• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

История ислама и христиано-мусульманских отношений

Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана дать слушателям, не имеющим специального востоковедного образования, начальные знания о предметном содержании ислама как религии, о его специфических вероучительных и культовых чертах, особенностях его исторического развития и современном состоянии. А также ввести слушателей в круг проблематики исламоведения ― науки изучающей ислам, познакомить с ее исследовательскими подходами и методами. Теоретическая задача курса ― познакомить студентов с мусульманской богословской проблематикой, представить ислам прежде всего в парадигме дихотомии его родственности и чужеродности иудаизму и христианству. Практическая задача курса состоит в том, чтобы научить студентов грамотно пользоваться справочной литературой по исламу, доступными в переводах на русский и европейские языки источниками, уметь компетентно ориентироваться в исламоведческой литературе. Аксиологическая задача курса заключается в ориентации студентов на понимание верующего иначе и желание найти с ним общий язык. В основу изложения лекционного материала положен проблемно-аналитический принцип, позволяющий увидеть ислам в единстве его духовного содержания при всем многообразии его культурно-исторических проявлений. Специфика данного курса определяется также его компаративистским характером: анализ своеобразия предметного содержания ислама подкрепляется постоянным соотнесением с реалиями и концептами иудаизма и христианства. Вторая часть курса – христиано-мусульманский диалог – охватывает проблематику отношений адептов двух религий на протяжении 14 веков в четырех основных «контактных» зонах: на Ближнем Востоке, в Византии, Западной Европе и России. Также даются начальные представления о новой, возникшей лишь во 2−й половине XX столетия, дисциплине «богословии диалога», о ее становлении, ее основных направлениях, задачах и целях. Особое внимание уделяется представлениям мусульман и христиан друг о друге: как люди судят друг о друге и видят друг друга, когда они принадлежат разным религиям; каким образом традиционные, устоявшиеся модели и парадигмы представлений о другом уступают место новым, предполагающим прямое взаимодействие и общение.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание предметного содержании ислама как религии (священных текстов, основ вероучения, культа, права), многообразия форм ислама в его историческом развитии и современном состоянии
  • Знание специфики истории ислама в России и его современного состояния
  • Знание проблематики исламоведения (науки изучающей ислам), его исследовательских подходов и методов
  • Знакомство с проблематикой христиано-мусульманских отношений; как они складывались и развивались в ходе истории на протяжении 14 веков в четырех основных «контактных» зонах: на Ближнем Востоке, в Византии, Западной Европе и особенно в России
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты должны получить знания об исламе как религии, исламоведении как науке его изучающей, об истории христиано-мусульманских отношений и их современном состоянии
  • Студенты должны с позиций современного религиоведения понимать многообразие форм и неоднозначность христиано-мусульманских отношений, их зависимость от исторических, социальных и политических условий, связывать с конкретной культурной средой, в которой они развивались и развиваются
  • Студенты должны анализировать степень реальности и эффективности христиано-мусульманского диалога в том или ином регионе и, особенно, в России; различать ложные (конъюнктурные) и подлинные формы диалога
  • Студенты должны владеть основными религиоведческими навыками, позволяющими адекватно интерпретировать многообразие форм христиано-мусульманских отношений; навыками адекватной оценки многочисленной и крайне противоречивой литературы, посвященной межрелигиозным отношениям и диалогу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция
    Ислам как авраамическая религия. Образы ислама в европейском массовом сознании. Исторические стереотипы. Политизированное восприятие: ислам и исламизм. Дихотомия родственности и чужеродности. Ислам как богословская проблема для христиан. Основные характеристики ислама: религия мировая, теистическая, авраамическая, богооткровенная. Тотальный характер ислама: единство религии, культуры, социально-политической организации, образа жизни. Ислам как эгалитарная светская теократия.
  • Коран
    Коран в представлениях мусульман (понимание откровения в исламе). Структура, композиция и хронология Корана. Язык Корана. Этапы письменной фиксации Корана. Краткая характеристика содержания сур поэтического, рахманского, пророческого и мединского периодов. Флюгелевское издание Корана. Каирское издание.
