• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Принятие управленческих решений

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Козырев Сергей Александрович, Филинов Николай Борисович, Фокеев Максим Александрович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Процессы разработки и принятия решений, относящихся к разным функциям бизнеса и к разным уровням управления, обнаруживают общие закономерности. Знание этих закономерностей, умение строить процесс разработки и принятия решения наиболее рациональным образом, навыки индивидуального и группового принятия решений исключительно важны для менеджера. Поэтому наряду с другими учебными дисциплинами в программы подготовки менеджеров и исследователей проблем менеджмента включается специальный курс по разработке и принятию управленческих решений. Курс носит инструментальный и методологический характер. Это означает, что в нем рассматриваются методы, инструментарий (математический, информационный), процедуры, индивидуальные и групповые технологии разработки и принятия управленческих решений. В отличие от других управленческих дисциплин, отвечающих на вопрос о том, какое управленческое решение следует принять в той, или иной ситуации в маркетинге, управлении персоналом, финансами и т.д., курс отвечает на вопрос о том, как организовать разработку и принятие решения в данной ситуации. Актуальность курса как междисциплинарного обеспечивается использованием результатов современных исследований в области психологии, поведенческой экономики, организационного поведения и прикладной математики, направленных на решение актуальных проблем бизнес-практики. Рассматриваемые в курсе задачи и проблемные ситуации направлены на развитие у студентов навыков выработки этичных, социально-ответственных решений, способствующих устойчивому развитию общества. В курсе используются многочисленные отечественные и зарубежные источники, включая публикации и видеоматериалы как на русском, так и на английском языках. Предусматривается выполнение студентами индивидуальных и групповых заданий по материалам российской и зарубежной бизнес-практики. Текущий контроль по дисциплине включает: индивидуальные домашние задания, групповой проект и письменный экзамен.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины- сформировать у студентов необходимый объём компетенций, необходимых для анализа, совершенствования и разработки процедур и процессов принятия управленческих решений в организациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Диагностирует процессы принятия решений в организации и разрабатывает рекомендации по их совершенствованию
  • Владеет навыками работы в команде по подготовке и обоснованию решений
  • Владеет принципами и методами доказательного менеджмента
  • Организует и подводит итоги процедуры принятия решений в группе
  • Применяет методы анализа и оптимизации решений в условиях многокритериальности и риска
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модели процесса принятия решений
  • Принятие решений при многих критериях
  • Принятие решений в условиях риска и неопределенности
  • Графические методы в принятии решений
  • Индивидуальный стиль принятия решений.
  • Групповые технологии принятия решений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальное домашнее задание
    Проводится по теме «Доказательный менеджмент»
  • блокирующий Экзамен: проводится онлайн с использованием асинхронного прокторинга
    Экзамен проводится в письменной форме (решение мини-кейса, расчетные задания) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); На компьютере необходимо выключить все приложения, вкладки браузера, кроме: вкладки с платформами StartExam, Examus, MS Word, калькулятор. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом сотрудника учебного офиса для принятия решения о дальнейшем участии студента в экзаменах. Правила проведения экзамена: Основные правила проведения экзамена установлены регламентом прохождения экзамена с применением технологии асинхронного прокторинга в рамках промежуточной аттестации. Дополнительно, на данном экзамене студенту разрешено: Пользоваться MS Word, калькулятором на экране компьютера. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минут в течение экзамена. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam на более чем 5 минут в течение экзамена и является основанием для принятия решения о прекращении экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * Работа на семинарских занятиях + 0.25 * Индивидуальное домашнее задание + 0.5 * Экзамен: проводится онлайн с использованием асинхронного прокторинга
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мкртычян Г. А., Шубнякова Н. Г. - ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 140с. - ISBN: 978-5-534-13827-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prinyatie-upravlencheskih-resheniy-466936
  • Филинов-Чернышев Н. Б. - РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 324с. - ISBN: 978-5-534-03558-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razrabotka-i-prinyatie-upravlencheskih-resheniy-451298

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Amos Tversky, Daniel Kahneman, & Robert L. Winkler. (n.d.). You have printed the following article: Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.311830A9
  • Birnbaum, M. H. (1998). Measurement, Judgment, and Decision Making. San Diego: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=203311
  • Charles Margerison, & Richard Glube. (1979). Leadership Decision‐Making: An Empirical Test Of The Vroom And Yetton Model. Journal of Management Studies, (1), 45. https://doi.org/10.1111/j.1467-6486.1979.tb00373.x
  • Grünig, R., & Kühn, R. (2006). Successful Decision-Making: A Systematic Approach to Complex Problems. Our Economy (Nase Gospodarstvo), 52(5/6), 136–138. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=23426380
  • Tony Buzan. (2018). Mind Map Mastery : The Complete Guide to Learning and Using the Most Powerful Thinking Tool in the Universe. [N.p.]: Watkins Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1608150
  • TRANK, C. Q. (2015). “Reading” Evidence-Based Management: The Possibilities of Interpretation. Academy of Management Learning & Education, 2015(1), 48–62. https://doi.org/10.5465/amle.2013.0444
  • Xu, Z. (2015). Uncertain Multi-Attribute Decision Making : Methods and Applications. Heidelberg: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=948226
  • Zhu, L., & Rutherford, A. (2019). Managing the Gaps: How Performance Gaps Shape Managerial Decision Making. Public Performance & Management Review, 42(5), 1029–1061. https://doi.org/10.1080/15309576.2019.1568886
  • Zopounidis, C., & Doumpos, M. (2017). Multiple Criteria Decision Making : Applications in Management and Engineering. Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1231843
  • Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин И.Б. - Управленческие решения - Издательство "Дашков и К" - 2017 - ISBN: 978-5-394-02269-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/93470
  • Канеман Д., & Тверски А. (2015). Теория Перспектив: Анализ Принятия Решений В Условиях Риска. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (1), 3. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.v51y2015i1p3.25
  • Литвак, Б. Г. Управленческие решения [Электронный ресурс] : учебник / Б. Г. Литвак. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. - (Академия бизнеса) - ISBN 978-5-4257-0024-7. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/451394
  • Литвак, Б. Г. Управленческие решения. Практикум [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б. Г. Литвак. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. - (Академия бизнеса). - ISBN 978-5-4257-0029-2. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/451396
  • Парето-оптимальные решения многокритериальных задач / В.В. Подиновский, В.Д. Ногин. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. - 256 с. ISBN 978-5-9221-0812-6
  • Подиновский, В. В. Введение в теорию важности критериев в многокритериальных задачах принятия решений : учебное пособие / В. В. Подиновский. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2007. — 64 с. — ISBN 978-5-9221-0743-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/59446 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Подиновский, В. В. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач : монография / В. В. Подиновский, В. Д. Ногин. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2007. — 256 с. — ISBN 978-5-9221-0812-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/48191 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Принятие управленческих решений / Юкаева В.С., Зубарева Е.В., Чувикова В.В. - М.:Дашков и К, 2016. - 324 с.: ISBN 9785394010842 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/430348
  • Разработка управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Строева, Е.В. Лаврова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 128 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (обложка) ISBN 978-5-16-005222-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/420359
  • Хрестоматия по учебной дисциплине "Теория и методы принятия многокритериальных решений", , 2005

Авторы

  • Фокеев Максим Александрович
  • Филинов-Чернышев Николай Борисович