• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Введение в библеистику

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Эфиопия и арабский мир)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Ткаченко Александр Анатольевич, Юровицкая Мария Михайловна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

В первой части курса («Введение в Ветхий Завет») дается обзор библейского канона в его основных вариантах, обсуждается проблема соотношения терминов «Ветхий Завет», «еврейская Библия», «древнееврейская литература». Рассматривается историко-культурный контекст литературы Ветхого Завета: обзор истории Древнего Израиля, языки Библии, социолингвистическая ситуация евреев в различные периоды, развитие письменности в Южном Леванте в II – I тыс. до н.э. Студенты знакомятся с содержанием отдельных книг Ветхого Завета и с научными методами их истолкования. Во 2-й части курса («Введение в Новый Завет») предлагается обзор всех книг, входящих в состав Нового Завета, разбираются основные проблемы новозаветной исагогики (происхождение канона, отдельных текстов, вопросы жанровых особенностей, авторства, датировки и так далее). Рассматриваются как содержание каждой книги в отдельности, так и объединяющая все тексты история жизни Иисуса Христа, апостолов и раннехристианских общин. Студенты знакомятся с современными методами новозаветной экзегетики и основами научного анализа новозаветных текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с содержательными принципами, лежащими в основе канона Библии.
  • Научить студентов ориентироваться в социо-культурном контексте библейской литературы
  • Научить студентов оперировать полученными знаниями о библейской литературе для анализа восточнохристианской литературы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление об основных частях библейского корпуса.
  • Понимать соотношение иудейской и христианской традиций в корпусе библейских текстов.
  • называть основные этапы библеистики как науки. Иметь представление об основных инструментах специальности.
  • воспроизводить содержание, специфику и жанровый состав текстов Пятикнижия.
  • воспроизводить содержание и основные характеристики исторических книг Ветхого Завета.
  • Ориентироваться в содержании и проблематике изучения пророческих книг.
  • воспроизводить состав и специфику корпуса Писаний.
  • определять состав и историю неканонических книг Ветхого Завета.
  • определять состав и специфику книг Нового Завета. Иметь представление об отношении иудеев и ранних христиан 1-2 вв. н.э.
  • Представлять себе периодизацию истории еврейского народа. Ориентироваться в дисциплинах, входящих в изучение истории древнего Израиля.
  • определять топонимику и ориентироваться в географии региона.
  • уметь называть основные тексты окружающих культур, важные для дисциплины.
  • описывать периодизацию и основные вехи истории древней Палестины.
  • Иметь представление об основных периодах истории Палестины во втором тыс. до н. э. Знать основные моменты формирования израильского этноса.
  • называть периодизацию царств Израиля и Иудеи.
  • воспроизводить периодизацию и основные моменты Нововавилонской, персидской и эллинистической эпохи в истории еврейского народа.
  • Ориентироваться в главных событиях истории евреев в римский период
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Часть 1. Введение в библеистику. Тема 1. Общее знакомство с библейским корпусом.
    Состав Библии. Отличие христианского канона Библии от еврейского канона Библии. Терминологические проблемы: «Ветхий Завет» versus «Еврейская Библия». Названия: Библия, Ветхий Завет, ТаНаХ, Микра. Переводы: древние, новые, на европейские языки, на русский язык. Типология библейских переводов. Основные задачи и проблемы библейской текстологии.
  • Часть 1. Тема 2. Библия в еврейской и христианской традициях.
    Библия в еврейской традиции, еврейские комментарии. Место Пятикнижия (Торы) в иудейском каноне. Устная и письменная Тора. Библия в христианской традиции, христианские комментарии.
  • Часть 1. Тема 3. История библеистики. Базовый инструментарий.
    Становление историко-критического изучения Библии. История библеистики. Библеистика в России. Важнейшие современные комментарии, словари.
  • Часть 1. Тема 4. Пятикнижие.
    Пятикнижие и последующие исторические книги; «четверокнижие»; «шестикнижие». Традиция о Моисеевом авторстве. Современные представления о возникновении Пятикнижия. «Закон Моисеев». Структура Пятикнижия. Структура книги Бытия. Два рассказа о сотворении мира, трактовка этих рассказов в последующей экзегетической традиции. Повествование о грехопадении, его трактовка в позднейшей экзегетической традиции. Повторы и редакционные «швы» в книге Бытия. Книга Исход как смысловой центр Пятикнижия. Книги Левит, Чисел. Книга Второзакония и ее отношение к остальным частям Пятикнижия. Девтерономическая история. Пятикнижие как целое. Жреческие тексты Пятикнижия и преобразования книжника Эзры. Дискуссия об исторической достоверности повествований Пятикнижия.
  • Часть 1. Тема 5. Исторические книги Ветхого Завета.
    Важнейшие мотивы девтерономической истории. Книга Иисуса Навина как продолжение повествования об идеальной теократии. География расселения израильских племен, ее схематизм. Незавершенность израильских завоеваний. Повествования книги Судей. «Монархические» и «антимонархические» тексты Ветхого Завета.Повествования о Сауле, Давиде и Соломоне. Вопрос о границах царств Саула, Давида и Соломона. Список «наместников» царя Соломона, его неоднородность. Иуда и Израиль как две разные области с разным характером экономики и разным населением. Цари Израиля и Иудеи в оценке «девтерономиста» Символические мотивы в исторических книгах Ветхого Завета.