  • Мухаммад и Сунна
    Мухаммад. В представлениях мусульман: пророк, Божий посланник, основатель мусульманской общины. Мусульманские источники о жизни и деяниях Мухаммада: Коран, хадисы, сира (жизнеописания). Мухаммад в Мекке. Начало религиозной проповеди, ее развитие и тематика. Хиджра. Мухаммад в Медине. Не только проповедник, но и глава общины, вождь, полководец, верховный судья, законодатель. Взятие Мекки и “исламизация” Каабы. Пророческое движение в Аравии VII в. и причины победы Мухаммада. Мухаммад в Коране. Культ Мухаммада в народном исламе. “Свет Мухаммадов” в шиизме и суфизме. Сунна. Священное предание мусульман. Сунна совокупность деяний и высказываний Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина. Сунна как второй источник исламского вероучения. Сунна как организующее начало мусульманской общины. Структура и содержание сунны. Хадисы ― конкретные предания о словах и поступках Мухаммада как эффективное средство освоения инокультурного материала. Способы и методы верификации хадисов в исламе. Авторитетные сборники хадисов: ал-Бухари и Муслим. Ахбар ― сборники шиитских хадисов.
  • Мусульманское право
    Фикх: исламская юриспруденция и (первоначально) богословие. Шариат как универсальная нормативно-догматическая система, регламентирующая религиозную догматику, нормы отношения человека к Богу, этику, социальные отношения. Четыре источника мусульманского права: Коран, сунна, согласное мнение уммы, суждение по аналогии. Мусульманское право: божественное по своей природе, казуальное по своему применению. Пятеричная система классификации человеческих действий. Безусловная взаимозависимость намерения и действия ― одно из важнейших положений мусульманской этики. Четыре авторитетных религиозно-правовых толка в суннизме: ханифиты, маликиты, шафииты, ханбалиты. Джафаритский религиозно-правовой толк в шиизме. Система запретов и правовые возможности их изменений.
  • Культ в исламе
    Пять столпов ислама. Преимущественно ортопраксический характер ислама. Пять столпов ислама. Свидетельство (шахада) ― утверждение веры в единого Бога и пророческую миссию Мухаммада. Ритуальная молитва ― пять раз в день, азан ― призыв на молитву, намерение и омовение перед молитвой, пятничная коллективная молитва, мечеть ее устройство и функции. Очистительная милостыня (zakāt) ― в качестве шариатского термина слово «закят» используется для обозначения бескорыстной передачи бедному мусульманину части денежных средств и имущества более состоятельным человеком, пост, паломничество. Пост в месяц рамадан ― пост вменяется мусульманину как особая заслуга, поскольку в отличие от других актов благочестия искренность и правильность его соблюдения может оценить только Бог. Кааба. Мечеть ее устройство и функции. Большой и малый джихад. Мусульманские обряды и праздники.
  • Мусульманское вероучение. Шесть столпов веры. Бог и человек. Ангелология
    Понятия din (религия), islam (исполнение религиозных предписаний), iman (вера), ihsan (чистосердечие). Tawḥīd — вера в единого (wāḥid) и единственного (aḥad) Бога ― основа исламского вероучения. Учение о Боге, его именах и атрибутах. Бог и человек. Сотворение человека. Кораническое понимание греха Адама. Понятия греха, искупления, прощения и спасения в исламе. Как в иудаизме и христианстве, в исламе ангелы ― бесплотные существа, главное назначение которых ― служить единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему честь, неся Его волю стихиям и людям. Через ангелов персонифицируется слава Божья. Еще одна их важная функция ― посредничество между горним и дольним, между Богом и Его творением. Единственное принципиальное отличие от иудейской и христианской ангеологий ― в исламе нет падших ангелов, в смысле ― ангелов, по своей воле отпавших от Бога. Кто такой Иблис и причины его отпадения.
