• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Методологический научно-исследовательский семинар

Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Для студентов 4-го курса ОП «Экономика» дисциплина «Методологический научно- исследовательский семинар» проходит в первом модуле и является обязательной. Целями освоения дисциплины являются: • выбор предметного поля и обоснование предполагаемой темы ВКР студента; • овладение основными навыками научного поиска (работа с библиотечными базами научной периодики, знакомство с основными базами статистических данных в изучаемой области, ведущими журналами, энциклопедическими и статистическими регулярными изданиями); • освоение навыков презентации научного исследования, оппонирования, ведения дискуссии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью методологического научного семинара для студентов бакалавриата четвертого курса по направлению «Экономика» является формирование профессиональных исследовательских, аналитических и консультационных компетенций для написания научных работ высокого уровня в области социально-экономического анализа и прикладной экономики. Для достижения данной цели нужно решить ряд подзадач: формирование у студентов навыков постановки исследовательской проблемы, исследовательского вопроса и гипотез; выработка у студентов умений и практических навыков по работе с различными электронными библиотечными ресурсами и библиографическими менеджерами; формирование у студентов способности составления качественного литературного обзора, систематизации и критического анализа научной литературы; выработка практических навыков по работе с различными видами данных (панельные, cross-section и т.д.); применение современного математического инструментария для решения исследовательских задач; самостоятельное осуществление исследовательской работы студентами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Навыки поиска и выбора необходимых для работы данных выборочной и официальной статистики
  • Студент приобретает навык по валидизации выбранной теоретической модели
  • Студент приобретает навык формулировки темы и цели исследования
  • Студент приобретает навыки выбора валидных методов анализа данных и представления результатов эмпирического анализа
  • Студенты научатся формулировать проблему исследования
  • Студенты получают представление о предметном поле анализа прикладной микроэкономики и социоэкономики, могут задать вопросы и сделать выбор в пользу интересующего их исследовательского направления
  • Студенты приобретают навыки постановки научных гипотез
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Прикладное экономическое исследование: критерии качества, типы, основные направления. Разбор успешных и неуспешных примеров ВКР прошлых лет
  • 2. Разработка исследовательского проекта. Ключевые требования и первые шаги
  • 3. Постановка исследовательской проблемы
  • 4. Теоретическая модель исследования
  • 5. Выбор эмпирической базы исследования
  • 6. Критерии внутренней и внешней валидности
  • 7. Анализ данных. Интерпретация и представление результатов исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущая работа на семинарах (НИС) - посещение занятий, выступление и участие в дискуссиях
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Домашние задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.1 * Доклад + 0.2 * Домашние задания + 0.7 * Текущая работа на семинарах (НИС) - посещение занятий, выступление и участие в дискуссиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социоэкономика (для экономистов, менеджеров, госслужащих) : учеб. пособие для вузов, Шабанова, М. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил, Радаев, В.В., 2001

Авторы

  • Аникин Василий Александрович