• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

История русского языка

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «История русского языка» являются: 1) ознакомление студентов с историей русского языка; 2) усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других славянских языков); 3) развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко- социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингвистических) факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков); 4) усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и историко- культурном содержании этих периодов; 5) формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья. 6) укрепление и углубление знаний о русской фонетике, фонологии, морфологии (в широком смысле, включая словоизменение, словообразование, акцентологию, морфонологию), синтаксисе, лексикологии, семантике; 7) формирование навыков лингвистического анализа древнего восточнославянского и диалектного текста с использованием современных ресурсов и инструментов (словари, грамматики, корпуса, экспериментальные данные). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Старославянский язык • Введение в языкознание • Теория языка • Лингвистическая типология • Языковое разнообразие.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основными параметрами языкового разнообразия диалектов русского языка зоны первоначального расселения восточных славян
  • знакомство с фонетической, морфологической и синтаксической системами древнерусского языка
  • умение привлекать данные древнерусского языка в теоретико-лингвистических рассуждениях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает этапы и особенности эволюции категорий и форм глагола; умеет определять признаки отражения этих изменений в памятниках древней письменности
  • знает этапы формирования субстантивной парадигмы в единственном числе и внеродовой субстантивной парадигмы во множественном числе; особенности истории двойственного числа и формирования категории одушевленности; умеет определять признаки отражения этих изменений в памятниках древней письменности
  • знает этапы эволюции числительных, местоимений и прилагательных; умеет определять признаки отражения этих изменений в памятниках древней письменности
  • Излагать основные теоретические концепции эволюции глагольного вида в древнерусском языке
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История числительных, местоимений и прилагательных
  • Аспектуальные свойства глагольных основ и приставок в истории русского языка
  • Глагол
  • Формирование родовой субстантивной парадигмы в единственном числе
  • Стилистические регистры древнерусского языка
  • Объект и переходность в древнерусском языке
  • Древнерусские энклитики
  • Древнерусские местоимения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашняя работа № 1
  • неблокирующий домашняя работа № 2
  • неблокирующий домашняя работа № 3
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.65 * Экзамен + 0.1 * домашняя работа № 1 + 0.1 * домашняя работа № 2 + 0.15 * домашняя работа № 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История русского литературного языка (XI-XVII вв.), Успенский, Б. А., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русская диалектология : учебник для вузов, Пожарицкая, С. К., 2005

Авторы

  • Козлов Алексей Андреевич