  • Мусульманское вероучение: Богооткровенные книги, пророки и посланники
    Учение о богооткровенных писаниях: свитки и книги. Тора, Псалтирь, Евангелие, Коран. Понятие taḥrīf (повреждение писаний) в Коране. Учение о пророках и посланниках. Адам, Ной, Авраам, Моисей и Аарон, Иисус. Мария в исламе. Ной в Коране первый, кому велено «быть одним из предавшихся» (10:72). И Мухаммаду Бог велит: «Скажи: «Мне дано повеление быть первым, кто вверил себя Богу; не будьте и вы многобожниками» (Коран 6:14). И на примере народа Ноя показано, что бывает с теми, кто не слушает пророка. Авраам же в Коране прежде всего раскрывает суть мусульманской веры. Опять же напомню ключевой айат: «Не был Авраам ни иудеем, ни христианином, а был единобожником, мусульманином» (Короан3:67). Таким образом, вера Авраама ― вера мусульман, Бог Авраама ― Бог ислама. Моисей в Коране ― предшественник, прототип и провозвестник пророческой миссии Мухаммада. Мухаммад действует так же, как действовал Моисей. Их призвания, их миссии идентичны. Напомню, о Мухаммаде говорится в Коране: «Истинно, Мы послали к вам посланника свидетелем против вас, как посылали посланника к Фараону» (Коран 73:15)
  • Мусульманское вероучение: Эсхатология и учение о предопределении
    Комплекс эсхатологических представлений мусульман включает в себя признаки скорого наступления конца света, воскрешение умерших, Божий суд, воздаяние и наказание, рай и ад. Большинство эсхатологических деталей и реалий содержатся уже в Коране, хотя и в несистематизированном виде. Представления о воскресении, Суде и загробной жизни были дополнены и детализированы Сунной, а несколько позже систематизированы в трудах богословов. Большая и малая эсхатологии в исламе. Эсхатологические мотивы в ритуале паломничества. Эсхатологическая миссия Иисуса: Иисус, Мухаммад и Махди. Влияние иранской и христианской эсхатологий на ислам. Судный день. Ад и рай. Учение о предопределении. Как любой религиозно-законодательный текст Коран многозначен. Некоторые, на первый взгляд, противоречивые положения не следует понимать как непоследовательные, они свидетельствуют о сложности той или иной проблемы. Поэтому нельзя судить о какой-либо сложной теме, ссылаясь на одну или две цитаты из Корана. Например, процитировав: «Так! Аллах творит, что желает» (Коран 3:40). Мы можем сказать, что Бог творит произвол. Подобное утверждение, кстати, есть и в Библии: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс 134:6). Однако в Коране также сказано: «Не ради забавы создали Мы небеса, землю и то, что между ними, Мы создали их ради истины...» (Коран 44:38).
  • Первоначальная мусульманская община, возникновение трех основных направлений в исламе
    Эпоха четырех праведных халифов. Фитна ― великая смута. Возникновение трех основных направлений в исламе: шиизм, хариджизм, суннизм. Их общая характеристика. Политическая подоплека раскола. Теологическое оформление раскола.
  • Шиизм и суфизм, калам и фалсафа
    Культ Али в шиизме. Учение об имаме и культ имамов. Учение о скрытом имаме и его возвращении. Неоднородность шиизма. Имамиты и исмаилиты. “Крайние” шииты: маргинальные течения в шиизме. «Новые религиозные движения» в шиизме: Бабиты, ахмадийа, бахаи. Суфизм. О происхождении термина. Возникновение и формирование. Источники суфизма. Аллегорическое толкование Корана. Терминология суфизма. Умеренные и крайние суфии. Легализация суфизма и систематизация суфийского знания. Учение о мистическом пути (тарика): стоянки (макамат) и состояния (ахвал). Махабба - любовь к Богу. Раби‘а ал-‘Адавийа, ал-Халладж, ал-Газали, Ибн ал-Араби. Суфизм в религиозной жизни мусульманской общины. Культ святых. Практический и спекулятивно-эзотерический суфизм. Суфийские братства. Изучение суфизма в Европе. Современный суфизм. Мусульманское богословие (калам). Специфический статус спекулятивного богословия (калама) в мусульманской классификации наук. Первые богословские споры в исламе: мурджиты, кадариты, джабриты. Разработка богословской проблематики (мутазилиты). Споры о природе Корана. Мутазилитская доктрина божественной справедливости. ал-Ашари. Споры о соотношении божественной сущности и божественных атрибутов. Богословская школа ашаритов. Матуриди и школа матуридитов. Философия в мусульманском мире. Фалсафа ― эллинизирующая философия в мусульманском мире. Вклад христиан и иудеев в развитие мусульманской философии. Дом мудрости. Ал-Кинди, ал-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд. Место фалсафа в системе мусульманского знания. Ее востребованность в средневековой Европе.
