• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Теория и методология демографических исследований"

Статус: Курс обязательный (Демография)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Демография
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 112

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар (НИС) «Теория и методология демографических исследований» — это «площадка» для научного общения студентов, сотрудников Института демографии, преподавателей кафедры демографии и других кафедр НИУ ВШЭ, приглашенных исследователей. Тесный контакт магистрантов и исследователей способствует формированию исследовательской культуры, взаимообучению, вариативности ранее сформированного научного профиля, формированию исследовательских коллективов, совместной реализации науч-но-исследовательских проектов. В этой связи цель НИС - развитие комплекса исследовательских умений и навыков магистрантов, в том числе выработка компетенций и навыков исследовательской работы полного цикла (от замысла до предоставления результатов — в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • осуществление плавного перехода от учебной деятельности к исследовательской работе
  • получение новых представлений об объектах профессиональной деятельности
  • проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им вы-брать приемлемое для себя исследовательское направление, затем – тему исследования
  • знакомство со смежными научно-исследовательскими «полями»
  • углубление представлений о процессе научного исследования: самостоятельном поиске и обзоре актуальной литературы, обосновании цели, задач, методов, тестируемых гипотез, объекта исследований, круге используемой информации и методах ее верификации
  • совершенствование навыков представления текущих и конечных результатов деятельности, выполнения презентаций
  • расширение навыков аналитической работы в «малых группах», участия в обсуждениях
  • выработка навыков ведения научной дискуссии, конструктивной критики результатов собственного и чужого исследования, модерирования обсуждений
  • получение практических навыков проведения научного исследования
  • овладение навыками написания квалификационных работ разного уровня (кур-совой работы и магистерской диссертации), включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками анализа количественных и качественных данных; навыками интерпретации полученных эмпирических результатов
  • владеть навыками подготовки академических текстов
  • владеть навыками разработки программы исследования
  • владеть навыками эффективного поиска научных источников в интернете, библиографических базах данных, базах данных научного цитирования
  • выстраивать структуру и правила разработки программы исследования
  • знать основные правила подготовки академического текста, требования, которые предъявляются к его структуре, содержанию и оформлению
  • знать правила коммуникации в научном сообществе, в частности связанные с ней этические ограничения
  • знать: - основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ по исследованиям в своей области демографического знания;
  • подготовить курсовую работу и представить её к предзащите, защите
  • понимать основные методы сбора и анализа демографической информации и возможности их сочетаний в исследованиях
  • уметь готовить аргументированную критику тезисов, аргументов и способов доказательств ложных утверждений по демографической тематике
  • уметь готовить рецензии на научные тексты (статьи, доклады на конференции, проекты курсовых работ)
  • уметь корректно определять проблему исследования и формулировать исследовательские вопросы
  • уметь систематизировать источники по теме исследования, составлять список литературы, в том числе с использованием автоматизирующих функций специального программного обеспечения
  • уметь формулировать гипотезы на основе изученных источников
  • уметь формулировать цель и задачи, отвечающие и последовательно раскрывающие тему исследования
  • владеть навыками анализа количественных и качественных данных
  • владеть навыками интерпретации полученных эмпирических результатов
  • владеть навыками коммуникации в научном сообществе
  • готовить научные доклады по теме собственного исследования
  • готовить рецензии на научные тексты (статьи, доклады на конференции, проекты курсовых работ)
  • знать основные методы сбора и анализа демографической информации и возможности их сочетаний в исследованиях
  • знать основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ по исследованиям в своей области демографического знания
  • основные правила подготовки академического текста, требования, которые предъявляются к его структуре, содержанию и оформлению
  • подготовить магистерскую диссертацию и представить её к предзащите, защите
  • разрабатывать методы исследования, позволяющие решать выдвинутые цели и тестировать гипотезы
  • формулировать гипотезы на основе изученных источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Профориентационный цикл
  • Семинары-обсуждения и тренинги
  • Источники для написания демографических работ
  • Экспертно-аналитическая деятельность
  • Обучающие семинары-тренинги
  • Представление итогов исследовательской работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание-Анализ текстов
