Бакалавриат
2020/2021
Монгольский язык
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Монголия и Тибет)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
29
Контактные часы:
550
Программа дисциплины
Аннотация
Основная цель дисциплины – подготовка специалистов, владеющих монгольским языком в объеме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, что соответствует «Продвинутому уровню» В1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком. Программа дисциплины нацелена на то, чтобы помочь учащимся сформировать способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка, научить студента свободно владеть устной и письменной монгольской речью в пределах изученной общеразговорной, общелитературной, научной, страноведческой, общественно-политической и экономической лексики, ознакомить студента с особенностями функциональных разновидностей монгольского литературного языка, т.е. особенностями устной и письменной речи, развивать профессиональные навыки перевода с монгольского языка на русский и с русского на монгольский, активно овладеть значительным словарным запасом лексических и фразеологических единиц, используя их в беседе на пройденные темы.
Цель освоения дисциплины
- Изучение основных правил и особенностей фонетики, морфонологии, морфологии и синтаксиса монгольского языка на материале упражнений и учебных текстов, в том числе оригинальных
- Знание лексики и фразеологии в объеме от 1000 единиц (1-2 модуль) до 2-2,5 тысяч единиц (3-4 модуль)
- Использование монгольского языка как средство общения в быту и профессиональной сфере
- Формирование у студентов специфических знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми текстами, написанными на монгольском языке
Планируемые результаты обучения
- Обучающийся должен ориентироваться в письменностях монгольского языка
- Обучающийся должен понимать место монгольского языка на типологической карте языков мира по некоторым базовым параметрам (шкала агглютинации/порядок слов и т.п.). Уметь грамотно про это говорить
- Обучающийся должен знать классификацию гласных и согласных, законы сингармонизма
- Обучающийся должен уметь правильно произносить все звуки монгольского языка
- Обучающийся должен уметь правильно читать по-монгольски с нужной интонацией
- Обучающийся должен освоить способы выражения приветствия в монгольском языке: уважительное обращение, обращение к равному по статусу и возрасту, приветствия в различное время суток и разное время года
- Обучающийся должен научиться строить простые общие, альтернативные и специальные вопросы
- Обучающийся должен владеть лексикой указанной тематики
- Обучающийся должен уметь образовывать родительный падеж для основ разных типов
- Обучающийся должен понимать принципов деления частей речи в монгольском языке
- Обучающийся должен уметь правильно образовывать формы настояще-будущего времени с учетом сингармонизма
- Обучающийся должен уметь грамотно описывать пространственные отношения с помощью послелогов и имен в дательно-местном падеже
- Обучающийся должен свободно читать и порождать даты на монгольском языке
- Обучающийся должен понимать правил построения и употребления притяжательных конструкций
- Обучающийся должен понимать, в каких контекстах надо использовать показатели множественного числа и винительного падежа, а в каких это запрещено или необязательно
- Обучающийся должен уметь правильно образовывать падежные формы от основ разных типов
- Обучающийся должен правильно употреблять долженствовательные конструкции и простые формы императива
- Обучающийся должен уметь выбирать правильный регистр повелительно-желательных форм при обращении к людям разного возраста и положения
- Обучающийся должен знать супплетивные форм склонения и уметь правильно их построить
- Обучающийся должен уметь правильно употреблять залоговые и каузативные формы
- Обучающийся должен понимать различия между отдельными видами деепричастий
- Обучающийся должен понимать контекст употреблений хабитуального причастия и причастия прошедшего времени
- Обучающийся должен уметь грамотно применять причинные конструкции в своей речи
- Обучающийся должен понимать различия и контекст употреблений форм прошедшего времени
- Обучающийся должен грамотно употреблять фокусные частицы
- Обучающийся должен владеть лексикой указанной тематики, в частности, названиями блюд монгольской национальной кухни
- Обучающийся должен правильно употреблять модальные конструкции
- Обучающийся должен уметь узнавать в тексте и употреблять в речи аспектуальные формы
Содержание учебной дисциплины
- География МонголииЛексическая тема: «География Монголии». Грамматические темы: • Исходный, орудный и направительный падежи. • Сравнительная конструкция
- Введение• Базовые сведения о монгольском языке, о его месте в монгольской и алтайской языковой семье, этапах его развития. • Общая типологическая характеристика монгольского языка. • История письменностей монгольских языков.
- Вы оказались впервые на улицах Улан-БатораЛексическая тема: «Вы оказались впервые на улицах Улан-Батора». Грамматические темы: • Формы императива • Отрицание при императиве. • Глагольное отрицание • Формы повелительно-желательного наклонения.