  • Мухаммад и его иудео-христианское окружение
    Наиболее ранние мусульманские источники о Мухаммаде: Первый и наиболее достоверный источник о жизни Мухаммада — это сам Коран. Однако он содержит крайне мало сведений. Второй источник — он уже богат разнообразными сведениями о Мухаммаде, но значительно менее надежный — это хадисы, Сунна. Однако хадисы возникают и складываются в сборники уже после кончины Мухаммада. Дошедшие до нас сборники датируются IX веком. Третий — это сира, жизнеописание пророка Мухаммада. Первое дошедшее до нас «Жизнеописание пророка» (sīra al-nabawiyya) — это «Сира Ибн Хишама», которая на самом деле представляет из себя плод работы трех поколений: Ибн Исхак из Медины (ум. 768), дело его продолжил ал-Баккаи из Куфы (ум. 799), и завершил труд Ибн Хишам из Басры, (ум. 834). Ранние христианские источники: сирийская рукопись 637 г., «Учение Иакова» ― христианское сочинение на греческом языке, написанное в Палестине не позже 640 г., «Истории императора Иракла» армянского епископа Себеоса (не позже 661 г.). Мусульманские свидетельства о контактах Мухаммада с христианами и иудеями. Малая хиджра в Эфиопию.
  • Встреча первых мусульман с сирийским христианством
    Сирийские христиане как законодатели антиисламской полемики. Традиционная полемика с мусульманами сводился к двум задачам: полемической (опровергнуть учение противника) и апологетической (опровергнуть обвинения противника) Полемика − основная установка этой части христианской диалектики ― продемонстрировать несостоятельность ислама по сравнению с христианством. В данном случае первая серия аргументов касалась Мухаммада, его статуса. Апологетика − ее главной целью было опровержение мусульманских доводов против христианства. Полемика разворачивалась по трем основным пунктам − Мухаммад, Коран, мусульманская этика, и своей целью имела доказать три положения: Мухаммад − лжепророк, Коран − лжеписание, ислам − лжерелигия. Иоанн Дамаскин и его книга «О ересях» − первая развернутая богословская характеристика ислама, во многом определившая характер всей средневековой христианской полемики с исламом.
  • Византийцы и ислам
    Основные полемические темы. Византийское чинопоследование обращения мусульман в христианство и его 22 анафемы как документ ярко раскрывающий византийские представления об исламе. Трактовка византийскими полемистами коранического имени Бога al-ṣamad (Коран 112:2) как ̒όλοσφυρός (всекованный) с целью доказать, что мусульмане поклоняются идолу. Феодор Абу Курра и его антимусульманские трактаты. Варфоломея Эдесский (IX в.) в его трактате Против Магомета. Указы императора Мануила и томос Константинопольского Собора 1180 г. Последний византийский полемист с исламом Симеон Фессалоникийский (ум. 1429).
