Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Русский язык 19 века: родной или неизвестный?"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает медленное лингвистическое чтение фрагментов классических текстов русской литературы, определение расхождений нормы того времени и современной нормы, а также лингвистическую интерпретацию таких расхождений.
Цель освоения дисциплины
- становление навыка исследовательской деятельности
- формирование рефлексии, направленной на внимание к стилистическим нормам разных уровней, владению разными регистрами речи, анализу текстов разных эпох
- формирование стратегий анализа текста художественного произведения
- становление навыка комментирования
- освоение приемов составления эффективных научных презентаций
- освоение навыка работы с электронными базами данных
- формирование навыка составления учебных пособий
Планируемые результаты обучения
- знать принципы анализа диахронических языковых изменений
- знать принципы составления исторического комментария
- знать стратегии составления лингвистического комментария
- уметь пользоваться лингвистическими корпусами
- уметь понимать разметку лингвистических корпусов
- уметь систематизировать различия между нормами разных эпох
- владеть терминологией, позволяющей составлять лингвистический и исторический комментарий
- владеть навыками медленного чтения художественного призведения
- владеть нормами составления учебных материалов
Содержание учебной дисциплины
- Корпус исторических изменений русского языка (ХIХ век vs ХХI век)Понимаем ли мы язык русской классики? Как определить, существует ли дистанция между языком ХIХ века и языком наших дней? Что такое лингвистический корпус и как он устроен. Для чего нужен корпус исторических изменений ХIХ века? Почему материалом для корпуса стал текст «Героя нашего времени» Лермонтова. Как работает корпус. Типы комментариев. Историзмы и лингвистический комментарий. Исторические изменения в словообразовании. Приставочные конструкции: изменение семантики; изменение лексической сочетаемости. Исторические изменения в конструкциях. Изменение частотности. Изменение сочетаемости конструкции. Изменение значения. Изменение состава конструкции. Изменение значения формулы. Изменение глагольного управления. Замена предлога. Исторические изменения в лексике. Развитие метафорических значений. Изменение исходной семантики в разных частях речи. Исторические изменения в синтаксисе. Проблема «авторского стиля». Уникальность стиля Лермонтова. Языковое новаторство Лермонтова. Кальки.
- Создание учебных заданий на материале данных об исторических изменениях русского языкаКаким образом говорить о русской классике в школе. Литературный канон: за и против. Классика как источник удовольствия. Классика как объект анализа. Классика как инструмент демонстрации «больших идей». Проблема «приближения классики». Экранизации романа М.Лермонтова. Стратегии сценаристов. «Столкновение» языковых единиц разных эпох в рамках одного художественного текста: «приём» и «ошибка». Школьный комментарий как жанр. Комментарии к текстам ХIХ века. Материал для комментирования. Электронные ресурсы на материале русской классики. НКРЯ и конкордансы как инструменты анализа классики в школе. Типы заданий на материале классических произведений.
Элементы контроля
- Домашние заданияПересдача домашнего задания происходит в десятидневный срок. На пересдачу принимается домашнее задание, исправленное в соответствии с комментариями преподавателя.
- Опрос
- ПроектПересдача проекта происходит в срок, установленный учебным офисом. На пересдачу принимается проект, исправленный в соответствии с комментариями преподавателя.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Домашние задания + 0.1 * Опрос + 0.5 * Проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Колесов В.В. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 298с. - ISBN: 978-5-534-03662-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-yazyka-v-2-ch-chast-2-421478
Рекомендуемая дополнительная литература
- Савельева Л. В. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: ОСНОВЫ ПАЛЕОРУСИСТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-08435-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-yazyka-osnovy-paleorusistiki-425013