Аспирантура
2021/2022
Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный
Направление:
46.06.01. Исторические науки и археология
Кто читает:
Департамент международных отношений
Когда читается:
2-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Кривушин Иван Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках научно-исследовательского семинара слушатели закрепляют навыки аналитической, экспертной и исследовательской работы, что является базовым требованием подготовки преподавателей-исследователей; совершенствуют навыки научной дискуссии и презентации исследовательских результатов; осваивают современные методы исследования международных отношений и формируют умения их использования при решении конкретных научных задач и применительно к тому или иному типу источников информации; знакомятся с основными направлениями исследований в науке о международных отношениях и формируют навыки анализа историографии.
Цель освоения дисциплины
- Обучить аспирантов навыкам академической работы, прежде всего подготовки и проведения исследований и написание научных работ
- Целью освоения программы научно-исследовательского семинара «Практика научно-исследовательскую деятельности» " являются подготовка к научному исследованию, проведению научных исследований в составе творческого коллектива, написанию научных работ, защите диссертации.
- Сформировать у аспирантов навыки научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.
- Способствовать освоению аспирантами современных методов исследования международных отношений и сформировать у них умения их использования при решении конкретных научных задач и применительно к тому или иному типу источников информации.
- Познакомить аспирантов с основными направлениями исследований в науке о международных отношениях и сформировать у них навыки анализа историографии.
- Организовать обмен идеями, знаниями и представлениями как между аспирантами, так и между аспирантами, учеными и экспертами в области международных отношений, специалистов-регионоведов и историков.
- Обеспечить контроль за подготовкой диссертационного исследования в форме обсуждения промежуточных его результатов с привлечением ведущих исследователей в соответствующих областях знаний.
Планируемые результаты обучения
- Владеет принципами отбора и систематизации эмпирических источников. Выделяет категории источников, понимает их специфику.
- Обладает навыками соблюдения методологической корректности (согласованность методологического базиса) исследования; умеет выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме диссертации или при выполнении заданий научного руководителя в рамках программы). Умеет оформлять результаты исследований.
- Владеет знанием специфики фундаментальных и прикладных исследований. Умеет отличать эмпирические (первичные) источников и историографические источники. Знает принципы научного цитирования.
- Владеет знанием теории. Умеет организовывать и обосновывать теоретическую платформу исследования. Умеет теоретически обосновывать текст, выдерживать логику текста, осуществлять выбор элементов анализа.
- Выявляет свою исследовательскую нишу, очерчивает базовые позиции, относящиеся к исследовательскому вопросу, определяет академический контекст.
- Умеет аргументировать актуальность исследования, корректно формулировать ключевой исследовательский вопрос, объясняет структуру работы: как разбить главный исследовательский вопрос на более мелкие.
Содержание учебной дисциплины
- Научный текст как форма презентации научного знания
- Обоснование темы исследования. Структура исследования.
- Обоснование выбора теории. Гипотеза
- Подготовка источниковедческого обзора (эмпирические источники)
- Методы исследования. Подготовка развернутого плана исследования.
- Подготовка историографического обзора (историографические источники)
- Основные принципы написания диссертационного текста.
Элементы контроля
- домашнее задание - обоснование диссертационной темысоставляет 0.1от текущей формы контроля.
- домашнее задание - Подготовка развернутого плана исследованиясоставляет 0.2 от текущей формы контроля.
- домашнее задание - Подготовка историографического обзорасоставляет 0.2 от текущей формы контроля.
- домашнее задание - Подготовка источниковедческого обзора.составляет 0.1 от текущей формы контроля.
- экзамен0.3 от текущего контроля. Экзамен проводится в устной форме в штатном режиме оффлайн.
- работа на семинарах0.100
- Работа на семинарских занятиях
- Презентация итогов работы над диссертационным исследованием.
