• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Поэтика прозы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Литературное мастерство)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Литературное мастерство
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения данной дисциплины у студентов являются: знакомство с основными разновидностями жанра романа, понимание основных компонентов романа и принципов их взаимодействия в тексте, овладение основными принципами анализа поэтики прозаического произведения большой формы, знакомство с основными этапами эволюции жанра романа в русской литературе XIX века, изучение литературной теории, освоение методологий и актуального филологического инструментария. По итогу слушатели курса должны знать основные подходы к определению жанра рассказа, ключевые периоды в развитии жанра в отечественной и зарубежной литературе; уметь выделять характерные черты жанра в тексте и анализировать его с применением методов филологического анализа; владеть навыками анализа и интерпретации письменного литературного текста и устного исполнения литературного с целью создания собственных текстов. Текущий контроль включает в себя участие студентов в дискуссиях. Курс завершается написанием итогового эссе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение представления об эволюции европейского (в частности русского) и американского романа ХХ века.
  • Формирование у студентов представления о жанровой специфике жанра рассказа.
  • Знакомство студентов с различными стратегиями авторской работы с этим жанром, а также с возможностями применения этих стратегий в практической деятельности.
  • Осмысление взаимосвязи поэтики современного романа с поэтикой русского и европейского романа XIX века, а также прослеживание развития новых идей и новых жанров современной прозы.
  • Подготовка к профессиональной деятельности: критический анализ рассказа и последующее применение полученных знаний на практике.
  • Углубление знаний о жанре европейского романа, его традициях и эволюции на материале русской романистики ХХ века.
  • Знакомство с ключевыми текстами русского романа ХХ века в их взаимосвязях с мировой романистикой и русской романистикой XIX века.
  • Осмысление своеобразия современной романной и крупной фикциональной прозы в контексте традиций отечественной и мировой романистики.
  • Оттачивание навыков медленного, аналитического чтения крупных эпических форм и интерпретирования прочитанного с опорой на собственный читательский опыт, литературную критику и научные исследования, а также опыт коммуникации на основе опыта прочтения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владение навыком критического анализа текста
  • выделять характерные черты жанра в тексте и анализировать его с применением методов филологического анализа
  • знать основные подходы к определению жанра рассказа, ключевые периоды в развитии жанра в отечественной и зарубежной литературе
  • владеть навыком медленного чтения крупных эпических форм, в том числе и «неклассических»
  • владеть навыком наблюдения за собственным читательским восприятием и его динамикой
  • знать важнейшие интерпретации рассматриваемых произведений и полемику вокруг них в критике и литературоведении
  • знать важнейшие отечественные романы ХХ века в контексте времени их создания, творчества их авторов и эволюции романной формы
  • знать основные направления и жанры западной романистики ХХ века
  • знать основные типы и жанровые разновидности романов ХХ века, а также причины кризиса жанра в этот период и формы проявления этого кризиса
  • уметь - выражать свою читательскую оценку и излагать интерпретацию в категориях литературной науки и критики, используя соответствующий терминологический аппарат
  • уметь интерпретировать прочитанные романы с точки зрения эволюции романной формы и традиции, а также литературного процесса ХХ века
  • уметь сопоставлять прочитанные романы как по оси синхронии (литературный контекст), так и диахронии (литературная традиция, литературная эволюция), различая типологические схождения и генетические связи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • “Западный роман ХХ века”
  • Рассказ
  • “Русский роман ХХ века”
  • Роман
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий эссе
    Эссе, анализирующее любой из рассказов, изученных в ходе курса, с опорой на методы филологического анализа. Объем: 8-10 тысяч знаков с пробелами
  • неблокирующий экзамен
    Письменный экзамен: Эссе, анализирующее любой из рассказов, изученных в ходе курса, с опорой на методы филологического анализа. Объем: 8-10 тысяч знаков с пробелами.
  • неблокирующий коллоквиум
  • неблокирующий эссе 1
  • неблокирующий практикум по анализу фрагмента текста
  • неблокирующий эссе 2
  • неблокирующий активность на семинарах
    Как лекции-беседы, так и семинары предполагают интерактивные формы взаимодействия с аудиторией, с использованием средств мультимедиа и презентаций, а также организации дискуссий по отдельным вопросам, и отличаются только тем, что на семинарских занятиях преподаватель выступает больше как организатор учебной беседы, чем как ее главный участник-спикер
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
    0.42 * эссе + 0.3 * экзамен + 0.28 * аудиторная работа
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * активность на семинарах + 0.3 * эссе 1 + 0.15 * практикум по анализу фрагмента текста + 0.15 * коллоквиум + 0.3 * эссе 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A. C. (2010). The Cambridge Companion to Virginia Woolf. Contemporary Review, 292(1698), 405. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=54625287
  • Hutcheon, L. (1988). A Poetics of Postmodernism : History, Theory, Fiction. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=96731
  • Rimmon-Kenan, S. (2002). Narrative Fiction : Contemporary Poetics (Vol. 2nd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=102885
  • Sergeant, D. (2012). SUSAN SELLERS (ed.), The Cambridge Companion to Virginia Woolf. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F79871D4
  • Агеносов В. В. ; Отв. ред. Агеносов В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 795с. - ISBN: 978-5-9916-3491-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-1-425564
  • Гиленсон Б. А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-02564-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-vtoroy-poloviny-xx-nachala-xxi-veka-433030
  • Голубков М. М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 238с. - ISBN: 978-5-534-07240-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-xx-veka-434278
  • Красовский В. Е., Леденев А. В. ; под общ. ред. Красовского В.Е. - ЛИТЕРАТУРА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 650с. - ISBN: 978-5-534-11359-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/literatura-445106
  • Красовский В. Е., Леденев А. В. ; Под общ. ред. Красовского В.Е. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 650с. - ISBN: 978-5-534-10656-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-430987
  • Отв. ред. Агеносов В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 687с. - ISBN: 978-5-9916-3579-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-2-425565
  • Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы / Ю.К. Щеглов; Сост. А.К. Жолковский, В.А. Щеглова. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 576 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-964-9, 1500 экз.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т.1: 1953-1968, Лейдерман, Н. Л., 2003
  • Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т.2: 1968-1990, Лейдерман, Н. Л., 2003

Авторы

  • Павловец Михаил Георгиевич
  • Осипова Наталья Валентиновна
  • Борисенко Александра Леонидовна
  • Кучерская Майя Александровна