования Земли биофизические и фенологические характеристики растительного покрова Земли в различных ландшафтно-климатических условиях
  • Проводит геометрическую привязку, коррекцию и ортотрансформирование снимков
  • Рассчитывает и содержательно интерпретирует количественные характеристики поверхностных и приповерхностных вод Мирового океана и вод суши, анализирует их пространственно-временное распределение в контексте изучения глобальных и региональных изменений окружающей среды
  • Решает обратные задачи дистанционного зондирования для изучения процессов массо- и энергообмена в системе «океан-атмосфера», в том числе рассчитывает и визуализирует глобальные геофизические поля атмосферы по данным пассивной микроволновой радиометрии
  • Сопоставляет методы количественных оценок лесных ресурсов на основе данных дистанционного зондирования различного типа и анализирует ограничения и преимущества этих методов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Значение дистанционного зондирования для географических исследований.
  • Основы дистанционного зондирования растительного покрова Земли.
  • Основные технологии получения данных дистанционного зондирования
  • Тематическое применение данных ДЗЗ для оценки и мониторинга лесных ресурсов на региональном уровне.
  • Физические основы дистанционного зондирования Земли.
  • Тематическое применение данных ДЗЗ для выявления и мониторинга сельскохозяйственных земель на национальном уровне.
  • Аэрокосмические снимки как пространственные данные
  • Основы дистанционного зондирования атмосферы в контексте глобальных изменений.
  • Компьютерная обработка аэрокосмических снимков в оптическом диапазоне для улучшения их изобразительных и дешифровочных свойств
  • Основы дистанционного зондирования гидросферы в контексте глобальных и региональных изменений.
  • Геометрические свойства аэрокосмических снимков
  • Особенности предварительной обработки и тематической интерпретации радиолокационных снимков
  • Современный фонд данных дистанционного зондирования
  • Основы фотограмметрической обработки аэрокосмических снимков
  • Основы дистанционного зондирования с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)
  • Основы тематической интерпретации данных дистанционного зондирования в географических исследованиях
  • Технология и методика дешифрирования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическая работа 1 (Раздел 1)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Домашнее задание 1 (Раздел 5)
    Домашнее задание выполняется студентом индивидуально в часы самостоятельной работы. Итогом выполнения домашнего задания является отчет в письменном виде и при необходимости – полученные данные дистанционного зондирования или цифровые результаты их обработки. Устная презентация результатов домашнего задания представляется на ближайшем коллоквиуме. На установочном семинарском занятии преподаватель определяет территорию исследования (индивидуальную для каждого студента), набор используемых данных дистанционного зондирования; разъясняет необходимые технические вопросы, в т.ч. связанные с использованием специализированного ПО, определяет методику и порядок выполнения задания; приводит примеры результатов задания и устанавливает правила оформления отчетных материалов. Критерии оценки домашнего задания, каждый из которых оценивается в 2 балла: 1. Полнота полученных в итоге выполнения домашнего задания иллюстративных и текстовых отчетных материалов; 2. Следование всем требуемых технологическим и методическим этапам выполнения задания; 3. Качество аргументации и обоснованность выводов; 4. Соблюдение структуры отчета 5. Аккуратность оформления отчета
  • неблокирующий Коллоквиум 1
    Коллоквиум проводится в конце 3 и 4 модулей дисциплины в формате устного представления и обсуждения результатов отчетов ранее выполненных домашних заданий. Преподаватель устанавливает регламент выступлений, представляющих проект и время на общее обсуждение всех прослушанных докладов. Критерии оценки работы на коллоквиуме, каждый из которых оценивается 2 баллами: 1. Качество представленного устного доклада-презентации; 2. Качество ответов на поставленные к докладчику вопросы; 3. Качество вопросов к другим докладчикам; 4. Участие в общем заключительном обсуждении; 5. Соблюдение этических норм коммуникации.
  • неблокирующий Практическая работа 2 (Раздел 2)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 3 (Раздел 3)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 4 (Раздел 4)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Экзамен (модуль 1)
    Экзамен в форме контрольного теста проводится в конце 1 модуля для проверки приобретенных в результате освоения Разделов 1-4 знаний о физических и технологических основах дистанционного зондирования, истории и современного состояния этой предметной области. Состоит из 10 вопросов, правильный ответ на каждый из которых оценивается в 1 балл. Оценка является арифметической суммой правильных ответов.
