Бакалавриат
2021/2022
Онтология и теория познания
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Курс “Онтология и теория познания” нацелен на освоение студентами классических и неклассических онтологических моделей, важнейших теоретико-познавательных парадигм и направлений, философских методологий, концепций истины, а также онтологических и гносеологических аспектов исследования культуры и истории. В отличие от курсов историко-философского характера, данный курс представляет философскую традицию в проблемно-теоретическом ракурсе, что дает возможность применения полученных знаний к анализу современных дискуссий по таким вопросам, как природа философского знания, роль метафизики в современной философии, соотношение метафизики и науки, субъектно-объектное отношение в теории познания, психофизическая проблема и др.
Цель освоения дисциплины
- Создание рационально-теоретической базы для осмысления совокупности мировоззрен- ческих проблем.
- Создание рационально-теоретической базы для осмысления совокупности мировоззренческих проблем.
- Ориентация студентов на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
- Ознакомление студентов с тем особым содержанием, которым постановка и решением философских проблем наполняются в каждую историческую эпоху.
- Ознакомление студентов с различными подходами к анализу философских тем, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
- Ориентация студентов на рациональный критицизм при анализе философских проблем.
Планируемые результаты обучения
- Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления концепции идеи об интециональности в философии Ж.-П. Сартра.
- Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления концепций неклассической эпистемологии и неклассической науки.
- Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления концепций немецкого идеализма в контексте проблемы субъектно-объектного дуализма.
- Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления критики классической парадигмы А. Шопенгауэром.
- Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления отдельных аспектов философии Ф. Ницше.
- Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления отдельных концепций философии Г.В.Ф. Гегеля.
- Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы "смерти Бога" в философии Ницше.
- Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы кантовской "вещи в себе".
- Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы природы философского знания, проблемы предмета и основных функций философии
- Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления совокупности мировоззренческих проблем.
- Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления философии языка Л. Витгенштейна.
- Имеет рационально-теоретическую базу для разработки совокупности проблем, связанных с субъектно-объектным отношением в теории познания.
- Имеет рационально-теоретическую базу для разработки совокупности философских проблем пространства и времени..
- Ознакомлен с аристотелевским решением проблемы поиска субстанциального начала бытия и его влиянием на дальнейшее развитие онтологии.
- Ознакомлен с классической (картезианской) постановкой проблемы познания, учением Декарта об основных правилах метода, о роли сомнения и его отношении к скептицизму.
- Ознакомлен с основаниями рождения субъективизма в эпоху Возрождения.
- Ознакомлен с постановкой и решением проблемы категорий античной философской мыслью.
- Ознакомлен с различными подходами к анализу концепции позитивизма, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
- Ознакомлен с различными подходами к анализу концепции прагматизма как направления неоклассической онтологии и теории познания, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
- Ознакомлен с различными подходами к анализу отдельных аспектов немецкого классического идеализма, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
- Ознакомлен с различными подходами к анализу проблемы перехода от классической теории познания к неоклассической, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
- Ознакомлен с различными подходами к анализу феноменологической концепции в философии, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
- Ознакомлен с различными подходами к анализу философии И. Канта, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
- Ознакомлен с различными подходами к пониманию бытия в философии эпохи эллинизма и умеет проводить их критический и сравнительный анализ.
- Ознакомлен с тем особым содержанием, которым категории субъекта и объекта наполняются в различные исторические эпохи от античности до Нового времени.
- Ознакомлен с тем особым содержанием, которым постановка и решение онтологических и гносеологических проблем наполняется в Средневековье.
- Ознакомлен с тем особым содержанием, которым постановка и решение проблемы познания наполняются в каждую историческую эпоху.
- Ориентируется на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
- Ориентируется на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
- Понимает основные идеи Трансцендентализма И. Канта.
- Понимает предмет и основные функции онтологии и теории познания как философской дисциплины.
- Понимает специфику постановки и решения философских проблем пространства, времени и бесконечности в эпоху Возрождения.
- Понимает трудности классической парадигмы философской онтологии и теории познания.
Содержание учебной дисциплины
- Философия как вид знания. Специфика онтологии и теории познания как философских дисциплин.
- Проблема бытия
- Трансцендентализм как теоретико-познавательная установка.
- Познание и знание. Истина как центральное понятие теории познания.
- Трансцендентализм И. Канта: проблема «вещи в себе»
- Немецкий классический идеализм: поиск решения проблемы субъектно- объектного дуализма на основе идеи об интеллектуальной интуиции
- Проблема субстанциального начала бытия
- Философия Г.В.Ф. Гегеля как завершающий этап развития классического рационализма: аргументы в пользу «превращения метафизики в логику»
- Критика классической парадигмы А. Шопенгауэром: на пути к неклассическому пониманию субъектно-объектного отношения
- Бытие как трансцендентное
- Ф. Ницше: «смерть Бога» как онтологическая основа перехода к неклассической теории познания
- Проблема онтологического статуса времени, пространства, движения. Проблема бесконечности.
- Ф. Ницше: мир как «истолкование» без того, кто истолковывает
- От классической теории познания к неклассической: замена противопоставления «объективное – субъективное» корреляцией «предмет – опредмечивание»
- «Философия субъекта» и ее роль в формировании классической теории познания.
