• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Мари, Верхняя Месопотамия и Левант в первой половине II тыс. до н.э.: экономика, общество, кул

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Ассириология)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Архипов Илья Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 78

Программа дисциплины

Аннотация

Древний город Мари на Евфрате (городище Телль-Харири в современной восточной Сирии) был одним из важных центров шумеро-аккадской цивилизации, в особенности с XXIV по XVIII вв. до н.э., но известен он прежде всего благодаря раскопкам, ведущимся французской археологической миссией с 1933 г. Здесь обнаружено немало выдающихся археологических памятников, но главной находкой стали памятники письменности – около 20 тысяч глиняных табличек и других предметов с текстами на аккадском, шумерском и хурритском языках. По количеству обнаруженных клинописных текстов Мари входит в первую десятку древних городов Передней Азии, а по разнообразию и богатству их содержания может претендовать на одно из первых мест. Почти все тексты, найденные в Мари, относятся к первой половине XVIII в. до н.э. Тысячи отчетных и юридических документов из архивов Мари подробно освещают хозяйственную и правовую жизнь царства. Но самая важная часть архивов – письма, из которых опубликовано около трех тысяч. Письма в основном адресованы двух последним правителям Мари – Ясмах-Адду (1782-1775) и Зимри-Лиму (1774-1762). Письма к правителям составляли лучшие писцы своего времени, состоявшие на службе у вельмож или глав других государств. Письма от чиновников к царям представляют собой тщательно составленные доклады с подробными повествованиями и развитой аргументацией, а переписка между монархами нередко рассказывает о крупных международных событиях отточенным дипломатическим стилем. Письма из Мари интересны прежде всего с точки зрения истории, в самом широком смысле этого слова. Некоторые письма из Мари содержат образцы исторической мысли и исторического дискурса, которые реализмом и глубиной анализа приближаются к сочинениям древнегреческих историков. Эти качества писем из Мари в сочетании с их количеством предоставляют нам уникальную для ранней древности возможность составить часто помесячную, а иногда и подневную, хронику событий политической истории периода. И Ясмах-Адду, и Зимри-Лим как представители влиятельнейших царских домов своего времени поддерживали дипломатические отношения со всеми государствами переднеазиатской ойкумены. Это означает, что географический горизонт писем из Мари совпадает с границами клинописного мира этого времени: некоторые послания, адресованные царям Мари, либо проделали путь во многие сотни километров с окраин известного мира, либо передают рассказы о происходивших там событиях. По мере публикации писем из Мари с карты Передней Азии исчезали «белые пятна»: например, в поле зрения письменных источников вновь впервые с XXIV в. до н.э. – времени архивов Эблы и сирийских походов староаккадских царей – оказались Западная Сирия и Восточное Средиземноморье. Помимо истории событий, тексты из Мари проливают свет на самые разные стороны политической, социальной, хозяйственной, правовой и духовной жизни огромного, сложного и высокоразвитого мира, каким была Передная Азия в XVIII в. до н.э. Наиболее ценные сведения касаются вопросов, почти не освещенных другими старовавилонскими источниками, – государственного устройства переднеазиатских царств, системы международных отношений, сосуществования земледельческого и скотоводческого хозяйственных укладов, некоторых правовых обычаев (ордалии) и религиозных практик (гадания и пророчества). Письма из Мари представляют ценность не только как исторический источник, но и как памятник словесности, часто с выдающимися литературными достоинствами. Обращаясь к царям, их авторы стремились блеснуть красноречием; кроме того, подробные доклады вышестоящим лицам нередко содержат колоритный нарративный элемент. Наконец, многие письма пришли в Мари из других стран и отражают разные эпистолярные традиции всей Передней Азии. Благодаря этому мы узнаем как о диалектном варьировании старовавилонского аккадского языка, так и, по адстратным чертам, о других родных языках авторов писем, которые пользовались иностранным для них аккадским. В частности, письма из Мари – важнейший источник сведений о ранних формах западносемитских языков Сирии и Восточного Средиземноморья. Таким образом, ознакомление с царскими архивами Мари составляет одну из неотъемлемых частей полноценного ассириологического образования. При этом подавляющее большинство изданий текстов и исследований, посвященных Мари, написано на французском языке. В этой связи семинар включает в себя блиц-курс французского языка для начинающих в объеме, достаточном для чтения научной литературы по ассириологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студент знает основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории царства Мари, а также Верхней Месопотамии и Леванта в первой половине II тыс. до н.э. в целом.
  • Студент умеет определять нерешенные проблемы в этой области, понимать и критически оценивать научную литературу; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы.
  • Студент, пользуясь словарем, понимает и переводит научные тексты по ассириологии на французском языке.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент в общих чертах знает историю открытия и изучения Мари, состав корпуса текстов из Мари и других синхронных корпусов из региона, основные этапы истории и политическую географию Верхней Месопотамии и Леванта в первой половине II тыс. до н.э.
  • Студент в общих чертах знает политическое устройство государств Верхней Месопотамии и Леванта в первой половине II тыс. до н.э.; умеет определять нерешенные проблемы в этой области; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы.
  • Студент знает основные особенности дворцового хозяйства Мари в XVIII в. до н.э.; умеет определять нерешенные проблемы в этой области; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы.
  • Студент знает основные особенности религии и культа в Верхней Месопотамии и Леванте первой половины II тыс. до н.э.; умеет определять нерешенные проблемы в этой области; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы.
  • Студент знает основные особенности рецепции письменной культуры Месопотамии в Верхней Месопотамии и Леванте первой половины II тыс. до н.э.; умеет определять нерешенные проблемы в этой области; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы.
  • Студент знает основные особенности социолингвистической ситуации в Верхней Месопотамии и Леванте первой половины II тыс. до н.э.; умеет определять нерешенные проблемы в этой области; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы.
  • Студент знает основные черты системы межгосударственных отношений в Верхней Месопотамии и Леванте первой половины II тыс. до н.э.; умеет определять нерешенные проблемы в этой области; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы.
  • Студент, пользуясь словарем, понимает и переводит научные тексты по ассириологии на французском языке
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы академического чтения на французском языке
  • Введение в корпус текстов из Мари и историю Верхней Месопотамии и Леванта первой половины II тыс. до н.э.
  • Политическое устройство государств Верхней Месопотамии и Леванта в первой половине II тыс. до н.э.
  • Межгосударственные отношения в Верхней Месопотамии и Леванте первой половины II тыс. до н.э.
  • Дворцовое хозяйство Мари в первой половине XVIII в. до н.э.
  • Социолингвистика аккадского языка текстов из Мари и других корпусов Верхней Месопотамии и Леванта первой половины II тыс. до н.э.
  • Рецепция письменной культуры Месопотамии в Верхней Месопотамии и Леванте первой половины II тыс. до н.э.
  • Религия и культ Верхней Месопотамии и Леванта первой половины II тыс. до н.э.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий текущий контроль (семинары)
  • неблокирующий доклады
  • неблокирующий устный или письменный ответ на экзамене
  • неблокирующий текущий контроль (семинары)
  • неблокирующий доклады
  • неблокирующий устный или письменный ответ на экзамене
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    1 * устный или письменный ответ на экзамене
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sasson, J. M. (2015). From the Mari Archives : An Anthology of Old Babylonian Letters. Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1003235

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fleming, D. E. (2004). Democracy’s Ancient Ancestors : Mari and Early Collective Governance. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=152242
  • Грамматика французского языка, Мурадова, Л. А., 1992