Бакалавриат
2020/2021
Введение в классическую филологию и византинистику
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
132
Программа дисциплины
Аннотация
Предметом курса является базовые сведения о науке о классической древности, ее предмете, источниках, методах и составляющих областей знания. Цель курса — дать студентам начальное представление как о классической древности, так и о том, какие способами доступна информация о ней, о том, какими способами она исследуется, как эти способы исторически формировались и в какое множествуо связанных друг с другом дисциплин вылились. Отдельной составляющей курса является демонстрация различных современных подходов к античному материалу, в том числе и основанных на передовых информационных технологиях. Курс тесно взаимосвязан с последующими курсами по античной истории и литературе, с изучением классических языков, и является основой практически для всех дальнейших профессиональных курсов классико-филологического цикла. Особое внимание уделяется таким областям античной культуры, которые не охвачены дальнейшими курсами (например, история античной науки и ее основные памятники).
Цель освоения дисциплины
- дать представление о предмете классической филологии и основных этапах ее развития с момента ее возникновения в самой античности;
- определить место классической филологии в ряду смежных гуманитарных дисциплин;
- показать ее лингвистические, источниковедческие, теоретико- и историко-литературные составляющие;
- описать множество различных подлежащих исследованию филолога-классика памятников и наметить основные принципы и возможности их анализа;
- познакомить студентов с основными словарями. справочными источниками и базами данных по специальности, показать первичные навыки профессионального поиска.
- усвоение студентами знаний о специфике византийской культуры (в соотнесении с античной, средневековой западноевропейской и древнерусской) и изучающей ее дисциплины — византиноведения.
Планируемые результаты обучения
- уметь перечислять основные даты, названия, имена, термины в области классической филологии;
- в общих чертах ориентироваться в предметной области и методологии классической филологии
- описывать периодизацию истории Древней Греции, Рима и Византии;
- называть основные вехи истории изучения античного мира Византии;
- анализировать круг проблем, стоящих перед византиноведением на актуальном этапе развития научной дисциплины.
- уметь разносторонне представлять филологические памятники различных категорий (тексты древних авторов в рукописной и эдиционной традиции, фрагменты, эпиграфические, лингвистические материалы и пр.) и понимать типичные филологические проблемы, с ними связанные;
- уметь устно и письменно излагать базовые филологические знания и, опираясь на них, излагать собственное мнение и вести дискуссию о профессиональных проблемах.
- уметь самостоятельно анализировать фрагменты памятников византийской литературы (в переводе);
- использовать в научно-исследовательской деятельности знания, полученные в ходе освоения дисциплины;
- уметь оценивать актуальность стоящих перед византиноведением научных проблем;
- владеть навыками работы с профессиональными византиноведческими ресурсами и базами данных;
- владеть навыками чтения научной византиноведческой литературы на русском и английском языках;
- владеть методами анализа памятников средневековой словесности.
- Иметь представление об основным особенностях Византийской архитектуры.
- Ориентироваться в особенностях повседневной культуры Византии: быт, социальные нормы, устройство города.
- Иметь представление о различных археологических источниках периода и о том, какого рода информацию о периоде они предоставляют исследователям.
- Ориентироваться в общих тенденциях отношений Византии с соседними народами и государствами.
- Понимать основные культурные коннотации термина "Византия" вне конкретного исторического периода.
- описывать историю и нынешнее состояние науки о Византии.
Содержание учебной дисциплины
- Часть 1. Введение в классическую филологию. Раздел 1. Предмет классической филологииПонятие «классического языка». Классические языки Европы, их возникновение и развитие. Двуязычие Рима времен «золотой латыни» и его реставрация гуманистами как образовательного принципа. Классическая филология и лингвистика: место греческого и латинского языков в индоевропейской семье. Две диалектных системы греческого языка: исторические и литературные диалекты. Открытие микенского диалекта и микенология. Латынь и италийские языки. Латынь и романское языкознание. История отношений древнегреческого и латинского языков друг с другом. Знание греческого в Риме и знание латыни в восточной половине Империи. Становление принципа «аттицизма» в греческом образовании. Traditio (способы передачи) классической словесности. Классическая филология и фольклористика: устное происхождение гомеровского эпоса и вопрос о его записи. Рукописная традиция: классическая филология и палеография. Способы письма в древности и в Средние века. Рукописная книга. Классическая словесность и изобретение книгопечатания. Место текстологии в классической филологии. Собрания фрагментов классических авторов: их история и методы составления. Папирусные открытия: классическая филология и папирология.