- Феноменология как неклассическое направление онтологии и гносеологии: понимание отношения познания к предмету на основе идеи об интенциональности
- Развитие идеи об интенциональности в философии Ж.-П. Сартра: сознание без «Я»
- Прагматизм как направление неклассической онтологии и теории познания
- От «философии субъекта» к «философии языка» (Л. Витгенштейн)
- Позитивизм как направление неклассической онтологии и теории познания
- Классическая парадигма философской онтологии и теории познания: субъектно-объектный дуализм и проблема его преодоленияПонятие «субъект» в античной философии, философии Средних веков и в Новое время: сходства и различия. Постановка проблемы познания в философских учениях Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма: общие черты. В чем состоит сходство рационализма и эмпиризма? Характер субъектно-объектного отношения в Новое время. Анализ трудностей классических концепций. Основания и суть «коперниканского переворота» в теории познания. Проблема обоснования возможности наук. Проблема различения априорного и апостериорного знания.
- Неклассическая эпистемология и неклассическая наука (К. Поппер)
Элементы контроля
- ЭссеОбъем работы: 9000-11000 печатных знаков с пробелами. Работа сдается через LMS или по электронной почте не позднее, чем за 2 недели до конца модуля; обязательна проверка на плагиат.
- Контрольная работаПисьменная работа, 120 минут.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в (устной) форме. Экзамен проводится на платформе (Zoom, ссылка: https://zoom.us/j/6773131713?pwd=V2d0eXdnVzdkYWdmOEVUb2VTQndMUT09). К экзамену необходимо подключиться за (10) минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: (поддерживать программу Zoom, работающую камеру, микрофон, наушники) Для участия в экзамене студент обязан: (поставить на аватар реальную фотографию, использовать реальное ИФ, включить камеру и микрофон). Во время экзамена студентам запрещено: (отключать камеру). Во время экзамена студентам разрешено: (пользоваться конспектами). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается (5 минут). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается (больше 5 минут). При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Аудиторная работа
- ЭссеРабота сдается через LMS или по электронной почте не позднее, чем за 2 недели до конца модуля. Объем эссе: 8000-12000 печатных знаков с пробелами.
- Аудиторная работаОценка за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме на платформе Zoom или Microsoft Teams. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддерживать программу Zoom, работающую камеру, микрофон, наушники Для участия в экзамене студент обязан: использовать реальные ФИО, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено отключать камеру. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться конспектами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается (5 минут). При кратковременном нарушении связи студент может продолжить участие в экзамене. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается (больше 5 минут). При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.5 * Экзамен + 0.3 * Аудиторная работа + 0.1 * Эссе + 0.1 * Контрольная работа
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.5 * Экзамен + 0.1 * Эссе + 0.4 * Аудиторная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Аристотель. Категории. - Репринтное воспроизведение издания 1939 г. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 124 с.- ISBN 978-5-16-012030-0. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348890
- Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - НАУКА ЛОГИКИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. УЧЕНИЕ О БЫТИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-06738-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nauka-logiki-v-3-ch-chast-1-uchenie-o-bytii-412328
- Декарт Р. ; Пер. Пиков В. И. - ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-07153-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravila-dlya-rukovodstva-uma-422145
- Избранные работы / Витгенштейн Л., Руднев В. - Москва :ИД Тер. будущего, 2005. - 440 с.: 70x100 1/16. - (Философия) ISBN 5-7333-0151-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/105972
- Избранные работы / Гуссерль Э. - Москва :ИД Тер. будущего, 2005. - 464 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-7333-0177-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/108756
- История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
- Кант, И. Критика чистого разума (Пер. М. И. Владиславлева (1867); Н. М. Соколова) / И. Кант. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 452 с. — ISBN 978-5-507-11693-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5922 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Карнап Рудольф. (2009). Преодоление метафизики логическим анализом языка. Исследователь/Researcher, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899261
- На пути к неклассической эпистемологии [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: ИФРАН, 2009. – 240 с.. – ISBN 978-5-9540-0151-8. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/357164
- Ницше Ф. В. - ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА. РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЛИ ЭЛЛИНСТВО И ПЕССИМИЗМ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-05538-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tak-govoril-zaratustra-rozhdenie-tragedii-ili-ellinstvo-i-pessimizm-441624
- Сартр, Ж. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания [Электронный ресурс] / Ж. Сартр. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 162 с. - ISBN 978-5-94193-889-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018077 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018077
- Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление (1819) (Пер. Ю. И. Айхенвальд) / А. Шопенгауэр. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 221 с. — ISBN 978-5-507-10859-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5908 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Аристотель -. ; Пер. Кубицкий А. В. - МЕТАФИЗИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-07009-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metafizika-442222
- Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - НАУКА ЛОГИКИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-06740-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nauka-logiki-v-3-ch-chast-2-uchenie-o-suschnosti-412329
- Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - НАУКА ЛОГИКИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 3. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-534-06741-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nauka-logiki-v-3-ch-chast-3-uchenie-o-ponyatii-412330
- ПОППЕР К., & БАЛЛ О.А. (1997). Нормальная наука и опасности, связанные с ней. Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906940