  • Часть 1. Тема 6. Пророческие книги.
    Феномен пророчества. Роль пророков и гадателей на древнем Ближнем Востоке. Пророческие тексты в позднейшей экзегезе. «Мессианские места» в пророческих книгах. Книга пророка Исайи. Основные мотивы «Протоисайи». Основные мотивы «Девтеро-исайи». Основные мотивы «Тритоисайи». Книга пророка Иеремии и история гибели Иудейского царства. Иеремия и «новый Завет». Книга пророка Иезекииля. Двенадцать малых пророков.
  • Часть 1. Тема 7. Писания (Кетувим).
    Корпус «Писаний» («Кетувим»). Поэтические книги, пять «свитков», книга Даниила, поздние исторические книги. «Литература мудрых» в контексте литератур древнего Ближнего Востока. «Нормативная дидактика» (Притчи) и протест против нее (Иов). Основные черты еврейской поэзии. Основные темы Псалтири, история возникновения сборника и его «давидизации». Обзор пяти «свитков». Руфь. Песнь Песней. Экклезиаст. Плач. Эсфирь. Книга Даниила. Еврейский Даниил и греческий Даниил. Развитие пророческой литературы в сторону апокалиптики.
  • Часть 1. Тема 8. Книги, не вошедшие в еврейский канон.
    Неканонические книги Ветхого Завета. Терминология. Псеводоэпиграфы. Апокалиптическая литература между Даниилом и Откровением Иоанна. Книга Еноха. Книга Юбилеев. Кумранская библиотека и споры о ее происхождении. Кумранская сектантская литература. Возникновение диаспоры. Септуагинта. «Послание Аристея» и другие памятники литературы грекоязычной диаспоры. Филон Александрийский.
  • Часть 1. Тема 9. Новый Завет.
    Канонические евангелия. «Евангелие» как жанр. Поздний характер неканонических евангелий. Поиск «исторического Иисуса». Проповедь Иисуса и традиции раввинистического иудаизма: сходства и различия. Раннехристианская община. «Деяния апостолов». Послания ап. Павла, споры об аутентичности отдельных посланий. Возникновение христианских общин в языческом мире. «Пастырские послания». «Соборные послания». Откровение Иоанна. Становление христианской Церкви. Становление раввинистического иудаизма. Отношения христиан и иудеев в 1-2 вв. н.э.
  • Часть 2. Введение в историю древнего Израиля. Тема 1. Базовые понятия.
    Изучаемые дисциплины: востоковедение, библеистика, гебраистика, иудаика. Общий абрис истории еврейского народа. Этнонимы иудеи, израильтяне, евреи.
  • Часть 2. Тема 2. География изучаемого региона.
    Топонимы Израиль / Палестина. География Палестины и Ближнего Востока.
  • Часть 2. Тема 3. Древний Ближний Восток как перекресток культур.
    Какие тексты окружающих культур важны для библеиста и историка древнего Израиля?
  • Часть 2. Тема 4. Древнейшая история Палестины.
    Периодизация. Древнейшие цивилизации на территории Палестины. Общее представление о семитских народах и классификации семитских языков. Народы «ханаанейской» ветви в эпоху Бронзового века и связанные с ними этнонимы (амореи, ханаанеи). Отражение этих этнонимов в Библии. Еврейский язык как один из языков «ханаанейской» ветви. Не-семитские народы Восточного Средиземноморья: хурриты, хетты. «Хетты» в Библии и в ассиро-вавилонских текстах I тыс. до н.э. Сирия и Палестина между двумя великими цивилизациями Древнего мира. Культурное влияние Месопотамии и политическая гегемония Египта.
  • Часть 2. Тема 5. Палестина во втором тысячелетии до н.э. Формирование израильского этноса.
    Политическая, социальная и культурная история Сирии и Палестины в пер-вой половине II тыс. до н.э. (Средняя бронза). Политическая, социальная и культурная история Сирии и Палестины в пер-вой половине II тыс. до н.э. (Поздняя бронза). Рубеж II и I тыс. до н.э. (Ранний железный век).
  • Часть 2. Тема 6. Царства Израиля и Иудеи.
    Возникновение царств Израиля и Иудеи. Израиль в IX в до н. э. Израиль в VIII в до н. э. Падение Самарии. Иудейское царство под властью Ассирии (VIII-VII вв. до н. э.). Последние десятилетия иудейского царства (рубеж VII/VI вв. до н. э.)
  • Часть 2. Тема 7. Нововавилонская, персидская и эллинистическая эпохи в истории еврейского народа.
    Нововавилонская эпоха (586 – 530 гг. до. н. э.). Персидская эпоха (530 – 332 гг. до. н. э.). Эллинистическая эпоха (332 – 63 гг. до. н. э.).
  • Часть 2. Тема 8. История евреев в римский период.
    История евреев в римский период: от завоевания Восточного Средиземноморья Римом до восстания евреев диаспоры в 115-117 гг. и восстания Бар-Кохбы в 132-135 гг.. Иудея под властью Рима. Судьба диаспоры.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Контрольная работа + 0.4 * Семинарские занятия + 0.2 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Контрольная работа + 0.4 * Семинарские занятия + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Harrelson, W. J. (1994). ’The Anchor Bible Dictionary’ : an encyclopedia of the ancient Near Eastern world. Journal of Biblical Literature, 113(2), 299–310. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000153017
  • Soggin, J. A., & Bowden, J. (1989). Introduction to the Old Testament : From Its Origins to the Closing of the Alexandrian Canon (Vol. Third edition). Louisville, Kentucky: Presbyterian Publishing Corporation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=940446

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ceresko, A. R. (2012). Introduction to the Old Testament : Liberation Perspective (Vol. Revised and expanded edition). Maryknoll, NY: Orbis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1761271
  • Иудейские древности. Т.1, Кн.1-12: ., Флавий Иосиф (37-100), ., 2004
  • Иудейские древности. Т.2, Кн.13-20: ., Флавий Иосиф (37-100), ., 2004