• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Индуктивная и вероятностная логика

Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по индуктивной и вероятностной логике является одной из частей в цикле логических дисциплин, читаемых студентам-философам. Курс предполагает знание таких разделов дедуктивной логики, как логика высказываний и логика предикатов, а также знание основ математической теории вероятности. В задачи курса входит ознакомление студентов с современным уровнем логического изучения индуктивных и правдоподобных рассуждений и с применением концептуального аппарата современной теории вероятностей для анализа такого рода рассуждений. Актуальность курса для студентов-философов обусловлена тем, что в нем затрагиваются такие философские темы, как проблема оправдания индукции, скептицизм и индукция, границы логики, природа вероятности, причинность и детерминизм, роль индукции в научном познании и т.п. Поэтому данный курс станет студентам-философам хорошим подспорьем при дальнейшем изучении ими теории познания, философии науки, философской логики. Особое внимание в курсе уделяется изучению миллевских методов установления причинно-следственных связей в их теоретической реконструкции, осуществленной Г.Х. фон Вригтом и основанной на понятиях необходимых и достаточных условий, а также стратегиям построения вероятностной логики, разрабатываемым в рамках различных интерпретаций вероятности (логической, частотной и персоналистской). В ходе изучения индуктивной и вероятностной логики студенты будут не только упражняться в логическом анализе индуктивных и правдоподобных умозаключений и изучать логические свойства такого рода умозаключений, но и погружаться в обсуждение философских следствий того или иного решения, принимаемого при построении рассматриваемой логики
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов-философов навыков критического мышления и обоснованного рассуждения;
  • расширение спектра логических знаний у студентов-философов посредством включения в него исследований по индуктивной и вероятностной логике;
  • демонстрация тесной связи исследований по индуктивной и вероятностной логике с проблемами в философии науки, эпистемологии, философской логике;
  • развитие практических навыков решения логических задач и выполнения упражнений по индуктивной и вероятностной логике;
  • обучение студентов четкому распознанию логических ошибок и просчетов в индуктивных рассуждениях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • вычисляет эпистемическую и индуктивную вероятность с помощью аксиом и теорем исчисления вероятности, решает задачи на применение теоремы Байеса
  • излагает суть проблемы индукции, анализирует и оценивает основные подходы к ее решению, анализирует и оценивает основные парадоксы подтверждения
  • определяет вид индуктивного умозаключения, анализирует логическую структуру индуктивного умозаключения
  • отличает индуктивные умозаключения от дедуктивных, определяет вид индуктивного умозаключения, анализирует логическую структуру индуктивного умозаключения
  • различает случаи употребления понятия вероятности в его эпистемологической или эмпирической трактовке
  • различает, какой из миллевских методов установления причинно-следственных связей был применен в той или иной исследовательской ситуации, определяет необходимые и достаточные условия некоторого явления с помощью миллевских методов в экспликации Г.Х. фон Вригта
  • сравнивает различные (классическую, логическую, персоналистскую и частотную) интерпретации вероятности по их перспективам в построении вероятностной логики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет индуктивной логики
  • Тема 2. Виды индуктивных (правдоподобных) рассуждений
  • Тема 3. Проблема индукции
  • Тема 4. Миллевские методы установления причинных связей
  • Тема 5. Основные концепции вероятности
  • Тема 6. Исчисление вероятности
  • Тема 7. Основные интерпретации вероятности и их применение при построении индуктивной логики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий письменные домашние задания
  • неблокирующий контрольная работа
    Контрольная работа проводится на последнем семинарском занятии по дисциплине «Индуктивная и вероятностная логика» и длится 90 минут.
  • блокирующий устный экзамен
    Устный экзамен предполагает ответ на два теоретических вопроса. Студент может быть освобожден преподавателем от прохождения элемента контроля «устный экзамен», если каждая из оценок за элементы текущего контроля не ниже 6 баллов по 10-тибалльной шкале. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать экзамен в установленном порядке.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * письменные домашние задания + 0.3 * контрольная работа + 0.3 * устный экзамен + 0.2 * активность на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008