Бакалавриат
2021/2022
Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Управление и аналитика в государственном секторе)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент государственного администрирования
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
16
Программа дисциплины
Аннотация
Современный этап развития общества характеризуется необходимостью применения исследовательского инструментария для анализа социально-управленческих процессов в управленческой практике. Научно-исследовательский семинар представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов как будущих государственных служащих. Основная цель научно-исследовательского семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, сформировать навыки самостоятельной исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины
- Основная цель научно-исследовательского семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса. В задачи семинара входит формирование навыков самостоятельной исследовательской работы.
- Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование у студентов целостного представления о процессах научного мышления, практическое освоение студентами навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие навыков применения исследовательского инструментария для анализа социально-управленческих процессов, базовых знаний и умений, необходимых выпускникам для успешного осуществления административно-технологической, научно-исследовательской деятельности.
- Сформировать представление о сущности и методологических основах исследования
- Познакомить с алгоритмами планирования, организации и реализации исследования, а также с особенностями написания различных видов текстов, оформления и представления результатов исследования, подготовки устного выступления
- Сформировать базовые практические навыки работы с научной литературой, библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования
- Сформировать базовые практические навыки для подготовки обзоров и проведения исследований по отдельным темам специализации
Планируемые результаты обучения
- Аналитические, системные и коммуникационные компетенции: • способность к критической оценке научных текстов • навыки выступления и аргументации • способность представить результаты самостоятельного анализа
- Базовые навыки написания научных текстов. Знания об особенностях содержания, структуры и стиля научных текстов. Знание правил редактирования и оформления научных текстов
- Знание о структуре программы исследования и освоение алгоритма разработки программы исследования Способность к выработке оптимальных исследовательских стратегий с учетом имеющихся ограничений Способность к анализу и критической оценке существующей литературы
- Способность к самостоятельной работе, сбору необходимой информации (в том числе – поиску источников информации) Знание основных стандартов оформления научно–справочного аппарата.
- Сравнивает типы исследовательских работ; Определяет проблему исследования, цель, объект, предмет, задачи. Осуществляет систематизацию источников. Выделяет структурные компоненты научно-исследовательских работ.
- Умеет выделять этапы научной деятельности. Анализирует библиометрические (наукометрические) показатели в системе международных научных публикаций (citation index, impact factor). Web of Science, импакт-фактор. Scopus, SJR. РИНЦ. Google Scholar. Использует библиографический менеджер Mendeley.
- Умение определять цели и задачи в области государственного управления, анализировать и систематизировать полученную информацию.
- Умение ставить исследовательские задачи, определять объект и предмет исследования, выделять и уточнять исследовательскую проблему, формулировать цели и задачи предполагаемого проекта, планировать работу с ним. Умение выбирать понятия для описания и решения исследовательской проблемы и работать с ними
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1 Роль исследований в совершенствовании практики управления. Социально-экономические и политические процессы как объект научного исследования
- Системы учета и поиска научных публикаций. Работа с библиографией.
- Тема 2 Сущность и методологические основы научных исследований
- Основы выполнения исследовательских проектов
- Тема 3 Подготовка программы исследования
- Тема 4 Работа с научной литературой и правила составления библиографических описаний
- Тема 5 Правила написания и оформления научных текстов (статьи, учебные эссэ, курсовые работы и др.)
- Тема 6 Устная презентация программы исследования
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- Домашнее задание
- Контрольная работа
- Экзамен
- Групповое задание на семинарском занятииОпределяет цели и задачи в области государственного управления. Анализирует и систематизирует полученную информацию.
- Тренировочные упражнения в группе
- Оформление библиографического списка литературы по теме предполагаемого исследования
- Домашнее задание: Подготовка календарного плана предполагаемого исследования
- Домашнее задание: учебная программа самостоятельного исследования
- Домашнее задание: Написание рецензии на проведенное исследованиеСтудент демонстрирует Знания об особенностях содержания, структуры и стиля науч-ных текстов вообще и данного вида текстов в частности. Знания правил редактирования и оформления научных текстов Аналитические, системные и коммуникационные компетенции: Способность к критической оценке научных текстов Навыки аргументации Способность представить результаты самостоятельного анализа в письменной форме
- тестЭкзамен проводится в системе LMS. Экзамен проводится в письменной форме, тест состоит из 20 вопросов. Экзамен проводится на платформе LMS.HSE https://lms.hse.ru/professor.php?ctg=tests. К экзамену необходимо подключиться в указанный день, студенту предоставляется одна попытка Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться конспектами и подсказками. Во время экзамена студентам разрешено: пройти тестирование в удобное время в течение дня. При нарушении связи или технических сбоях, когда студент не может продолжить участие в экзамене, преподаватель имеет право аннулировать результаты и разрешить студенту пройти тест. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Групповая работа
- индивидуальное задание
- тест
- Экзамен
- тест
- экзамен
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.3 * Экзамен + 0.28 * Домашнее задание + 0.28 * Контрольная работа + 0.14 * Работа на семинарах
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.1 * Домашнее задание: Написание рецензии на проведенное исследование + 0.1 * Домашнее задание: Подготовка календарного плана предполагаемого исследования + 0.25 * Групповое задание на семинарском занятии + 0.1 * тест + 0.25 * Тренировочные упражнения в группе + 0.1 * Оформление библиографического списка литературы по теме предполагаемого исследования + 0.1 * Домашнее задание: учебная программа самостоятельного исследования
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.4 * Экзамен + 0.24 * тест + 0.24 * индивидуальное задание + 0.12 * Групповая работа
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.5 * экзамен + 0.5 * тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Байкова Л. А. - ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 122с. - ISBN: 978-5-534-12527-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-447730
- Библиометрические индикаторы: Практикум / В.В. Писляков; Редактор серии М.Ю. Барышникова - М.: НФПК: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 60 с.: 60x90 1/16. - (Результаты научной деятельности: Политика. Оценка. Внедрение). (о) ISBN 978-5-16-010696-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/500813
- Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утемов В. В. - ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТРИЗ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 124с. - ISBN: 978-5-534-12134-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-issledovatelskoy-deyatelnosti-triz-446867
- Меняйло В. В., Тулякова Н. А., Чумилкин С. В. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ЛЕКСИКА. DEVELOPING ACADEMIC LITERACY 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-01656-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-leksika-developing-academic-literacy-437602
- Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
- Розанова Н.М. - Научно-исследовательская работа студента (бакалавриат) - КноРус - 2018 - ISBN: 978-5-406-06118-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917087
Рекомендуемая дополнительная литература
- Розанова Н.М. - Научно-исследовательская работа студента (бакалавриат) - КноРус - 2016 - ISBN: 978-5-406-05126-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919205