- Раздел 2. Классическая филология и становление европейской системы образования и наукиГомеровский диалект и общеобразовательная школа Древней Греции. Понятие τέχνη γραμματική, ars grammatica. Первые типы высшего образования: философская и риторическая школы. Становление и формирование основных дисциплин гуманитарного цикла: риторики, поэтики и грамматики – и их взаимное соотношение. Аристотель и первый этап формализации гуманитарной науки. Александрийская наука: ее основные составляющие, термины и методы критического исследования. Artes liberales: формирование системы семи «свободных наук», их роль в европейском образовании. Первые европейские университеты. Развитие европейского университета и новых наук в эпоху Ренессанса. Res publica litterarum и латынь как международный язык образования и науки XVII–XVIII вв. Развитие европейской философии и науки в пространстве единого латинского образования. Место латыни в разных науках и становление их собственных формальных языков на ее основе.
- Раздел 3. Основные вехи развития античной культурыРоль греческого эпоса и гомеровских поэм в становлении и функционировании греческой культуры. Содержание гомеровских поэм и традиционные способы их изучения; схолии к Гомеру. Традиционные названия и обозначения песен. Критика Гомера и возникновение философии и науки; «рациональный переворот» VI в. до Р.Х. как рождение европейского рационализма. Пифагорейцы и пифагорейские науки. Античная математика и астрономия; их основные памятники. Античная музыка и ее теория; их основные памятники. Ионийская школа, учение о четырех элементах и естествознание. Античная медицина; этапы ее развития и основные памятники. Философия V в. до Р.Х.: элеаты, атомисты и Анаксагор. Софисты: их роль в становлении наук о языке и системы высшего образования. Риторическая школа; основные памятники античной риторики. Сократ и его ученики: возникновение нравственной филоофии и философских школ как второго типа высшего образования. Платон и Аристотель, Академия и Ликей. Философские школы эпохи эллинизма: стоики, эпикурейцы, скептики. Их место в истории науки. Гегемония стоицизма в первые века нашей эры и ее исчерпание (открытие Галена). Неоплатонизм как последнее синтетическое выражение до-христианского мировоззрения.
- Раздел 4. Основные справочные источники по классической филологии.Основные серии изданий античных текстов, их традиция и общая характеристика: Oxford Classical Texts, Loeb Classical Library, Bibliotheca Teubneriana, Les Belles Lettres, Fondazione Lorenzo Valla. Правила цитирования классических авторов; происхождение принятой пагинации и деления на параграфы. Основные словари древних языков: греческо-латинские и латинско-латинские словари, основные западноевропейские и русские словари классических языков (их цели, принципы и классификация). Энциклопедические словари классической древности: энциклопедия Паули-Виссова, словарь Ф. Любкера, Oxford Classical Dictionary. Происхождение и качество антиковедческих статей Википедии, принципы их оценки. Digital humanities и классическая филология. Базы данных античных текстов и цифровые версии словарей. Собрания и базы данных по археологии, искусству, папирологии, эпиграфике. Главные антиковедческие журналы и базы данных журнальных публикаций.
- Честь 2. Византинистика. Тема 1. Что такое Византия?Кто такие ромеи? Рождение имени и символическая фикция. Временные и пространственные границы империи, их условность и обусловленность. Язык и языки Византии. Почему не было одной культуры у ромеев? В чем единство византийской культуры?
- Тема 2. Политическая культура Византии.Парадокс императорской власти: божественность и уничижение. Наследственность и выборность верховной власти. Боговенчанные узурпаторы. Что такое багрянородность? Бессилие и значимость синклита. Провинции, фемы, катепанаты. Стратиги, судьи, архонты. Иерархия и неструктурированность власти в Византии. Чиновничество как бич и как благословение Византии. Народ и власть.
- Тема 3. Религиозная культура Византии.Вероучение в неизменности и в развитии. Ортодоксия и ересь. Церковь как институт и как инстанция. Сила и бессилие патриарха. Клир, монахи и миряне. Кто таков византийский святой? Терпимость и фанатизм. Поп и приход: было бы в Византии религиозное дисциплинирование? Православие в культурно-исторической перспективе.
- Тема 4. Городская жизнь Византии.Константинополь – уникальный феномен средневековой истории. Развитие, кризис и возрождение урбанизма в Империи. Особенности городской жизни в разные периоды. Строительство, социальные службы, оборона. Хлеб и зрелища.
