Магистратура
2021/2022
Педагогика и психология высшей школы: языковые проблемы образовательной политики
Статус:
Курс обязательный (Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия)
Направление:
45.04.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Языковые права тесно связаны с личностью человека, относятся к базовым ценностям и являются неотъемлемой частью прав человека. Со сложностями в области реализации языковых прав наиболее часто сталкиваются мигранты, беженцы и национальные меньшинства, постоянно проживающие на территории страны. Сегодня мы становимся свидетелями возрастающего перемещения народов, причем очень часто миграция групп людей происходит не по их воле. Причиной этого могут быть социально-экономические, а также военно-политические факторы. Локальные и международные конфликты, а также отсутствие демократических свобод, как правило, провоцируют массовый отток населения. Беженцами становятся люди, у которых есть обоснованный страх преследований на почве национальности, этнической/языковой принадлежности, религии, политических взглядов в своей стране. Статус «беженца» или «мигранта» не всегда позволяет в полной мере реализовывать языковые права. Например, когда речь идет про взаимодействие с органами государственной власти, защиту прав в суде, трудоустройство, а также возможность получать образование на своем родном языке. Данный курс фокусируется на рассмотрении концептуальных аспектов, связанных с языковыми (и другими) правами групп людей (мигранты, беженцы, национальные меньшинства) в сфере языковой политики. Также мы рассмотрим, какие лингвистические меры принимаются для определения этнической / национальной / языковой принадлежности различных групп, и попытаемся проанализировать, насколько они эффективны. Мы рассмотрим, как в разных странах в зависимости от ряда факторов реализуется языковая политика в образовании, как она регулируется на государственном и международном уровне, с какими проблемами сталкиваются носители языков, отличающихся от официального государственного. Мы будем анализировать, как выбор языка преподавания и планирование программ обучения письму отражаются на успехах учащихся и как это может усиливать социальное неравенство. Кроме того, мы рассмотрим образовательные программы, реализуемые на двух языках в мультиязычной образовательной среде, уделяя внимание сильным и слабым сторонам такого подхода. В глобальном контексте мы проанализируем различия между языками меньшинств и государственными языками, их статус и связанные с этим педагогические вопросы. Наконец, мы сфокусируем внимание на важности языковой идеологии и власти в разработке образовательной политики.
Цель освоения дисциплины
- Рассмотрение реализации языковой политики и планирования в сфере образования.
- Анализ различий между языками меньшинств и государственными языками, их статус и связанные с этим педагогические вопросы.
- Рассмотреть концептуальные аспекты, связанные с языковыми (и другими) правами групп людей (мигранты, беженцы, национальные меньшинства) в сфере языковой политики.
- Определить, какие лингвистические меры принимаются для определения этнической / национальной / языковой принадлежности различных групп, и попытаемся проанализировать, насколько они эффективны.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует ограничения международно-правового регулирования.
- Знает и воспроизводит основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации.
- Знает и воспроизводит способы выделения финансирования.
- Знает, описывает и объясняет права коренных малочисленных народов.
- Знает, описывает, объясняет права мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев.
- Описывает и объясняет: "пользователи жестового языка как языковое меньшинство".
- Описывает и объясняет: внешняя языковая политика России, «Русская школа за рубежом»
- Описывает регулирование сферы образования в России.
- Сравнивает концепции и исторические предпосылки возникновения языковых прав. Выявляет уровни регулирования языковых отношений.
- Формулирует и называет отдельные аспекты регулирования языковой политики в России.
- Формулирует и называет понятие и значение региональных языков, языков республик, национально-культурных автономий.
Содержание учебной дисциплины
- Язык как объект правового регулирования
- Международное право и языковые права
- Основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации.
- Отдельные аспекты регулирования языковой политики в России.
- Регулирование сферы образования в России
- Региональные языки, языки республик, национально-культурные автономии.
- Права мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев.
- Права коренных малочисленных народов.
- Пользователи жестового языка как языковое меньшинство.
- Внешняя языковая политика России, «Русская школа за рубежом»
Элементы контроля
- Домашняя работаСтудентам нужно подготовить аналитический конспект по предоставленным статьям. • Статьи и распределение находятся в Гугл папке. • Доступ к редактированию предоставлен почте группы. • Способ подготовки конспекта описан здесь: https://iq.hse.ru/news/385883807.html • Срок: • Объем не установлен, язык русский. Название файла: фамилия студента, фамилия автора статьи, загружать в специальную папку на диске. В тексте конспекта в начале: название статьи, автор, год, кем подготовлен (титульный лист не нужен).
- Стратегия реализации языковых прав в образовании РоссииИтоговый проект: Стратегия реализации языковых прав в образовании России Подготовка стратегии идет в рамках семинарских занятий и дома. Групповой проект (группы по 4 (5) человек. Итоговые продукты: текст стратегии, презентация, проморолик.
- Накопленная оценкаПреподавателем оценивается работа и активность на семинарских занятиях.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модульРезультирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: О результирующая = 0.5 × О накопленная + 0.5 × О итоговый контроль (где 0.2 × О домашняя работа + 0.3 × О разработка стратегии реализации языковых прав в образовании России)