Бакалавриат
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Развитие вавилонского языка (фонология, морфология, синтаксис, лексика): средневавилонский, но
Статус:
Курс обязательный (Ассириология)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар «Развитие вавилонского языка (фонология, морфология, синтаксис, лексика): средневавилонский, нововавилонский, поздневавилонский» служит необходимым дополнением к базовому курсу аккадского языка. Задача семинара — научить студентов самостоятельной работе с малоизученными текстовыми корпусами на аккадском языке и вовлечь их в решение конкретных задач, стоящих перед исторической грамматикой аккадского языка. Преимущественное внимание в рамках семинара будет уделяться эпистолярным текстам как в наибольшей степени отражающим вернакуляр. Вместе с тем, внимание будет уделено текстам других жанров, в частности, царским надписям поздневавилонского периода, написанным на стандартном вавилонском языке, но отражающим особенности фонологии и лексики позднейших этапов развития вавилонского диалекта аккадского языка. В ходе работы на научно-исследовательском семинаре учащиеся познакомятся с основными фонетическими, грамматическими и лексическими особенностями средне-, ново- и поздневавилонского диалектов аккадского языка и научатся применять полученные знания к чтению, анализу и переводу письменных памятников XV–IV вв. до н. э., написанных на соответствующих языках или обнаруживающих их влияние. Часть времени на семинаре отведена на систематическое изучение фонетических, грамматических и лексических особенностей средне-, ново- и поздневавилонского диалектов аккадского языка; часть времени отведена на аналитическое чтение текстов, демонстрирующих эти особенности. По итогам семинара студенты должны усвоить важнейшие особенности названных диалектов аккадского языка, ориентироваться в базовой справочной литературе по предмету, уметь анализировать аккадоязычные тексты соответствующих периодов.
Цель освоения дисциплины
- Изучить важнейшие фонетические, грамматические и лексические особенности средне-, ново- и поздневавилонского диалектов аккадского языка
- Развить навыки грамматического анализа аккадоязычных источников, созданных в период с XV по IV вв. до н. э.
- Научиться определять принадлежность текста к средне-, ново- или поздневавилонскому периодам на основании его языковых особенностей
- Научиться распознавать адстратные черты в текстах, написанных носителями вавилонского диалекта аккадского языка на стандартном вавилонском языке после XV в. до н. э.
- Освоить важнейшие справочные пособия по исторической грамматике аккадского языка
- Освоить ряд актуальных научных работ, посвященных исторической грамматике аккадского языка
Планируемые результаты обучения
- Студент знает важнейшие фонетические и грамматические особенности нововавилонского диалекта аккадского языка
- Студент знает важнейшие фонетические и грамматические особенности поздневавилонского диалекта аккадского языка
- Студент знает важнейшие фонетические и грамматические особенности средневавилонского диалекта аккадского языка
- Студент имеет представление о датировке, объеме и содержании нововавилонского текстового корпуса
- Студент имеет представление о датировке, объеме и содержании поздневавилонского текстового корпуса
- Студент имеет представление о датировке, объеме и содержании средневавилонского текстового корпуса
- Студент умеет находить и анализировать в тексте характерные для нововавилонского периода лексические особенности
- Студент умеет находить и анализировать в тексте характерные для поздневавилонского периода лексические особенности
- Студент умеет находить и анализировать в тексте характерные для средневавилонского периода лексические особенности
Содержание учебной дисциплины
- Средневавилонский диалект аккадского языка. Общая характеристика
- Средневавилонский диалект аккадского языка. Фонетические и грамматические особенности
- Средневавилонский диалект аккадского языка. Лексика
- Нововавилонский диалект аккадского языка. Общая характеристика
- Нововавилонский диалект аккадского языка. Фонетические и грамматические особенности
- Нововавилонский диалект аккадского языка. Лексика
- Поздневавилонский диалект аккадского языка. Общая характеристика
- Поздневавилонский диалект аккадского языка. Фонетические и грамматические особенности
- Поздневавилонский диалект аккадского языка. Лексика
Элементы контроля
- самостоятельные работы
- контрольные работы
- устный ответ на экзамене
- самостоятельные работы
- контрольные работы
- устный ответ на экзамене
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.25 * самостоятельные работы + 0.25 * контрольные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kouwenberg, N. J. C. (2010). The Akkadian Verb and Its Semitic Background. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=448600
Рекомендуемая дополнительная литература
- Nielsen, J. P. (2015). Personal Names in Early Neo-Babylonian Legal and Administrative Tablets, 747-626 B.c.e. Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1145421
- Pearce, L. E. (2016). Cuneiform sources for Judeans in Babylonia in the Neo-Babylonian and Achaemenid periods : an overview. Religion Compass, 10(9), 230–243. https://doi.org/10.1111/rec3.12207
- Schmidl Martina. (2017). Some Remarks on Language Usage in Late Babylonian Letters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E3D40B3E
- Studies in the aklu documents of the Middle Babylonian period. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.openaccess.leidenuniv.nl.1887.60263