Бакалавриат
2021/2022
Искусство Древнего мира
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с особенностями сложения и развития основных видов изобразительной деятельности (таких как архитектура, живопись, скульптура) в цивилизациях Древнего мира. Целью курса является формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории, о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием Древнего мира. Для усвоения данного курса внимание уделяется анализу основных мировых и отечественных трудов о генезисе и историческом развитии искусства в рамках цивилизаций Древнего мира; раскрытию связей между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры, а также обозначаются пути преемственности между различными художественными культурами Древнего мира. Курс включает в себя как лекции, так и семинарские занятия, которые будут посвящены изучению конкретных искусства Древнего мира. Необходимая основа для посещения курса – освоение дисциплины «Введение в историю искусства» (1-2 модули 1 курса), «Введение в историю человечества» (1-4 модули, 1 курса).
Цель освоения дисциплины
- формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории
- о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Древнего мира
- ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира
- выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Древнего мира
- выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Древнего мира
- выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
- выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
- освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения
- знать мировые и отечественные труды о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира
- знать основные виды древнеримского изобразительного искусства, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- знать основные виды искусства «тёмных веков», основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- знать основные виды искусства бронзового века, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- знать основные виды искусства верхнего палеолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- знать основные виды искусства мезолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- знать основные виды искусства неолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- знать основные виды искусства периода архаики, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
- знать основные виды искусства периода классики, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
- знать основные виды искусства эллинизма, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- знать основные виды искусства этрусков, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- знать основные памятники, уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства Древней Греции и конкретного памятника
- знать основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника
- знать основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
- знать основные этапы в развитии искусства Древнего Египта, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
- знать основные этапы в развитии искусства цивилизаций Месопотамии и соседних стран, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
- знать основные этапы в развитии искусства Эгейского мира, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
- знать специфику искусства периода "великих империй"
- иметь представления о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории
- уметь понимать основные теории генезиса архитектуры архаики и аргументировано излагать их положительные и отрицательные черты, знать основные памятники
- уметь понимать основные теории генезиса изобразительной деятельности и аргументировано излагать их положительные и отрицательные черты
- уметь разбираться с основными методами и проблемами, связанными с изучением древневосточного искусства
- уметь разбираться с основными методами и проблемами, связанными с изучением первобытного искусства
Содержание учебной дисциплины
- Введение в изучение первобытного искусства. История изучения первобытного искусства. Основные понятия и проблемы в изучении первобытного искусства.
- Введение в изучение искусства Древней Греции.
- Введение в изучение первобытного искусства. Топографические и хронологические рамки первобытного искусства.
- Искусство Древней Греции.
- Проблемы генезиса изобразительной деятельности.
- Искусство верхнего палеолита. Монументальное искусство эпохи палеолита.
- Искусство «темных веков» (искусство гомеровского времени).(XI - VIII в. до. н.э.).
- Искусство верхнего палеолита. Искусство малых форм в период палеолита.
- Архитектура периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
- Искусство мезолита.
- Изобразительное искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
- Искусство неолита. Искусство племён охотников и рыболовов.
- Архитектура периода классики (V - IV вв. до н.э.).
- Искусство неолита. Искусство ранних земледельцев.
- Изобразительное искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.).
- Искусство бронзового века. Искусство бронзового века на территории Европы.
- Изобразительное искусство и архитетура эллинизма.
- Искусство бронзового века. Искусство бронзового века на территории Азии.
- Искусство этруссков и древних италиков.
- Введение в изучение искусства Древнего Востока.
- Архитектура Древнего Рима.
- Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Изобразительное искусство государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода.
- Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Архитектура Месопотамии в III тыс. до н.э.
- Изобразительное искусство Древнего Рима.
- Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Развитие искусства во II тыс. до н.э.
- Искусство периода "великих империй" (I тыс. до н.э).
- Искусство Древнего Египта. Искусство додинастического периода и времени Раннего царства (V- нач. III тыс. до н.э.).
- Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего царства (нач. ХХУIII - сер. ХХIII вв. до. н.э.. время III - VI династии).
- Искусство Древнего Египта. Искусство Среднего царства (2040-1786 гг. до н.э., время XI-XII династий).
- Искусство Древнего Египта. Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э. . время ХУIII-ХХ династий).
- Искусство Эгейского мира. Искусство Крита.
- Искусство Эгейского мира. Искусство Микенской Греции.
Элементы контроля
- ЭссеЭссе (письменная работа объёмом до 10000-12000 знаков) нацелено на разработку навыков описания и овладения научной терминологией искусствоведческого анализа также формирование навыков профессионального восприятия эстетического своеобразия произведений первобытного искусства. В итоговой письменной работе студент демонстрирует навыки, полученные во время лекционных и семинарских занятий. Студенты могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации.
- Докладстуденты могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации.
- Тестстуденты НЕ могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации.
- Экзамен
- Работа на семинаре
- Тест
- Доклад
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса – билеты представлены в ПУД). Экзамен проводится на платформе ZOOM. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 3 минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Семинар
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модульОценка за текущий контроль (Отекущий) является результатом оценок за контрольные работы (тесты), эссе, доклад и работу в семинаре (за 3 и 4 модуль) и формируется по формуле: Отекущая = Отест1 + Отест2+ Оэссе1 + О доклад + О работа в семинаре)/ b. (b — общее количество видов текущего контроля). В 3 модуле – 1 эссе; в 4 модуле – 2 теста). Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме экзамена, в конце каждого оцениваемого периода выставляется по следующей формуле, Орезультирующая = 0,6*Отекущая + 0,4*Оэкзамен
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.4 * Экзамен + 0.2 * Доклад + 0.2 * Семинар + 0.2 * Тест
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.4 * Экзамен + 0.5 * 2021/2022 учебный год 1 модуль + 0.05 * Тест + 0.05 * Доклад
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
- История памятников архитектуры : от пирамид до небоскребов, Овсянников, Ю. М., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- ВАСИЛЕНКО Р.П. (1983). Этруски и христианская религия. Античный Мир и Археология, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16472276
- Древний Египет; Скифский мир : хрестоматия, , 2004
- История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов, Бухарин, М. Д., 2009
- История Древнего Рима : Учеб. пособие для вузов, Кузищин, В.И., 2012
- История Древней Греции : учеб. пособие для вузов, Кузищин, В. И., 2009