• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Анализ и атрибуция памятников художественной культуры"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Казакова Ольга Владимировна, Плотников Константин Иванович, Проказина Надежда Владимировна
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 11
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры» являются: обобщение и анализ опыта научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области анализа и атрибуции памятников истории и культуры; формирование у студентов магистратуры представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы магистерской диссертации; формирование навыков научно-исследовательской работы, включающей в себя работу с различными типами и видами памятников, анализ техники создания памятника культуры, выявление, отбор, анализ архивных источников и научной литературы, интерпретацию получаемых результатов; развитие навыков академического письма, подготовка курсовой работы; выработка навыков ведения научных дискуссий, презентации методов и результатов собственных исследований и возможностей их практической реализации (написание докладов и статей); получить представление об основных тенденциях современного арт-рынка; получить представление об основных формах антикварной торговли. В результате освоения дисциплины «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры» студент должен: уметь работать с архивами и архивными документами; уметь формулировать исследовательскую проблему; уметь составлять развернутый план исследования; уметь формировать необходимый корпус исследовательской литературы по теме курсовой работы; уметь составлять библиографию по определенной теме; свободно пользоваться Интернет-сайтами и каталогами ведущих аукционов; уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний и экспозиции выставок при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства; получить практические навыки работы с современными российскими галереями и аукционными домами. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке Выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обобщение и анализ опыта научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области анализа и атрибуции памятников истории и культуры
  • формирование у студентов магистратуры представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы магистерской диссертации
  • понимание особенностей разного рода исследований и подходов в различных областях истории искусства, таких как знаточество; разных видах (рисунок, живопись)
  • формирование навыков научно-исследовательской работы, включающей в себя работу с различными типами и видами памятников, анализ техники создания памятника культуры, выявление, отбор, анализ архивных источников и научной литературы, интерпретацию получаемых результатов
  • развитие навыков академического письма, подготовка курсовой работы
  • выработка навыков ведения научных дискуссий, презентации методов и результатов собственных исследований и возможностей их практической реализации (написание докладов и статей)
  • развитие навыков академического письма, в том числе для исследовательской работы в международной среде
  • выработка навыков ведения научных дискуссий, презентации методов и результатов собственных исследований и возможностей их практической реализации (написание докладов и статей); презентация результатов ВКР
  • получить представление об основных тенденциях современного арт-рынка
  • получить представление об основных формах антикварной торговли
  • формирование представления об особенностях жанров художественной критике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний и экспозиции выставок при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
  • Умеет анализировать актуальные процессы современной художественной мысли.
  • Владеет навыками критического письма.
  • опознавать нарратив/описание, объяснение и доказательство/аргумент в письменном тексте и устном тексте
  • получить практические навыки работы с современными российскими галереями и аукционными домами
  • понимать задачи научного текста, его логику и структуру в том числе на английском языке
  • Различает жанры арт-критики и умеет их применять сообразно задачам
  • свободно пользоваться Интернет-сайтами и каталогами ведущих аукционов
  • Умеет выдвигать научную гипотезу и формулировать вопрос исследования
  • Умеет выделять проблему исследования и анализировать предоставленные данные.
  • Умеет формулировать тему искусствоведческого исследования
  • уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний, аукционных каталогов и экспозиции выставок при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
  • уметь оценивать черты/элементы жанра и дискурса с целью как общего, так и углубленного понимания письменного и устного текста; использовать черты/элементы жанра и дискурса с целью создания письменного и устного текста
  • уметь составлять библиографию по определенной теме
  • уметь формировать необходимый корпус исследовательской литературы по теме курсовой работы
  • уметь формулировать тезисы и резюме научной работы, в том числе на иностранном языке
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ч.1. Западноевропейский рисунок XV – нач. XX века: история и теория.
  • Ч.1. Введение.
  • Ч.1. Искусствоведческое исследование как научный текст
  • Ч.2 Основные жанры художественной критики и понятие арт-критика
  • Ч.1. Основные тенденции и развивающиеся секторы современного арт-рынка.
