Бакалавриат
2021/2022![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
Индуктивная и вероятностная логика
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Макеева Лолита Брониславовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс по индуктивной и вероятностной логике является одной из частей в цикле логических дисциплин, читаемых студентам-философам. Курс предполагает знание таких разделов дедуктивной логики, как логика высказываний и логика предикатов, а также знание основ математической теории вероятности. В задачи курса входит ознакомление студентов с современным уровнем логического изучения индуктивных и правдоподобных рассуждений и с применением концептуального аппарата современной теории вероятностей для анализа такого рода рассуждений. Актуальность курса для студентов-философов обусловлена тем, что в нем затрагиваются такие философские темы, как проблема оправдания индукции, скептицизм и индукция, границы логики, природа вероятности, причинность и детерминизм, роль индукции в научном познании и т.п. Поэтому данный курс станет студентам-философам хорошим подспорьем при дальнейшем изучении ими теории познания, философии науки, философской логики. Особое внимание в курсе уделяется изучению миллевских методов установления причинно-следственных связей в их теоретической реконструкции, осуществленной Г.Х. фон Вригтом и основанной на понятиях необходимых и достаточных условий, а также стратегиям построения вероятностной логики, разрабатываемым в рамках различных интерпретаций вероятности (логической, частотной и персоналистской). В ходе изучения индуктивной и вероятностной логики студенты будут не только упражняться в логическом анализе индуктивных и правдоподобных умозаключений и изучать логические свойства такого рода умозаключений, но и погружаться в обсуждение философских следствий того или иного решения, принимаемого при построении рассматриваемой логики
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов-философов навыков критического мышления и обоснованного рассуждения;
- расширение спектра логических знаний у студентов-философов посредством включения в него исследований по индуктивной и вероятностной логике;
- демонстрация тесной связи исследований по индуктивной и вероятностной логике с проблемами в философии науки, эпистемологии, философской логике;
- развитие практических навыков решения логических задач и выполнения упражнений по индуктивной и вероятностной логике;
- обучение студентов четкому распознанию логических ошибок и просчетов в индуктивных рассуждениях.
Планируемые результаты обучения
- вычисляет эпистемическую и индуктивную вероятность с помощью аксиом и теорем исчисления вероятности, решает задачи на применение теоремы Байеса
- излагает суть проблемы индукции, анализирует и оценивает основные подходы к ее решению, анализирует и оценивает основные парадоксы подтверждения
- определяет вид индуктивного умозаключения, анализирует логическую структуру индуктивного умозаключения
- отличает индуктивные умозаключения от дедуктивных, определяет вид индуктивного умозаключения, анализирует логическую структуру индуктивного умозаключения
- различает случаи употребления понятия вероятности в его эпистемологической или эмпирической трактовке
- различает, какой из миллевских методов установления причинно-следственных связей был применен в той или иной исследовательской ситуации, определяет необходимые и достаточные условия некоторого явления с помощью миллевских методов в экспликации Г.Х. фон Вригта
- сравнивает различные (классическую, логическую, персоналистскую и частотную) интерпретации вероятности по их перспективам в построении вероятностной логики
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Предмет индуктивной логики
- Тема 2. Виды индуктивных (правдоподобных) рассуждений
- Тема 3. Проблема индукции
- Тема 4. Миллевские методы установления причинных связей
- Тема 5. Основные концепции вероятности
- Тема 6. Исчисление вероятности
- Тема 7. Основные интерпретации вероятности и их применение при построении индуктивной логики
Элементы контроля
- активность на семинарских занятиях
- письменные домашние задания
- контрольная работаКонтрольная работа проводится на последнем семинарском занятии по дисциплине «Индуктивная и вероятностная логика» и длится 90 минут.
- устный экзаменУстный экзамен предполагает ответ на два теоретических вопроса. Студент может быть освобожден преподавателем от прохождения элемента контроля «устный экзамен», если каждая из оценок за элементы текущего контроля не ниже 6 баллов по 10-тибалльной шкале. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать экзамен в установленном порядке.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.2 * письменные домашние задания + 0.3 * контрольная работа + 0.3 * устный экзамен + 0.2 * активность на семинарских занятиях