  • неблокирующий Практическая работа 5.1 (Раздел 5)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 5.2 (Раздел 5)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 5.2 (Раздел 5)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 6 (Раздел 6)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 7.1 (Раздел 7)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 7.2 (Раздел 7)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 8 (Раздел 8)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 9 (Раздел 9)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Домашнее задание 2 (Раздел 10)
    Домашнее задание выполняется студентом индивидуально в часы самостоятельной работы. Итогом выполнения домашнего задания является отчет в письменном виде и при необходимости – полученные данные дистанционного зондирования или цифровые результаты их обработки. Устная презентация результатов домашнего задания представляется на ближайшем коллоквиуме. На установочном семинарском занятии преподаватель определяет территорию исследования (индивидуальную для каждого студента), набор используемых данных дистанционного зондирования; разъясняет необходимые технические вопросы, в т.ч. связанные с использованием специализированного ПО, определяет методику и порядок выполнения задания; приводит примеры результатов задания и устанавливает правила оформления отчетных материалов. Критерии оценки домашнего задания (вес 1 критерия 2 балла): 1. Полнота полученных в итоге выполнения домашнего задания иллюстративных и текстовых отчетных материалов; 2. Следование всем требуемых технологическим и методическим этапам выполнения задания; 3. Качество аргументации и обоснованность выводов; 4. Соблюдение структуры отчета 5. Аккуратность оформления отчета
  • неблокирующий Экзамен (Разделы 1–10)
    Экзамен проводится в конце 3 модуля в письменном виде Экзаменационный билет включает 5 контрольных вопросов, проверяющих знания содержания разделов 1-10 в виде кратких закрытых тестов, и произвольное цифровое изображение снимка, визуальный анализ которого позволит ответить на 3 предложенных вопроса в виде открытого и закрытых тестов. Взвешенная сумма ответов на все вопросы оценивается максимум в 10 баллов.
  • неблокирующий Домашнее задание 3 (Раздел 11)
    Домашнее задание выполняется студентом индивидуально в часы самостоятельной работы. Итогом выполнения домашнего задания является отчет в письменном виде и при необходимости – полученные данные дистанционного зондирования или цифровые результаты их обработки. Устная презентация результатов домашнего задания представляется на ближайшем коллоквиуме. На установочном семинарском занятии преподаватель определяет территорию исследования (индивидуальную для каждого студента), набор используемых данных дистанционного зондирования; разъясняет необходимые технические вопросы, в т.ч. связанные с использованием специализированного ПО, определяет методику и порядок выполнения задания; приводит примеры результатов задания и устанавливает правила оформления отчетных материалов. Критерии оценки домашнего задания (вес 1 критерия 2 балла): 1. Полнота полученных в итоге выполнения домашнего задания иллюстративных и текстовых отчетных материалов; 2. Следование всем требуемых технологическим и методическим этапам выполнения задания; 3. Качество аргументации и обоснованность выводов; 4. Соблюдение структуры отчета 5. Аккуратность оформления отчета;
  • неблокирующий Домашнее задание 4 (Раздел 12)
    Домашнее задание выполняется студентом индивидуально в часы самостоятельной работы. Итогом выполнения домашнего задания является отчет в письменном виде и при необходимости – полученные данные дистанционного зондирования или цифровые результаты их обработки. Устная презентация результатов домашнего задания представляется на ближайшем коллоквиуме. На установочном семинарском занятии преподаватель определяет территорию исследования (индивидуальную для каждого студента), набор используемых данных дистанционного зондирования; разъясняет необходимые технические вопросы, в т.ч. связанные с использованием специализированного ПО, определяет методику и порядок выполнения задания; приводит примеры результатов задания и устанавливает правила оформления отчетных материалов. Критерии оценки домашнего задания (вес 1 критерия 2 балла): 1. Полнота полученных в итоге выполнения домашнего задания иллюстративных и текстовых отчетных материалов; 2. Следование всем требуемых технологическим и методическим этапам выполнения задания; 3. Качество аргументации и обоснованность выводов; 4. Соблюдение структуры отчета 5. Аккуратность оформления отчета;
  • неблокирующий Коллоквиум 2 (Разделы 11-12)
    Коллоквиум проводится в конце 3 и 4 модулей дисциплины в формате устного представления и обсуждения результатов отчетов ранее выполненных домашних заданий. Преподаватель устанавливает регламент выступлений, представляющих проект и время на общее обсуждение всех прослушанных докладов. Максимальное количество баллов – 10. Критерии оценки работы на коллоквиуме. 1. Качество представленного устного доклада-презентации; 2. Качество ответов на поставленные к докладчику вопросы; 3. Качество вопросов к другим докладчикам; 4. Участие в общем заключительном обсуждении. 5. Соблюдение этики коммуникации.