  • Ч.3. Презентация и применение результатов научного исследования.
  • Ч.1. Традиция знаточества в Европе и России (XVIII- XX вв.). Знаточество как одно из направлений в классическом искусствознании. Роль антикварного рынка в развитии истории искусства в XX веке.
  • Ч.1. Принципы каталожного описания. Типы каталогов. Значение атрибуции, описания техники, происхождения памятника при составлении каталогов музейных собраний, аукционов и выставок.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе (2модуль)
    Эссе представляет собой Введение к КР, в котором ставится вопрос исследования, определяется новизна на основе анализа историографии, дается пример анализа историографии, описываются методы исследования; описывается алгоритм проведения исследования
  • неблокирующий Домашнее задание (3 модуль)
    Домашнее задание представляет собой рецензию, посвященную одной из выставок в московских/санкт-петербургских музеях.
  • неблокирующий Устный доклад
  • неблокирующий Экзамен (4 модуль)
    Проходит в форме предзащиты курсовых работ в соответствии с установленным графиком работы над КР. Студент должен представить презентацию по теме курсовой работы и полный черновой текст КР (в электронном виде). В презентации (12 минут) должны быть обозначены оригинальность и новизна темы на основе анализа историографии; дана краткая характеристика основных источников, в случае их использования; описана структура работу; представлены ключевые аспекты проведённого исследования и выводы работы. Во время предзащиты студенты магистратуры отвечают на вопросы руководителя НИС и приглашенных преподавателей.
  • неблокирующий Домашнее задание (2м)
  • неблокирующий Тест (2м)
  • неблокирующий Доклад (1 м)
    Устный доклад - историографический обзор по теме доклада 2 модуля (история изучения графики).
  • неблокирующий Доклад-эссе (2 м)
  • неблокирующий Доклад по теме ВКР (4 м)
    Устный доклад на семинаре по теме ВКР (12-14 минут, сопровождаемый показом слайдов) дополняется представлением (в цифровом виде) полной черновой версии текста ВКР. Черновая верси должна включать Введение, все предполагаемые главы, Заключение и список литературы. Доклад проводится в форме предзащиты ВКР. Научный руководитель даёт письменный ( в свободной форме) или устный отзыв о ходе работы и даёт предварительную оценку работе. Семинар делается открытым: на предзащиту приглашаются другие преподаватели и могут присутствовать студенты других курсов. На предзащите студенту необходимо презентовать результаты исследования, проведённого в рамках ВКР; ответить на вопросы преподавателя и слушателей.
  • неблокирующий Промежуточная аттестация за 1-ый год НИСа
    Оценка рассчитывается по формуле, представленной в программе НИСа первого года обучения
  • неблокирующий Домашнее задание (3 модуль)
    Домашнее задание представляет микро-эссе в заданном жанре, объеме, стилистике и предполагаемом формате издания по теме занятия.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.3*(0.3*Домашнее задание (2модуль)+0.3*Тест (2модуль)+0.4*Эссе)+0.3*(0.3*Домашнее задание (3 модуль) +0.7*Устный доклад) + 0.4*Экзамен
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.5 * Доклад (1 м)
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5*Промежуточная аттестация за 1-й год НИСа +0.5* (0.2*доклад историографический (1м)+0.2*Доклад-эссе (2м)+0.2*Домашнее задание (3м) +0.4*Доклад-ВКР (4м))
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 50 steps to improving your academic writing. Study book, Sowton, Ch., 2012
  • Williams, G. (2014). “Art writing in the Second Machine Age: from Andy Warhol to Kenneth Goldsmith” —— How to Write about Contemporary Art, talks and workshops. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45F9BA9C
  • История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., 2008
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Art market and connoisseurship: a closer look at paintings by Rembrandt, Rubens and their contemporaries. (2008). Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.cbf0cdb6.dc95.42d6.b4cb.12a2c245631c
  • Cambridge academic English. An integrated skills course for EAP. Intermediate. Teacher's book., Manning, A., 2012
  • Daichendt, G. J. (2011). Artist Scholar : Reflections on Writing and Research. Bristol: Intellect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1135688