Магистратура
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Лаборатория историка: профессиональные конвенции и практики"
Статус:
Курс обязательный (История современного мира)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
История современного мира
Язык:
русский
Кредиты:
11
Контактные часы:
100
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар второго года позволяет магистрантам аккумулировать, актуализировать и адаптировать к исследовательской практике комплекс теоретических знаний, полученных ими за все годы обучения. Студенты формируют и формулируют позицию относительно теоретического насыщения исторического исследования, знакомятся с актуальными историографическими подходами к архиву (от архивной этнографии и (пост)колониальной критики архива до цифровой гуманитаристики), осваивают искусство навигации в эпистемологических поворотах (от лингвистического до вычислительного), учатся превращать ключевые аналитические модели и понятия (от дискурса и репрезентации до взгляда и практики) в рабочие инструменты, тренируют академический английский, конструируют аналитическую рамку магистерского проекта, рефлексируют о специфике академического письма историка, отрабатывая в ходе обсуждений и письменных упражнений фрагменты магистерской диссертации и процедуру ее защиты. НИС состоит из трех блоков: а) архивного (модуль 1, темы 1-6, Ю.Е. Лейкин, in English), б) аналитического (модуль 2-3, темы 7-16, Г.А. Орлова), в) конструкторского (модуль 4, темы 17-19, Е.А. Вишленкова). Семинары ведет команда исследовательниц-практиков, публикующихся в журналах мирового топ-уровня
Цель освоения дисциплины
- Повысить культуру исторического исследования за счет знакомства с актуальными подходами в историографии, аналитического насыщения исторического исследования и рефлексивного отношения к академическому письму историка
- Научиться ориентироваться в современных аналитиках и превращать базовые модели и концепты, вырабатываемые в рамках эпистемологических поворотов (от лингвистического до вычислительного, от дискурса и репрезентации до практики и аффективного режима), к задачам своего исследования
- Способствовать развитию аналитической чувствительности студентов-историков за счет знакомства с дисциплинарным и междисциплинарным опытом теоретического насыщения исследования
- Отработать навыки конструирования теоретической рамки магистерского исследования, написания и презентации магистерской диссертации
Планируемые результаты обучения
- Discuss narrative strategies and writing conventions in the discipline of history
- Think critically about archives and the origins of source materials
- Ориентироваться в актуальном теоретико-методологическом ландшафте
- Представлять себе генеалогию социогуманитарной аналитики и перспективы ее использования в историческом исследовании
- Уметь генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
- Уметь генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
- Уметь критически анализировать и оценивать современные научные достижения, в том числе в междисциплинарных областях
- Уметь критически анализировать и оценивать современные научные достижения, в том числе в междисциплинарных областях
- Уметь ответить на поставленные слушателями вопросы и обосновать свою точку зрения
- Уметь ответить на поставленные слушателями вопросы и обосновать свою точку зрения
- Уметь поставить научную проблему и обосновать ее актуальность
- Уметь создавать визуальную презентацию проекта
- Уметь создавать логически непротиворечивый и литературно оформленный нарратив прошлого
- Уметь формулировать аналитическую рамку исследования на письме
- Уметь формулировать основные положения исследования, выносимые на обсуждение
Содержание учебной дисциплины
- Introduction
- Fetishizing the Archive
- The Colonial Archive
- Modern Categories in the Archive
- Maps
- Digital Archives
- История и теория
- Рождение аналитики
- Лингвистический поворот
- Культурный поворот, критика репрезентации и исследования медиа
- Визуальный поворот, скопические режимы современности и аналитическая оптика
- Пространственный поворот, культурная топология и масштабирование
- Практический поворот, перформативность и практическое действие
- Больше поворотов
- Ориентация и навигация
- Письмо. Как писать о теории?
- Магистерская диссертация
- Искусство презентации
- Искусство полемики
Элементы контроля
- экзамен в конце 1-го модуля
- активность на семинарах
- 1-я - 2-я творческие работы
- 3-я - 8-я творческие работы
- экзамен в конце 4-го модуля
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.4 * 1-я - 2-я творческие работы + 0.3 * экзамен в конце 1-го модуля + 0.3 * активность на семинарах
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * активность на семинарах + 0.4 * 3-я - 8-я творческие работы + 0.3 * экзамен в конце 4-го модуля
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ann Laura Stoler. (2009). Along the Archival Grain : Epistemic Anxieties and Colonial Common Sense. Princeton University Press.
