Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Введение в лингвистическую антропологию"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар "Введение в лингвистическую антропологию" читается на первом курсе бакалавриата образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». Пререквизиты курса: базовые лингвистические знания, полученные в рамках курсов «Введение в лингвистику» и «Языковое разнообразие». Формат изучения: лекции, семинары, без использования онлайн курсов.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с теоретическими основами лингвистической антропологии.
- Изучить историю развития лингвистической антропологии.
- Изучить историю гипотезы лингвистической относительности.
- Изучить основные достижения лингвистической антропологии.
- Изучить основные понятия и предмет лингвистической антропологии.
- Изучить основные методы и приѐмы анализа языковых сообществ, принятые в лингвистической антропологии.
Планируемые результаты обучения
- Сформулировать различия между лингвистической антропологией, антропологической лингвистикой, этнолингвистикой, «лингвокультурологией», социолингвистикой, теорией межкультурной коммуникации.
- Описать, что такое народная лингвистика и какие мифы о языке наиболее часто встречаются.
- Дать определение ГЛО и охарактеризовать её современное состояние; описать особенности неоконфуцианства.
- Дать критическую характеристику направления «лингвокультурологии».
- Описать, как в различных языках выражаются цвет, пространство, время, системы родства, системы счисления; описать различия между наивной и научной картинами.
- Описать взаимосвязь между религиями Писания и конкретными языками; между другими религиозными системами и языком.
- Описать связь языка и этничности, а также понятие идентичности и механизмы ее формирования.
- Сформулировать подходы лингвистической антропологии к описанию коммуникации.
- Описать влияние политики и социального устройства общества на язык и обратно; описать связь языка и гендера.
- Описать в сравнении особенности полевых исследований в лингвистической антропологии.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Лингвистическая антропология и смежные науки.Суть лингвистической антропологии, её задачи и основные термины. Понятие об антропологии. Физическая, социальная, культурная и лингвистическая антропология. Различия между лингвистической антропологией, антропологической лингвистикой, этнолингвистикой, лингвокультурологией, социолингвистикой, теорией межкультурной коммуникации.
- Тема 2. Мифы о языке и отношение к языку.«Народная лингвистика», представления носителей о языке. Массовые мифы о языке и языках. сок. Миф о названиях снега у эскимосов. Методика измерения отношения к языку. Метод парных масок.
- Тема 3. Гипотеза лингвистической относительности.Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира–Уорфа): её появление, развитие, критика и возвращение интереса к ней. Неоконфуцианство.
- Тема 4. «Лингвокультурология».Теория концептов и концептосфера. Критика подобного подхода. Языковые картины мира и проблематика их существования. Лингвокультурология как наука и как паранаука.
- Тема 5. Связь языка и смыслов. Категоризации в языке.Семантические поля, фреймы, идея прототипа. Научная и наивная картины мира. Классификация объектов и явлений в сознании и в языке. Категоризация окружающего мира в языке и культуре: цвет, пространство, время, системы родства, системы счисления.
- Тема 6. Язык и религия.Язык и религия. Ритуалы, обряды, магические тексты в различных культурах. Взаимосвязь между религиями Писания и языками.
- Тема 7. Идентичность.Идентичность и механизмы еѐ формирования. Этничность, связь языка и этничности.
- Тема 8. Этнография коммуникации.Межличностная и межкультурная коммуникация. Подходы лингвистической антропологии к описанию коммуникации и их отличия от теории дискурса и теории перевода.
- Тема 9. Гендер и язык. Язык и власть.Взаимосвязь между гендером и языком. Лингвоантропологические подходы в противопоставлении социолингвистическим.Влияние политики и социального устройства общества на язык и обратно. Язык пропаганды. Тоталитарный дискурс. Правка языка и политкорректность.
- Тема 10. Методы полевых исследований.Лингвистическая антропология и социолингвистика Особенности полевых исследований в лингвистической антропологии. Практика и разбор кейсов.Общее и различное у лингвистической антропологии и социолингвистики.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Работа на семинарах + 0.6 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Перехвальская Е. В. - ЭТНОЛИНГВИСТИКА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-02616-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etnolingvistika-433205
Рекомендуемая дополнительная литература
- Санникова И.И. - Этнолингвистика - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 109с. - ISBN: 978-5-9765-2487-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72688