• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

История культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 94

Программа дисциплины

Аннотация

Программа курса предполагает ознакомление с ключевыми процессами и феноменами западной культуры XVII-XX вв. В ходе курса обсуждаются габитус и биография западного человека Нового времени, его роли и амплуа, художественные стили и направления XVII-XX вв., культурные центры западного мира Нового времени. Данный курс является частью трехгодичной "Истории культуры" ("История культуры" для 1 курса, "История культуры" для 2 курса и "История культуры" для 3 курса). В диплом выставляется среднее арифметическое итоговых оценок за три курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ввести студентов в исследовательскую проблематику исторического изучения культуры, тематизированной как история урбанизма, история становления и трансформации ключевых социальных институтов и культурных практик, история ментальностей, история знания, история гендерных отношений.
  • Целями освоения дисциплины «История культуры» являются углубление в исследовательскую проблематику исторического изучения культуры, тематизированной как история западной цивилизации, история становления и трансформации ключевых социальных типов и культурных практик.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен работать в команде.
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
  • Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.
  • Владеть навыками анализа культурных явлений в широком социальном и историческом контексте
  • Разбираться в концепциях и социогуманитарных теориях, объясняющих исторические и культурные процессы XVII - XX вв.
  • Способен анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте.
  • Способен задавать уточняющие вопросы в доступной для консультации форме.
  • Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности.
  • Способен самостоятельно осуществлять отбор и классификацию материала в соответствии с поставленной задачей и давать собственную интерпретацию.
  • Способен создавать тексты творческого характера, публицистического стиля в различных жанрах (анонсы, репортажи, интервью, рецензии, критические статьи и т.п) культурной тематики для системы печатных и электронных средств массовых коммуникаций.
  • Уметь работать с информацией: находить,оценивать и использовать информацию из различных источников,необходимую для решения научных и профессиональных задач( в том числе на основе системного подхода).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Античная культура.
  • Вводная лекция по курсу
  • Античный урбанизм.
  • Европейская придворная культура XVII - XVIII вв.
  • Античный политеизм.
  • Буржуа и формирование нового типа культуры городских элит
  • Античная мифология.
  • Что такое Просвещение? Интеллектуалы и их роль в истории западной культуры. Габитус интеллектуала.
  • Образование и наука в Греции и Риме.
  • Гражданская жизнь и коллективные практики.
  • Просвещение и Великая французская революция.
  • Повседневная жизнь греков и римлян.
  • Романтизм
  • Христианство и римская империя.
  • Формирование национальных культур
  • Средневековье.
  • Ориентализм и место имперского опыта в европейской истории культуры XIX в.
  • Греческое и римское наследие в средневековой культуре.
  • Культура средних классов в XIX веке. Викторианство.
  • Монастырь и практики монашеской жизни на Востоке и Западе.
  • Научное знание в культуре XIX в.
  • Основные центры западной средневековой культуры.
  • Феномен «долгого» XIX века
  • Городская культура позднего Средневековья.
  • Западная Европа перед первой мировой войной
  • Повседневная жизнь в эпоху Средневековья.
  • Война и революция 1918 года в Германии. Немецкая культура времен Веймарской республики.
  • Эпоха Возрождения: от Средневековья к Новому времени.
  • Немецкая культура времен национал-социализма
  • Итальянские города-государства.
  • Франция в период между двумя мировыми войнами
  • Великие географические открытия.
  • Итальянская культура первой половины XX века
  • Рождение эмпирической науки и дискуссии о научной революции.
  • Особый путь США в истории Запада
  • Гуманизм.
  • Основные черты социального и культурного развития Западной Европы во второй половине XX века
  • Немецкая культура второй половины XX в. в разделенной Германии
  • Новые веяния в западной культуре первых десятилетий XXI в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Групповой проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.4 * Устный экзамен + 0.1 * Эссе + 0.4 * Работа на семинарах + 0.1 * Контрольная работа
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.063 * Коллоквиум + 0.105 * Групповой проект + 0.14 * Эссе + 0.392 * Активность на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Избранное / Доброхотов А.Л. - Москва :ИД Тер. будущего, 2008. - 472 с.: 70x100 1/16. - (Философия) ISBN 5-91129-008-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/157578
  • Карсавин, Л. П. Монашество в средние века / Л. П. Карсавин. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 69 с. — ISBN 978-5-507-10122-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/9818 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бузескул, В. П. Античность и современность. Современные темы в античной Греции / В. П. Бузескул. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 196 с. — ISBN 978-5-507-13073-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/13466 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ивановский, В. Н. Народное образование и университеты в средние века / В. Н. Ивановский. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 28 с. — ISBN 978-5-507-37344-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/44031 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Избранные работы / Зомбарт В. - Москва :ИД Тер. будущего, 2005. - 344 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-7333-0180-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/140510

Авторы

  • Рогинская Ольга Олеговна
  • Саламова Земфира Каурбековна
  • Карпенко Елена Константиновна
  • Афанасьева Анна Эдгардовна
  • Дмитриев Тимофей Александрович