Бакалавриат
2021/2022
Сербский язык
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
128
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Сербский язык» знакомит студентов с грамматической, лексической и фонологической структурой сербского языка, формирует практические навыки порождения и восприятия текстов на сербском языке в объеме, позволяющем использовать этот язык как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, что соответствует «Пороговому продвинутому уровню» B1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком. Кроме того, слушатели получат представление о культурно-историческом контексте развития сербского языка и о современной социолингвистической ситуации на постюгославском пространстве, сформируют навык исследовательской работы с материалом сербского языка и будут подготовлены к возможному участию в сербских научных конференциях, семинарах и симпозиумах.
Цель освоения дисциплины
- Теоретическое знакомство студентов с грамматической, лексической и фонологической структурой сербского языка, а также формирование практических навыков порождения и восприятия текстов на сербском языке в объеме, позволяющем использовать этот язык как средство общения в ситуа-циях универсального и профессионального типа, что соответствует «Пороговому продвинутому уровню» B1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком.
- Формирование представления о культурно-историческом контексте развития сербского языка и знакомство с современной социолингвистической ситуацией на постюгославском пространстве.
- Формирование навыка исследовательской работы с материалом сербского языка.
- Подготовка студентов к возможному участию в сербских научных конференциях, семинарах и симпозиумах.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает, какое место сербский язык занимает в генетиче-ской классификации языков; формулирует основные структурные сходства и отличия сербского языка от дру-гих славянских языков (на всех языковых уровнях). Имеет пред-ставление о балканском языковом ареале и его особенностях
- Студент знаком с основными вехами истории Сербии, имеет представление о культуре и традициях современной Сербии
- Студент знаком с творчеством по крайней мере нескольких сербских писателей, скульпторов, художников и композиторов
- Студент знаком с фонологическим составом сербского языка, с правилами чтения и правописания, с особенностями ударения. Воспринимает речь на слух и может грамотно записать прослушанный текст, даже если часть слов ему не знакома.
- Студент имеет представление о политической и социолингвистической ситуации на Балканском полуострове
- Студент понимает устную речь и письменные тексты на сербском языке, способен провести грамматический анализ текста
- Студент способен поддержать разговор на сербском языке на любую тематику
- Студент способен самостоятельно порождать грамотные высказывания на сербском языке
Содержание учебной дисциплины
- Фонетика и правила чтения. Орфография.
- Грамматика
- Лексические темы
- Социолингвистические, исторические и культурологические аспекты
Элементы контроля
- несколько сочинений на заданные темы
- домашние заданияНебольшие домашние задания даются на каждом занятии и проверяются в устном формате в аудитории
- Контрольная работаПисьменная аудиторная работа на 80 минут
- Устный экзамен
- несколько сочинений на заданные темы
- домашние заданияНебольшие домашние задания даются на каждом занятии и проверяются в устном формате в аудитории
- Контрольная работаПисьменная аудиторная работа на 80 минут
- Устный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.3 * несколько сочинений на заданные темы + 0.4 * Контрольная работа + 0.3 * Устный экзамен
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.4 * Устный экзамен + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * несколько сочинений на заданные темы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Стијовић, Р. Р., Лазић Коњик, И. В., & Спасојевић, М. Љ. (2019). Узвици у савременом српском језику: класификација и лексикографска обрада ; Междометия в современном сербском языке: классификация и лексикографическая обработка ; Interjections in the Contemporary Serbian Language: Classification and Lexicographic Treatment.
- Стојановић, С. Б. (2019). О основном значењу српског перфекта активне дијатезе и његовој типолошкој класификацији ; К основному значению сербского перфекта активной диатезы и его типологической классификации ; On Basic Meaning of the Active Perfect in Serbian and its Typological Classification. https://doi.org/10.2298/JFI1802109S
- Трајковић, Т. Г. (2019). Говор Ниша кроз призму диглосивности ; Говор Ниша сквозь призму диглоссивности ; Niš Speech Through the Prism of Diglossia. https://doi.org/10.2298/JFI1802089T
- Шапошников, А. К. (2017). Сравнительная лексикография славянских языков ; Comparative lexicography of Slavic languages. Београд : Институт за српски језик САНУ. https://doi.org/10.5281/zenodo.437443
Рекомендуемая дополнительная литература
- Brandner, A. (2013). [Славянские языки, письменность и культура] ; [Slavjanskije jazyki, pis’mennost’ i kul’tura].
- Алановић, М. Б. (2019). Граматички статус спацијалне клаузе – на други поглед ; Грамматический статус придаточного предложения места – на второй взгляд ; Grammatical Status of the Subordinate (Adverbial) Clause of Place – From Another View. https://doi.org/10.2298/JFI1802029A
- Казанкова, Е. А. (2011). Славянские языки в когнитивном аспекте.
- Марковић, А. М. (2020). Могућност трансформације именичких синтагми с генитивом материје у синтагме с конгруентним придевским атрибутом ; Возможность трансформации субстантивных словосочетаний с генитивом материала в словосочетания с адъективным согласованным определением.
- Танасић, С. З. (2019). Безличне партиципске реченице у српском језику ; Безличные причастные предложения в сербском языке. Београд : Савез славистичких друштава Србије. https://doi.org/10.18485/mks_srpska_slavistika.2018.1.ch28
- Танасић, С. З. (2019). Из синтаксичке проблематике српских говора у Босни и Херцеговини ; К вопросу о синтаксисе сербских говоров в Боснии и Герцеговине. Крагујевац : Филолошко-уметнички факултет.
- Танасић, С. З. (2019). О синтакси језика листа „Наша Реч“.