• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Язык геэз

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Эфиопия и арабский мир)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Булах Мария Степановна
Язык: русский
Кредиты: 13
Контактные часы: 260

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Иностранный язык (язык геэз)» рассчитана на студентов 1-го курса. Язык геэз (староэфиопский) - древнейший письменный язык Эфиопии, который на протяжении большей части истории этой страны был единственным письменным ее языком. Основательное изучение геэза является первым шагом в освоении эфиопской филологии. Знание геэза необходимо для изучения не только литературы Эфиопии и ранней христианской литературы в целом, но и истории, теологии и ряда других дисциплин: геэз большая часть источников по этим дисциплинам написана именно на геэзе. Кроме того, знание геэза, одного из наиболее архаичных эфиосемитских языков, является хорошей предпосылкой к изучению современных эфиосемитских языков – тигринья и амхарского языка. В течение первого года изучения языка геэз студенты получат базовые знания по грамматике геэза и приобретут практических навыков по чтению оригинальных текстов, корректному лингвистическому анализу, корректной транслитерации, нормализации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • приобретение базовых знаний по грамматике языка
  • • приобретение навыков чтения и лингвистического анализа несложных нарративных текстов;
  • • формирование у студентов навыков работы со справочными пособиями по языку геэз (лингвистическими описаниями, словарями, пособиями по традиционному чтению, интернет-ресурсами)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Учащиеся получают общие сведения по языку геэз Учащиеся осваивают геэзский силлабарий, транскрибируют формы, записанные эфиопским письмом, правильно читают формы, записанные эфиопским письмом, правильно записывают эфиопскими буквами формы, данные в транскрипции.
  • Учащиеся распознают и анализируют показатели словоизменительных именных категорий в геэзе, правильно образовывают соответствующие формы.
  • Учащиеся распознают и анализируют показатели лица, числа, рода глаголов в перфекте, правильно строят глагольные предложения, содержащие основной глагол в форме имперфекта
  • Учащиеся правильно спрягают в перфекте глаголы со срединным гуттуральным и глаголов с последним гуттуральным, правильно анализируют формы ломаного множественного числа
  • Учащиеся используют личные местоимения, строят именные предложения, используя местоимения-связки.
  • Учащие анализируют и строят именные формы с генитивными местоименными суффиксами. Учащиеся анализируют и строят перифрастические обороты с предлогом la- и генитивными местоименными суффиксами.
  • Учащиеся анализируют и строят условные предложения. Учащиеся спрягают в юссиве правильные глаголы и глаголы со вторым и с третьим гуттуральным.
  • Учащиеся строят словосочетания с количественными числительными. Учащиеся строят конструкции для обозначения времени и дат.
  • Учащиеся строят глагольные формы разных пород. Учащиеся правильно спрягают глаголы производных пород. Учащиеся анализируют глаголы производных пород с точки зрения морфологии и семантики
  • Учащиеся строят относительные предложения. Учащиеся правильно используют местоимения ближнего и дальнего дейксиса.
  • Учащиеся правильно спрягают глаголы основной и производных пород в форме конверба (герундия). Учащиеся анализируют и переводят предложения с конвербиальным оборотом. Учащиеся правильно строят предложения с конвербиальным оборотом.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Система согласных и гласных.
    Общие сведения (периодизация, классификация, типологические черты). Эфиопский силлабарий. Фонологическая система согласных языка геэз. Фонологическая система гласных языка геэз.
  • Тема 2. Словоизменение имени.
    Словоизменительные категории имени (число, падеж, статус). Практикум. Чтение текстов на языке геэз.
  • Тема 3. Словоизменение глагола. Перфект.
    Словоизменительные категории глагола (видо-временные категории, лицо, число, род). Практикум. Чтение текстов на языке геэз.
  • Тема 4. Согласовательные категории существительных: род. Ломаное множественное число. Особенности глаголов со срединным и последним гуттуральным. Спряжение в перфекте глаголов с последним гуттуральным.
    Род существительных как словоклассифицирующая категория. Ломаное множественное число как особый способ образования множественного числа. Особенности глаголов со срединным гуттуральным: спряжение в перфекте. Спряжение в перфекте глаголов с последним гуттуральным. Практикум. Чтение текстов на языке геэз.
  • Тема 5. Словоизменение глагола. Имперфект.
    Имперфект: функция и парадигма. Особенности спряжения в имперфекте глаголов с первым и со вторым гуттуральным. Практикум. Чтение текстов на языке геэз.
  • Тема 6. Личные местоимения. Местоимения-связки.
    Личные местоимения в геэзе. Образование и функция местоимений-связок. Практикум. Чтение текстов на языке геэз.
  • Тема 7. Генитивные местоименные суффиксы. Перифраз синтетической генитивной конструкции. Глагольное отрицание.
    Генитивные местоименные суффиксы: формы, способы присоединения к именной основе, функции. Перифраз синтетической генитивной конструкции. Глагольное отрицание. Практикум. Чтение текстов на языке геэз.
  • Тема 8. Словоизменение глагола. Юссив.
    Юссив: функция и парадигма. Особенности спряжения в юссиве глаголов со вторым и с третьим гуттуральным. Практикум. Чтение текстов на языке геэз.
  • Тема 9. Количественные и порядковые числительные.
    Образование количественных и порядковых числительных. Конструкции для обозначения времени и дат. Практикум. Чтение текстов на языке геэз.
  • Тема 10. Система пород.
    Система глагольных пород. Породы в языке геэз, их функции и формы. Практикум. Чтение текстов на языке геэз.
  • Тема 11. Относительные местоимения. Указательные местоимения ближнего и дальнего дейксиса.
    Форма и функции относительных местоимений. Формы и функции указательных местоимений ближнего и дальнего дейксиса. Практикум. Чтение текстов на языке геэз.
  • Тема 12. Конверб (герундий).
    Понятие конверба. Формы и функции конверба. Практикум. Чтение текстов на языке геэз.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещаемость
  • неблокирующий письменные домашние работы
  • неблокирующий лексические диктанты
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * контрольная работа + 0.1 * лексические диктанты + 0.2 * письменные домашние работы + 0.1 * посещаемость + 0.2 * экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * контрольная работа + 0.1 * лексические диктанты + 0.2 * письменные домашние работы + 0.1 * посещаемость + 0.2 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Weninger, S., Watson, J. C. E., Streck, M. P., & Khan, G. (2011). The Semitic Languages : An International Handbook. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=430020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Recensie: W. Leslau, Concise Dictionary of Ge’ez. (1994). Bijdragen, 55, 208.