• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Сербский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Рыжова Дарья Александровна, Станкович Милька
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 128

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Сербский язык» знакомит студентов с грамматической, лексической и фонологической структурой сербского языка, формирует практические навыки порождения и восприятия текстов на сербском языке в объеме, позволяющем использовать этот язык как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, что соответствует «Пороговому продвинутому уровню» B1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком. Кроме того, слушатели получат представление о культурно-историческом контексте развития сербского языка и о современной социолингвистической ситуации на постюгославском пространстве, сформируют навык исследовательской работы с материалом сербского языка и будут подготовлены к возможному участию в сербских научных конференциях, семинарах и симпозиумах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Теоретическое знакомство студентов с грамматической, лексической и фонологической структурой сербского языка, а также формирование практических навыков порождения и восприятия текстов на сербском языке в объеме, позволяющем использовать этот язык как средство общения в ситуа-циях универсального и профессионального типа, что соответствует «Пороговому продвинутому уровню» B1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком.
  • Формирование представления о культурно-историческом контексте развития сербского языка и знакомство с современной социолингвистической ситуацией на постюгославском пространстве.
  • Формирование навыка исследовательской работы с материалом сербского языка.
  • Подготовка студентов к возможному участию в сербских научных конференциях, семинарах и симпозиумах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает, какое место сербский язык занимает в генетиче-ской классификации языков; формулирует основные структурные сходства и отличия сербского языка от дру-гих славянских языков (на всех языковых уровнях). Имеет пред-ставление о балканском языковом ареале и его особенностях
  • Студент знаком с основными вехами истории Сербии, имеет представление о культуре и традициях современной Сербии
  • Студент знаком с творчеством по крайней мере нескольких сербских писателей, скульпторов, художников и композиторов
  • Студент знаком с фонологическим составом сербского языка, с правилами чтения и правописания, с особенностями ударения. Воспринимает речь на слух и может грамотно записать прослушанный текст, даже если часть слов ему не знакома.
  • Студент имеет представление о политической и социолингвистической ситуации на Балканском полуострове
  • Студент понимает устную речь и письменные тексты на сербском языке, способен провести грамматический анализ текста
  • Студент способен поддержать разговор на сербском языке на любую тематику
  • Студент способен самостоятельно порождать грамотные высказывания на сербском языке
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фонетика и правила чтения. Орфография.
  • Грамматика
  • Лексические темы
  • Социолингвистические, исторические и культурологические аспекты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий несколько сочинений на заданные темы
  • неблокирующий домашние задания
    Небольшие домашние задания даются на каждом занятии и проверяются в устном формате в аудитории
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная аудиторная работа на 80 минут
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий несколько сочинений на заданные темы
  • неблокирующий домашние задания
    Небольшие домашние задания даются на каждом занятии и проверяются в устном формате в аудитории
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная аудиторная работа на 80 минут
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.3 * несколько сочинений на заданные темы + 0.4 * Контрольная работа + 0.3 * Устный экзамен
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.4 * Устный экзамен + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * несколько сочинений на заданные темы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стијовић, Р. Р., Лазић Коњик, И. В., & Спасојевић, М. Љ. (2019). Узвици у савременом српском језику: класификација и лексикографска обрада ; Междометия в современном сербском языке: классификация и лексикографическая обработка ; Interjections in the Contemporary Serbian Language: Classification and Lexicographic Treatment.
  • Стојановић, С. Б. (2019). О основном значењу српског перфекта активне дијатезе и његовој типолошкој класификацији ; К основному значению сербского перфекта активной диатезы и его типологической классификации ; On Basic Meaning of the Active Perfect in Serbian and its Typological Classification. https://doi.org/10.2298/JFI1802109S
  • Трајковић, Т. Г. (2019). Говор Ниша кроз призму диглосивности ; Говор Ниша сквозь призму диглоссивности ; Niš Speech Through the Prism of Diglossia. https://doi.org/10.2298/JFI1802089T
  • Шапошников, А. К. (2017). Сравнительная лексикография славянских языков ; Comparative lexicography of Slavic languages. Београд : Институт за српски језик САНУ. https://doi.org/10.5281/zenodo.437443

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brandner, A. (2013). [Славянские языки, письменность и культура] ; [Slavjanskije jazyki, pis’mennost’ i kul’tura].
  • Алановић, М. Б. (2019). Граматички статус спацијалне клаузе – на други поглед ; Грамматический статус придаточного предложения места – на второй взгляд ; Grammatical Status of the Subordinate (Adverbial) Clause of Place – From Another View. https://doi.org/10.2298/JFI1802029A
  • Казанкова, Е. А. (2011). Славянские языки в когнитивном аспекте.
  • Марковић, А. М. (2020). Могућност трансформације именичких синтагми с генитивом материје у синтагме с конгруентним придевским атрибутом ; Возможность трансформации субстантивных словосочетаний с генитивом материала в словосочетания с адъективным согласованным определением.
  • Танасић, С. З. (2019). Безличне партиципске реченице у српском језику ; Безличные причастные предложения в сербском языке. Београд : Савез славистичких друштава Србије. https://doi.org/10.18485/mks_srpska_slavistika.2018.1.ch28
  • Танасић, С. З. (2019). Из синтаксичке проблематике српских говора у Босни и Херцеговини ; К вопросу о синтаксисе сербских говоров в Боснии и Герцеговине. Крагујевац : Филолошко-уметнички факултет.
  • Танасић, С. З. (2019). О синтакси језика листа „Наша Реч“.

Авторы

  • Станкович Милька -
  • Рыжова Дарья Александровна