  • неблокирующий Контрольная работа (разделы 1-3)
    Письменная контрольная работа, проверяющая знания содержания разделов 1-3, в виде открытых и закрытых вопросов. Взвешенная сумма ответов на все вопросы оценивается максимум в 10 баллов.
  • неблокирующий Практическая работа по разделу 4
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ раскрывает и дополняет содержание лекций по соответствующим тематическим разделам лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков тематической обработки и интерпретации данных дистанционного зондирования, для решения широкого круга наиболее распространенных научных и прикладных задач при помощи современных аналитических веб-сервисов спутниковых данных. Во время каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, оказывает в контактные и внеаудиторные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы: 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых аналитических данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков, облачных вычислений и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа по разделу 5
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ раскрывает и дополняет содержание лекций по соответствующим тематическим разделам лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков тематической обработки и интерпретации данных дистанционного зондирования, для решения широкого круга наиболее распространенных научных и прикладных задач при помощи современных аналитических веб-сервисов спутниковых данных. Во время каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, оказывает в контактные и внеаудиторные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы: 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых аналитических данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков, облачных вычислений и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Экзамен (2 модуль)
    Экзамен проводится в конце 2 модуля в письменном виде Экзаменационные билеты включают не менее 2 контрольных вопросов, проверяющих знания содержания всех разделов 2 модуля)в виде развернутых и конкретизированных ответов, и произвольное цифровое изображение, визуальный анализ которого позволит ответить на 5 предложенных вопросов в виде открытых и закрытых тестов. Взвешенная сумма ответов на все вопросы оценивается максимум в 10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 1 модуль
    0.1 * Практическая работа 1 (Раздел 1) + 0.2 * Практическая работа 4 (Раздел 4) + 0.3 * Экзамен (модуль 1) + 0.2 * Практическая работа 2 (Раздел 2) + 0.2 * Практическая работа 3 (Раздел 3)
  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
    0.05 * Практическая работа 7.2 (Раздел 7) + 0.1 * Домашнее задание 1 (Раздел 5) + 0.1 * Коллоквиум 1 + 0.1 * Практическая работа 9 (Раздел 9) + 0.1 * Практическая работа 8 (Раздел 8) + 0.1 * Практическая работа 6 (Раздел 6) + 0.25 * Экзамен (Разделы 1–10) + 0.15 * Домашнее задание 2 (Раздел 10) + 0.05 * Практическая работа 7.1 (Раздел 7)
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Экзамен (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • James B. Campbell, & Randolph H. Wynne. (2011). Introduction to Remote Sensing, Fifth Edition: Vol. 5th ed. The Guilford Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bhaskar Ramachandran, Christopher O. Justice, & Michael J. Abrams. (2011). Land Remote Sensing and Global Environmental Change : NASA’s Earth Observing System and the Science of ASTER and MODIS. Springer.
  • Claudia Kuenzer, Stefan Dech, & Wolfgang Wagner. (2015). Remote Sensing Time Series : Revealing Land Surface Dynamics. Springer.
  • Emilio Chuvieco, Jonathan Li, & Xiaojun Yang. (2010). Advances in Earth Observation of Global Change. Springer.
  • Jacqueline Lenoble, Lorraine Remer, & Didier Tanre. (2013). Aerosol Remote Sensing. Springer.
  • John A. Richards. (2012). Remote Sensing Digital Image Analysis : An Introduction (Vol. 5th ed. 2013). Springer.
  • Margarita N. Favorskaya, & Lakhmi C. Jain. (2017). Handbook on Advances in Remote Sensing and Geographic Information Systems : Paradigms and Applications in Forest Landscape Modeling. Springer.
  • Sam J. Purkis, & Victor V. Klemas. (2011). Remote Sensing and Global Environmental Change. Wiley-Blackwell.
  • Siamak Khorram, Cynthia F. van der Wiele, Frank H. Koch, Stacy A. C. Nelson, & Matthew D. Potts. (2016). Principles of Applied Remote Sensing (Vol. 1st ed. 2016). Springer.
  • Steven M. de Jong, & Freek D. van der Meer. (2004). Remote Sensing Image Analysis: Including the Spatial Domain. Springer.

Авторы

  • Медведев Андрей Александрович
  • Трошко Ксения Анатольевна
  • Тельнова Наталья Олеговна
  • Бушуева Ирина Сергеевна