- Вводный фонетический курсФонетика и фонология • Связь графики и фонетики в кириллической письменности монгольского языка. • Классификация консонантизма и вокализма. • Законы сингармонизма: ATR / RTR vs. губная гармония. • Процессы ассимиляции и диссимиляции • Редупликация • Редукция гласных непервых слогов. • Просодия слова, словосочетания и предложения
- История МонголииЛексическая тема: «История Монголии». Грамматические темы: • система прошедших времен. • Прошедшее время на –лаа и на -в • Прошедшее время на -жээ. Эвиденциальные, миративные и временные значения этой формы
- Приветствие и знакомствоЛексическая тема: «Приветствие и знакомство». Грамматические темы: • Построение повествовательного и вопросительного предложения. • Общий, специальный и альтернативный вопрос. • Вопросительные частицы.
- ПогодаЛексическая тема: «Погода». Грамматические темы: • Именное и предикативное отрицание. • Основной и родительный падежи. • Части речи. • Понятие послелога Способы построения отрицания в монгольском языке. Отличия частеречного деления в монгольском языке от аналогичных классификаций в индоевропейских языках. Типы склонения. Основной и родительный падежи Примеры послелогов, управляющих родительным падежом
- НаадамЛексическая тема: «Наадам». Грамматические темы: • Залог и актантная деривация. -различия между залогом и актантной деривацией -каузатив, пассив, социатив и реципрок
- Рассказ про себяЛексическая тема: «Рассказ про себя». Грамматические темы: • Финитная форма и причастие настояще-будущего времени
- В юрте. Стороны светаЛексическая тема: ««В юрте. Стороны света». Грамматические темы: • Дательно-местный падеж. • Конструкции, обозначающие наличие/отсутствие и местонахождение объектов • способы выражения пространственных отношений.
- ВремяЛексическая тема: «Время». Грамматические темы: • числительные: количественные, порядковые и разделительные • причастие прошедшего времени В рамках темы будут изучены дни недели, способы относительного обозначения времени (завтра, вчера и т.п.), времена года, принципы обозначения дат и времени суток; числительные от 1 до 1000000.
- Моя семьяЛексическая тема: «Моя семья». Грамматические темы: • выражение притяжательности в монгольском языке, • личная и безличная притяжательность. • притяжательное склонение. • рефлексивное местоимение • Конструкции обладания.
- Моя квартираЛексическая тема: «Моя квартира». Грамматические темы: • Винительный падеж. • Образование множественного числа Падежное оформление прямого дополнения. Факторы, влияющие на постановку показателя винительного падежа. Иерархия одушевленности и определенность/неопределенность. Необязательность выражения числа в монгольском языке
- Мой другЛексическая тема: «Мой друг». Грамматические темы: • совместный падеж и предельный падеж, • околопадежные формы (над дээр, -гүй) • Показатель неполноты признака прилагательных. • Конструкции с хэрэгтэй и ёстой. –лгүй яахав. • Повелительное наклонение 2-го лица.
- Части телаЛексическая тема: «Части тела». Грамматические темы: • склонение личных местоимений. • склонение указательных местоимений. • местоглаголия
- Мой деньЛексическая тема: «Мой день». Грамматические темы: • система деепричастий • соединительное и разделительное деепричастие • продолженное действие. Конструкции с деепричастиями. • слитное деепричастие в сопоставлении с соединительным и разделительным
- Животный мир МонголииЛексическая тема: «Животный мир Монголии». Грамматические темы: • система причастий • хабитуальное причастие • причастие прошедшего времени
- ХоббиЛексическая тема: «Хобби». Грамматические темы: • склонение причастий. • конструкции с причастием в дательно-местном падеже и орудном падеже • причинные конструкции. тийм учраас и яагаад гэвэл
- Планы на каникулыЛексическая тема: «Планы на каникулы». Грамматические темы: • уступительное и условное деепричастия. • фокусные частицы л и ч
- В ресторанеЛексическая тема: «В ресторане». Грамматические темы: • предельное, предварительное, сопутствующее деепричастие, прочие деепричастия
- Если бы я был(а) президентомЛексическая тема: «Если бы я был(а) президентом». Грамматические темы: • Модальные формы. Нереальное условие.
- Любимые музыкантыЛексическая тема: «Любимые музыканты». Грамматические темы: • Аспектуальные формы. (-чих-, -зана-, -схий-)
Элементы контроля
- Самостоятельная работа
- Аудиторная работа
- ЭкзаменСтуденту может быть выставлена высшая оценка автоматически при условии выполнения всех письменных домашних заданий, активной работы в аудитории и написания всех письменных контрольных работ не ниже 9 баллов.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Jan-Olof Svantesson, Anna Tsendina, Anastasia Karlsson, & Vivan Franzen. (2005). The Phonology of Mongolian. OUP Oxford.
- Janhunen, J. A. (2012). Mongolian. John Benjamins Publishing Company.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Juha Janhunen. (2003). The Mongolic Languages. Routledge.