- Тема 5. Социальная культура Византии.Делились ли ромеи на классы и сословия? Вертикальная мобильность и застывание. Было ли в Византии понятие общества? Кто такие динаты? Почему в Византии было много евнухов? Византийская благотворительность.
- Тема 6. Экономическая культура Византии.Роль государства в экономике: благословение или проклятие? Было ли у императора право собственности на все земли империи? Был ли в Византии феодализм? Взлет и падение ремесел. Крестьянское землевладение: свобода и зависимость. Что такое прония? Роль денег и ростовщичество.
- Тема 7. Византийская литература. 1. Историография ранневизантийского времени.Выживание классического историописания: языческая оппозиция, безыдейная стилизация, христианизация историцизма Зарождение новых исторических жанров: церковная история. Хроника как принципиально новый жанр исторической литературы.
- Тема 8. Византийская литература 2. Историография средней и поздней Византии.Пророчество как вид истории. Житие как вид истории. Памфлет как вид истории. Соединение истории и мемуаров. Вершины византийской литературы: Михаил Пселл, Никита Хониат.
- Тема 9. Византийская литература 3. Судьбы поэзии.Фонетические изменения греческого языка и кризис античных поэтических размеров. Какие языческие метры выжили и почему? Зарождение литургической поэзии и ее новые принципы. Силлабо-тоника и кондак. Появление нового, чисто византийского поэтического размера, «политического стиха» и сфера его функционирования.
- Тема 10. Византийская литература 4. Старые и новые прозаические жанры.Агиография как массовая беллетристика и ее подвиды: мученичества, чудеса, жития, душеполезные истории. Богословие как литература. Византийская риторика, церковная и светская. Эпистолография. Гибель и возрождение византийского любовного романа. Византийская сатира.
- Тема 11. Византийское искусство.1 Тысяча лет переосмысления античности. Что такое икона? Развитие и неизменность византийской живописи. Мозаика, фреска, миниатюра. Македонский, Комниновский и Палеологовский Ренессансы.
- Тема 12. Византийское искусство.2. Византийская архитектура. Эволюция строительной техники от античности к средневековью. Базилика и крестово-купольное здание. Купола и полукупола. Камень и кирпич.. Церковное и светское строительство. Св.София, ее реплики и ее уникальность.
- Тема13. Культура повседневности в Византии.Что ели ромеи? Как одевались ромеи? Где жили ромеи? Сексуальная культура Византии: половые нормы, семья и брак, развод и измена. Быть ребенком в Византии. Зачем ромею борода? Праздники и будни, игры и развлечения. Ипподром: его величие и упадок. Византийцы воюют.
- Тема 14. Что мы знаем о Византии благодаря археологии?Покинутые и живые города. Сельская Византия. Кладбища и кораблекрушения. Новейшие методы в археологии. ДНК, донные отложения, структура металлов, состав стекла, происхождение слоновой кости.
- Тема 15. Византия и окружающий мир.Греки и варвары. Византия и Запад. Византия и Восток: арабы, тюрки. Империя и кочевой мир. Империя и викинги. Царьград и славяне. Роль Византии в становлении Руси. «Суть бо греки льствы и до сего дни»: византийская дипломатия и византийское «коварство».
- Тема 16. Византия после Византии.Образ Константинополя среди европейцев в 16-19 вв. Образ Византии в эпоху Ренессанса, Просвещения, романтизма. «Византинизм», «византизм», «византийщина». Метаморфозы Византии в 20 веке. Роль Византии в русской общественной мысли 18–21 веков: принижение и идеализация. Византия сегодня. Византия вокруг нас, Византия в нас. Что осталось от Византии в искусстве, культуре, мировоззрении, религии современного мира.
- Тема 17. Развитие науки о Византии.Византинистика как незаконная дочь классической филологии. Зарождение византинистики как научной и учебной дисциплины. Исторические особенности немецкого, французского, русского, греческого византиноведения. Кафедры византинистики в сегодняшнем мире. Византиноведческие журналы.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Коллоквиум + 0.25 * Семинарское занятие + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Занимательная Греция : рассказы о древнегреческой культуре, Гаспаров, М. Л., 2002
- Пайдейя: воспитание античного грека. Т.1: ., Йегер, В., 2001
- Пайдейя: воспитание античного грека. Т.2: (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем), Йегер, В., 1997
Рекомендуемая дополнительная литература
- Искусство Византии, Райс, Д. Т., 2002