    Анализ актуальных демографических текстов -1 (групповой проект + индивидуальная работа), презентация и организация обсуждения + Участие в обсуждении текстов других групп.
  • неблокирующий Домашнее задание-Список
    Построение примерного списка литературы по теме курсовой работы
  • неблокирующий Презентация проекта
    Проект курсовой работы и выступление с презентацией проекта курсовой работы
  • неблокирующий Домашнее задание-Рецензия
    Рецензия на проект курсовой работы другого студента-участника семинара (по назначению преподавателя, ведущего семинар)
  • неблокирующий Активность-1
    Активность на семинарах
  • неблокирующий Реферат
    Анализ актуальных демографических текстов -2 – реферат (индивидуальная работа). Дедлайн – 1 апреля.
  • неблокирующий Эссе
    Рецензия на два доклада участников Апрельской международной конференции (демографические сессии)
  • неблокирующий Домашнее задание (научный руководитель)
    Оценка научного руководителя за текст первого варианта курсовой работы
  • неблокирующий Доклад-предзащита
    Предзащита курсовой работы: выступление с презентацией
  • неблокирующий Активность-2
    Активность на семинарах-2
  • неблокирующий Домашнее задание-Анализ текстов
    Анализ актуальных демографических текстов -1 (групповой проект + индивидуальная работа), презентация и организация обсуждения + Участие в обсуждении текстов других групп.
  • неблокирующий Домашнее задание-Список
    Построение примерного списка литературы по теме курсовой работы
  • неблокирующий Презентация проекта
    Проект курсовой работы и выступление с презентацией проекта курсовой работы
  • неблокирующий Домашнее задание-Рецензия
    Рецензия на проект курсовой работы другого студента-участника семинара (по назначению преподавателя, ведущего семинар)
  • неблокирующий Активность-1
    Активность на семинарах
  • неблокирующий Реферат
    Анализ актуальных демографических текстов -2 – реферат (индивидуальная работа). Дедлайн – 1 апреля.
  • неблокирующий Эссе
    Рецензия на два доклада участников Апрельской международной конференции (демографические сессии)
  • неблокирующий Домашнее задание (научный руководитель)
    Оценка научного руководителя за текст первого варианта курсовой работы
  • неблокирующий Доклад-предзащита
    Предзащита курсовой работы: выступление с презентацией
  • неблокирующий Активность-2
    Активность на семинарах-2
  • неблокирующий Домашнее задание-Рецензии
    Рецензии на любые два блока (тематики) лекций и семинаров-обсуждений
  • неблокирующий Доклад по спецблоку
    Доклад/текст по блоку «Этнокультурные аспекты демографических процессов». На выполнение работы дается примерно 2 месяца.
  • неблокирующий Доклад-презентация проекта
    Презентация проекта магистерской диссертации
  • неблокирующий Домашнее задание-Рецензия
    Рецензия на проект магистерской диссертации другого студента-участника семинара
  • неблокирующий Аудиторное контрольное задание
    Участие в работе малых групп по написанию и обсуждению текстов-опровержений и презентация текста-опровержения
  • неблокирующий Эссе-Рецензии
    Рецензии на выступления участников XXI Апрельской международной конференции
  • блокирующий Доклад-Предзащита
    Предзащита магистерской диссертации: выступление с презентацией.
  • неблокирующий Домашнее задание-Научный руководитель
    Оценка научного руководителя за первый вариант МД
  • неблокирующий Активность-1
    Активность в работе НИС и посещаемость
  • неблокирующий Активность-2
    Активность в работе НИС и посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
    0.15 * Домашнее задание-Список + 0.3 * Презентация проекта + 0.25 * Домашнее задание-Анализ текстов + 0.1 * Активность-1 + 0.2 * Домашнее задание-Рецензия
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.2 * Домашнее задание-Список + 0.15 * Активность-1 + 0.3 * Домашнее задание-Рецензия + 0.15 * Презентация проекта + 0.2 * Домашнее задание-Анализ текстов
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Доклад-презентация проекта + 0.2 * Аудиторное контрольное задание + 0.2 * Домашнее задание-Рецензии + 0.15 * Домашнее задание-Рецензия + 0.2 * Доклад по спецблоку
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Доклад по спецблоку + 0.2 * Домашнее задание-Рецензии + 0.3 * Доклад-презентация проекта + 0.15 * Аудиторное контрольное задание + 0.15 * Домашнее задание-Рецензия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Логика научного исследования, Поппер, К. Р., 2004
  • Россия перед демографическим выбором : выступления и интервью, Вишневский, А. Г., 2007
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013
  • Социологическое исследование : методология, программа, методы, Ядов, В. А., 1995
  • Этнополитический маятник : динамика и механизмы этнополит. процессов в постсоветской России, Паин, Э. А., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Демографическая модернизация России, 1900-2000, Вишневский, А. Г., 2006
  • Российский работник : образование, профессия, квалификация, Биляк, Т. А., 2011
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2003
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012

Авторы

  • Карачурина Лилия Борисовна