• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Академическое письмо (на русском языке)

Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Академическое письмо» относится к базовой части профессионального цикла подготовки студентов-бакалавров по программе «Филология». Она представляет собой обучение практическим навыкам, необходимым для того, чтобы читать и понимать научные тексты, писать научные тексты и говорить о научных текстах. . Дисциплина посвящена формированию у студентов навыков написания академических текстов, таких как реферат, эссе, аннотации, обзор литературы и пр., навыков создания и редактирования докладов и презентаций и навыков корректного составления библиографического описания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Укрепление и углубление у студентов полученных в школе знаний в области создания текстов академического характера.
  • Формирование у студентов-филологов теоретических и практических знаний по основным жанрам академического письма: реферат, аннотация, рецензия, академическое эссе, обзор литературы, тезисы для научной конференции, курсовая работа, научная статья.
  • Формирование у студентов практических навыков написания учебных и исследовательских академических текстов: конспектов, планов-конспектов, рефератов, аннотаций, рецензий, обзоров литературы, тезисов для научной конференции, курсовых работ, научных статей.
  • Формирование у студентов навыков редактирования, создания презентаций и докладов для конференций и научных семинаров.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • имеет общее представление о том, что такое академическое письмо
  • понимает, что такое плагиат, и знает, как избежать его
  • понимает, что такое научная аргументация
  • понимает, что такое конспект, план и план-конспект, и умеет конспектировать
  • владеет навыками реферирования и создания академического реферата
  • понимает, чем научный стиль отличается от других стилей речи
  • умеет находить и исправлять стилистические и речевые ошибки
  • владеет навыками реферирования научного текста
  • владеет навыками составления тезисов и подготовки презентации
  • умеет представлять доклад в устной форме и участвовать в обсуждении чужих докладов
  • владеет навыками составления библиографической записи
  • умеет исправлять ошибки в неверной библиографической записи
  • умеет переводить библиографическую запись из одной системы в другую
  • владеет навыками аннотирования научных статей, докладов, видеолекций
  • владеет навыками составления обоснования к научной (курсовой) работе
  • владеет навыками составления обзора научной литературы по избранной теме
  • владеет разными жанрами академического письма
  • умеет редактировать чужой текст
  • умеет составлять библиографическую запись
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Академическое письмо как практическая дисциплина. Научный язык и научный текст. «Чужое слово» в истории литературы и в работе филолога. Плагиат. Правила научного цитирования. Текст как целое и как структура
    Общая характеристика курса: цели, задачи и проблемы. Место академического письма в ряду других дисциплин. «Чужое слово» как материал литературы; заимствования и подтексты в художественных произведениях. Институт авторства и становление авторского права. «Чужое слово» как материал филологической работы. «Плагиат» как юридическая категория в поле литературы и в системе научного знания. «Оригинальное» и «новое» в научном исследовании и в самостоятельной работе студента. Построение научного текста: логика и система аргументации. Речевые регистры.
  • Конспект, план, план-конспект
    Необходимость конспектирования прочитанной научной литературы в современных условиях, позволяющих регулярно обращаться к источнику. Основные принципы конспектирования: лаконизм, структурирование, цитирование. Типы конспектов в зависимости от цели их создания. Роль конспектирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования.
  • Реферирование и научный реферат
    Реферирование как принцип работы с источниками и чужими научными текстами. Типы рефератов в зависимости от цели реферирования. Выделение основного тезиса научного сочинения, передача авторской логики доказательства. Передача «чужого слова» в реферате: цитирование, изложение, обобщение, контекстуализация. Стилистика научного текста. Механизмы формирования убедительной авторской позиции. Логика и аргументация. Речевые клише научного стиля.
  • Стилистика текста. Основные типы стилистических и речевых ошибок
    Научный стиль и другие стили речи. Стилистические ошибки в академических текстах. Речевые ошибки. Принципы редактирования и авторедактирования.
  • Научный доклад как жанр. Реферативный доклад и его особенности. Тезисы доклада. Основные принципы устного выступления
    Доклад как устный жанр. Доклад и реферат: сходства и отличия. Реферативный доклад: установка, задачи, структура. Презентация доклада: визуальные средства (PowerPoint) и текст. Тезисы доклада: история жанра и его особенности. Научная конференция как тип исследовательской коммуникации. Основные приемы устного выступления. Способы презентации материала в устном докладе. Правила научной полемики.
  • Принципы библиографического описания. Оформление библиографии и ссылок. Российские и международные библиографические стандарты. Научные библиотеки и электронные базы данных
    Основные принципы библиографирования. Полное библиографическое описание по ГОСТ и в современной издательской практике. Библиографические сноски в научных сочинениях. Правила библиографирования электронных документов. Особенности российских и международных библиографических стандартов и их взаимная переводимость. Электронные ресурсы и базы данных: принципы работы. Библиографический поиск.
  • Аннотация как жанр академического письма
    Сведения о научном тексте, включаемые в аннотацию. Роль аннотирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования. Разные типы аннотаций. Принципы составления аннотаций. Структура текста. Принципы подбора ключевых слов для аннотаций.
  • Обоснование темы исследования / курсовой работы. Project proposal. Введение к научной работе
    Цели, задачи, материал, хронологические рамки исследования. Новизна и актуальность научной проблематики. Необходимость учета научной литературы по теме. Структура введения в научной статье и курсовой работе.
  • Обзор научной литературы по теме
    Обзор предшествующих исследований как необходимый элемент научной работы. Типы обзоров и способы структурирования материала: хронологический, проблемный, комбинирование способов. Обзор как синтетический жанр, выявление элементов реферата, аннотации и рецензии в научном обзоре. Информативная и оценочная части обзора: основные принципы.
  • Итоги курса. Повторение. Сопоставительный обзор разных академических жанров
    Академическое письмо и другие типы письма. Особенности разных жанров академического письма и их взаимосвязь. Редактирование смысловое и стилистическое. Основные трудности в составлении библиографического описания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат статьи
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Аннотация научной статьи
  • неблокирующий Обоснование темы курсовой работы
  • неблокирующий Рецензия на статью / книгу по теме курсовой работы
  • неблокирующий Обзор научной литературы по избранной теме
  • неблокирующий Библиографическая блиц-работа
  • неблокирующий Итоговая контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Аннотация научной статьи + 0.1 * Библиографическая блиц-работа + 0.1 * Доклад + 0.2 * Итоговая контрольная работа + 0.15 * Обзор научной литературы по избранной теме + 0.15 * Обоснование темы курсовой работы + 0.1 * Реферат статьи + 0.1 * Рецензия на статью / книгу по теме курсовой работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762