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год I семестр0.2 * домашнее задание - Подготовка историографического обзора + 0.1 * домашнее задание - обоснование диссертационной темы + 0.1 * работа на семинарах + 0.2 * домашнее задание - Подготовка развернутого плана исследования + 0.1 * домашнее задание - Подготовка источниковедческого обзора. + 0.3 * экзамен
- 2021/2022 учебный год I семестр0.5 * Презентация итогов работы над диссертационным исследованием. + 0.5 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Алексеева, Т. (2010). Политическая Теория Как «Практичное» Знание (Usable Knowledge).
- Антанович, Н. А. (2011). Теории среднего уровня и закономерности политической сферы.
- ДУДНИКОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА. (2013). Рационалистическая И Герменевтическая Компонента Освоения Информации Через Социально-Гуманитарный Аспект.
- ИВАНОВ А.П. (2016). Диссертации как историографический феномен. Инновационная Наука, 10–3.
- Костякова, Ю. (2011). Теоретико-Методологические Аспекты Изучения Средств Массовой Информации Как Исторического Источника.
- Курлов, А. (2012). Базовые Стратагемы Управления Знаниями В Процессе Научного Исследования. ВЕСТНИК УФИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 16(6 (51)).
- СИДОРЕНКО НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ. (2014). Гипотеза Как Форма Научного Познания.
- Халин, С. (2014). Научное Исследование Основная Структурная Единица Познания Как Человеческой Деятельности: (На Примере Места И Роли Описания И Объяснения В Научном Познании).
- Ярцев, Р. (2013). Научное Исследование: От Личностной Максимы К Универсальному Методу.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bacchi, S., Tan, Y., Chim, I., Dabarno, M., Lubarsky, S., & Duggan, P. (n.d.). Script concordance test examinations: Student perception and study approaches. Focus on Health Professional Education: A Multi-Disciplinary Journal, 20(2), 75.
- Shine, K. (n.d.). Reporting education: How can we do it better? Asia Pacific Media Educator, 28(2), 223.
- Анатолий Григорьевич Вишневский. (2018). Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i1.7710
- БАБАДЖАНОВ Х.Б. (2017). Критический Обзор Историографии Второй Мировой Войны В Советской Научной Литературе (1941-1991) (На Некоторых Примерах Историографии Узбекистана).
- БЕРНАЦКИЙ Г.Г. (2013). Рец. На книгу: Кармин А. С. Интуиция: философские концепции и научное исследование. СПб. : Санкт-Петербургская издательская фирма«Наука», 2011. 901 с. (серия «Психология сознания»). Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, 2.
- Казьмина, М. В., & Казьмин, В. Н. (2017). Отечественная Историография 1970-Х Гг. - Начала Xxi В. Об Идейно-Политической Жизни России 1971 - 1991 Гг. Kemerovo State University Bulletin, 70(2), 50–57. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-50-57
- Канарский, И., & Ушков, А. (2001). Поиск критериев в компаративном кроссцивилизационном анализе политических культур: от философии истории через политологические теории среднего уровня к социологическим процедурам.
- Ксения Владимировна Федосеева. (2019). Как историк выбирает ведущую тему и метод исследования? (на примере научной биографии С.И. Архангельского). History Magazine: Researches, 4, 1–25. https://doi.org/10.7256/2454-0609.2019.4.29998
- Мамина, Н. (2013). Политические традиции: понятие и структура. Современные Исследования Социальных Проблем, 4 (24).
- Молокова, О. А., & Шкляр, А. В. (2018). Гипотеза исследования дизайна объекта на основании семиотического подхода.
- П. В., Т. (2018). Историографический Анализ Темы «Холодной Войны» В Современных Учебниках Истории Отечества. Bulletin of the MSRU. Series History & Political Sciences, 2, 40–50. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2018-2-40-50
- Пищик Александр Михайлович. (2015). Философия науки и системогенез научной деятельности.
- Татару, Л. (2008). Композиционный ритм и когнитивная логика нарративного текста (сборник Дж. Джойса ’Дублинцы’).
- Фролова, В. (2018). Курс лекций по дисциплине „Введение в исследование”. USARB.