• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Искусство Древнего мира

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с особенностями сложения и развития основных видов изобразительной деятельности (таких как архитектура, живопись, скульптура) в цивилизациях Древнего мира. Целью курса является формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории, о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием Древнего мира. Для усвоения данного курса внимание уделяется анализу основных мировых и отечественных трудов о генезисе и историческом развитии искусства в рамках цивилизаций Древнего мира; раскрытию связей между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры, а также обозначаются пути преемственности между различными художественными культурами Древнего мира. Курс включает в себя как лекции, так и семинарские занятия, которые будут посвящены изучению конкретных искусства Древнего мира. Необходимая основа для посещения курса – освоение дисциплины «Введение в историю искусства» (1-2 модули 1 курса), «Введение в историю человечества» (1-4 модули, 1 курса).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории
  • о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Древнего мира
  • ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Древнего мира
  • выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Древнего мира
  • выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
  • выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать мировые и отечественные труды о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира
  • знать основные виды древнеримского изобразительного искусства, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства «тёмных веков», основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства бронзового века, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства верхнего палеолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства мезолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства неолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства периода архаики, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства периода классики, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства эллинизма, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства этрусков, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные памятники, уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства Древней Греции и конкретного памятника
  • знать основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника
  • знать основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • знать основные этапы в развитии искусства Древнего Египта, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • знать основные этапы в развитии искусства цивилизаций Месопотамии и соседних стран, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • знать основные этапы в развитии искусства Эгейского мира, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • знать специфику искусства периода "великих империй"
  • иметь представления о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории
  • уметь понимать основные теории генезиса архитектуры архаики и аргументировано излагать их положительные и отрицательные черты, знать основные памятники
  • уметь понимать основные теории генезиса изобразительной деятельности и аргументировано излагать их положительные и отрицательные черты
  • уметь разбираться с основными методами и проблемами, связанными с изучением древневосточного искусства
  • уметь разбираться с основными методами и проблемами, связанными с изучением первобытного искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение первобытного искусства. История изучения первобытного искусства. Основные понятия и проблемы в изучении первобытного искусства.
  • Введение в изучение искусства Древней Греции.
  • Введение в изучение первобытного искусства. Топографические и хронологические рамки первобытного искусства.
  • Искусство Древней Греции.
  • Проблемы генезиса изобразительной деятельности.
  • Искусство верхнего палеолита. Монументальное искусство эпохи палеолита.
  • Искусство «темных веков» (искусство гомеровского времени).(XI - VIII в. до. н.э.).
  • Искусство верхнего палеолита. Искусство малых форм в период палеолита.
  • Архитектура периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
  • Искусство мезолита.
  • Изобразительное искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
  • Искусство неолита. Искусство племён охотников и рыболовов.
  • Архитектура периода классики (V - IV вв. до н.э.).
  • Искусство неолита. Искусство ранних земледельцев.
  • Изобразительное искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.).
  • Искусство бронзового века. Искусство бронзового века на территории Европы.
  • Изобразительное искусство и архитетура эллинизма.
  • Искусство бронзового века. Искусство бронзового века на территории Азии.
  • Искусство этруссков и древних италиков.
  • Введение в изучение искусства Древнего Востока.
  • Архитектура Древнего Рима.
  • Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Изобразительное искусство государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода.
  • Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Архитектура Месопотамии в III тыс. до н.э.
  • Изобразительное искусство Древнего Рима.
  • Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Развитие искусства во II тыс. до н.э.
  • Искусство периода "великих империй" (I тыс. до н.э).
  • Искусство Древнего Египта. Искусство додинастического периода и времени Раннего царства (V- нач. III тыс. до н.э.).
  • Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего царства (нач. ХХУIII - сер. ХХIII вв. до. н.э.. время III - VI династии).
  • Искусство Древнего Египта. Искусство Среднего царства (2040-1786 гг. до н.э., время XI-XII династий).
  • Искусство Древнего Египта. Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э. . время ХУIII-ХХ династий).
  • Искусство Эгейского мира. Искусство Крита.
  • Искусство Эгейского мира. Искусство Микенской Греции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе (письменная работа объёмом до 10000-12000 знаков) нацелено на разработку навыков описания и овладения научной терминологией искусствоведческого анализа также формирование навыков профессионального восприятия эстетического своеобразия произведений первобытного искусства. В итоговой письменной работе студент демонстрирует навыки, полученные во время лекционных и семинарских занятий. Студенты могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации.
  • неблокирующий Доклад
    студенты могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации.
  • неблокирующий Тест
    студенты НЕ могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации.
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса – билеты представлены в ПУД). Экзамен проводится на платформе ZOOM. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 3 минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Семинар
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    Оценка за текущий контроль (Отекущий) является результатом оценок за контрольные работы (тесты), эссе, доклад и работу в семинаре (за 3 и 4 модуль) и формируется по формуле: Отекущая = Отест1 + Отест2+ Оэссе1 + О доклад + О работа в семинаре)/ b. (b — общее количество видов текущего контроля). В 3 модуле – 1 эссе; в 4 модуле – 2 теста). Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме экзамена, в конце каждого оцениваемого периода выставляется по следующей формуле, Орезультирующая = 0,6*Отекущая + 0,4*Оэкзамен
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.2 * Доклад + 0.2 * Семинар + 0.2 * Тест
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.5 * 2021/2022 учебный год 1 модуль + 0.05 * Тест + 0.05 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История памятников архитектуры : от пирамид до небоскребов, Овсянников, Ю. М., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ВАСИЛЕНКО Р.П. (1983). Этруски и христианская религия. Античный Мир и Археология, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16472276
  • Древний Египет; Скифский мир : хрестоматия, , 2004
  • История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов, Бухарин, М. Д., 2009
  • История Древнего Рима : Учеб. пособие для вузов, Кузищин, В.И., 2012
  • История Древней Греции : учеб. пособие для вузов, Кузищин, В. И., 2009

Авторы

  • Линькова Ксения Владимировна
  • Зинченко Софья Анатольевна
  • Линькова Ксения Владимировна