- Godfrey, D. G. (2006). Methods of Historical Analysis in Electronic Media. Mahwah, NJ: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=167382
- Golden-Biddle, K., & Locke, K. (2007). Composing Qualitative Research (Vol. 2nd ed). Thousand Oaks, Calif: SAGE Publications, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=294624
- Johnstone, B. (2017). Discourse Analysis (Vol. Third edition). Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1647576
- Morris, R. C., & Spivak, G. C. (2010). Can the Subaltern Speak? : Reflections on the History of an Idea. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=584675
- Owens, T. (2017). Digital Sources & Digital Archives: The Evidentiary Basis of Digital History. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/T5RDY
- Plamper, J., & Tribe, K. (2015). The History of Emotions : An Introduction (Vol. First edition). Oxford, United Kingdom: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=929154
- ROSS, A. I. (2017). Sex in the Archives. French Historical Studies, 40(2), 267–290. https://doi.org/10.1215/00161071-3761619
- Smith, B. G. (1995). Gender and the practices of scientific history: The seminar and archival research in the Nineteenth Century. American Historical Review, 100(4), 1150–1176. https://doi.org/10.2307/2168205
- Steven Seegel. (2012). Mapping Europe’s Borderlands : Russian Cartography in the Age of Empire. University of Chicago Press.
- Stoler, A. L. (2007). The Pulse of the Archive. Ab Imperio, 3, 225–264. https://doi.org/10.1353/imp.2007.0050
- STOLER, A. L. (2010). Archivos Coloniales Y El Arte De Gobernar / Archives and the Arts of Governance. Revista Colombiana de Antropología, 46(2), 465–496.
- Беззубова, О. (2014). Визуальная Культура И Визуальный Поворот В Культуральных Исследованиях Второй Половины Хх Века. Аналитика Культурологии, (28). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15544951
- Макогон, Т. (2012). «Пространственный Поворот» И Возможность Новационных Подходов В Социально-Философском Дискурсе. Известия Томского Политехнического Университета, (6). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14038118
- МАРТИРОСЯН К.М. (2015). «Практический Поворот» («Practiceturn») В Социальной Философии. Актуальные Вопросы Современной Науки, (41). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16038372
- Понимание медиа: внешние расширения человека, Маклюэн, М., 2018
- Трубникова, Н. (2012). «Пространственный Поворот» Современной Западной Историографии: Лики Всемирной Истории В Эпоху Глобализации. Современные Исследования Социальных Проблем, (9 (17)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13996975
- Ястреб, Н. (2015). Вычислительный Поворот В Философии. Философские Проблемы Информационных Технологий и Киберпространства, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15832594
Рекомендуемая дополнительная литература
- Patai, D., & Corral, W. H. (2005). Theory’s Empire : An Anthology of Dissent. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=149713
- Schatzki, T. R., Knorr-Cetina, K., & Savigny, E. von. (2001). The Practice Turn in Contemporary Theory. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=134021
- The Optical Unconscious of Big Data:Datafication of vision and care for unknown futures. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.313B0DF6
- Wayne C. Booth et al. The Craft of Research (4th ed.). Chicago: The University of Chicago Press, 2016.
- Визуальное народоведение империи, или "Увидеть русского дано не каждому", Вишленкова, Е. А., 2011
- Дискурс и власть : репрезентация доминирования в языке и коммуникации, Дейк, Т. А. ван, 2013
- ЗАМЯТИН Д.Н. (2002). Стратегии Интерпретации Историко— Географических Образов России. Мир России. Социология. Этнология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15846416
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
- Культура и пространство : моделирование географических образов, Замятин, Д. Н., 2006
- Латур, Б. (2013). Пересобирая Социальное. Введение В Акторно-Сетевую Теорию. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF4A356
- Социология вещей: Сборник статей / Под ред. Вахштайн В. - М.:ИД Тер. будущего, 2006. - 392 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-025-1
- Язык новых медиа, Манович, Л., 2018