  • Ислам глазами христианских полемистов Запада в средние века
    Жанры и особенности средневековой европейской литературы об исламе (эпос как отражение народных представлений, Жития Магомета, богословская полемика). Ошибочность распространенного представления о том, что Мухаммад в средневековой Европе был просто полемическим объектом. Разные его образы несли разные смыслы и порождали разные тексты. И у этих текстов были разные цели. В средние века существовал не беспорядочный набор фантастических и исключительно пейоративных стереотипов, а сформировалась система вполне упорядоченных образов Магомета, каждый из которых выполнял вполне определенную задачу: был Магомет полемический, но был и Магомет житийный, Магомет гомилетический (примеры из житийной литературы в проповедях); был так же Магомет эсхатологический – предвестник скорого конца света; и был Магомет литературный − символическая фигура. Под маской Магомета оказывался либо шарлатан, либо недалекий простак, ставший жертвой злокозненного и одержимого гордыней клирика, либо одаренный, но незаслуженно не признанный представитель высшего клира. Мухаммаду всегда находилось место в едином и упорядоченном средневековом христианском универсуме. Петр Достопочтенный и «Корпус Клюни» как первый свод знаний об исламе, содержащий в том числе и первый латинский перевод Корана Робертом Кеттонским. Миссия Франциска Ассизского к египетскому султану. «Золотая легенда» − включение Магомета в Жития святых Иаковом Ворагинским. «Сумма против язычников» Фомы Аквинского. Рамон Льюль и его работы: «Книга о пяти мудрецах», мирный диалог латинянина, грека, несторианина, яковита и сарацина о вере; «Книга татарина и христианина», «Книга о язычнике и трех мудрецах» − мирный диалог о трех верах, в котором высказывается идея единой веры. Первые арабистические школы в Европе. Николай Кузанский и инициативы мирного общения с мусульманами, его трактат «О мире веры» как уникальная для того времени идея межрелигиозного диалога. Николай Кузанский: Уникальный взгляд на ислам и Коран. Идея Небесного межрелигиозного собора. Ислам глазами европейцев в новое время.
  • Мусульмане в России
    Отношение к исламу в России варьировалось в зависимости от времени, исторической конъюнктуры, политической ситуации, различных слоев общества от полного неприятия и отторжения до признания его неотъемлемой частью русской культуры. на Руси, а затем в России, православно-мусульманские отношения, во-первых, складывались и воспринимались преимущественно в политико-государственной плоскости (в религиозно-культурном отношении Россия осознавала себя, по крайней мере, до Петра преемницей Византии и в этом плане самодостаточной), во-вторых, этим отношениям был присущ вассально-сеньориальный характер. Ислам в России воспринимался не как совсем иной, чужой, а скорее как свой-чужой, не обладающий сколь-либо принципиальной культурной инаковостью и значимостью. Православное сознание могло крайне враждебно относиться к «басурманам поганым», но эта враждебность была чисто внешней (басурмане ― угроза жизни православному люду). Поэтому попыток осмыслить, объяснить ислам как некий религиозный феномен ― пусть в самых негативных категориях и образах ― вплоть до XVI в. почти не предпринималось. Исключение − «Хожение за три моря» Афанасия Никитина как уникальный опыт вживания православного человека в индо-мусульманскую культуру. Ситуация в XVI в. − Максим Грек и три его «антиагарянских» слова, «Туркофильство» Ивана Пересветова. Реформы Екатерины II: ислам терпимая религия. Миссионерское противомусульманское отделение при Казанской духовной академии. Православная полемика с исламом в XIX - начале XX вв. Проблема ислама в русской религиозно-философской мысли от П.Я. Чаадаева до евразийцев.
  • Второй Ватиканский собор об исламе
    Павел VI о диалоге с мусульманами. Энциклика Павла VI Ecclesiam suam. Это первое в истории Католической церкви окружное послание, в котором Римский понтифик дал положительную оценку вере мусульман и заявил о возможности диалога с ними. В этой энциклике впервые были сформулированы основные положения, касающиеся новой позиции Церкви в мире, которую Павел VI определил как диалог. Несомненно, эти положения были подготовлены ходом развития католической богословской мысли первой половины нашего столетия, однако они же дали импульс развитию в послесоборном католицизме богословия диалога и богословия нехристианских религий. Эта энциклика завершила собой ряд важных инициатив, предпринятых Павлом VI в 1964 г. по отношению к мусульманам и существенным образом повлиявших на дальнейший ход II Ватиканского собора. На II Ватиканском соборе (1962 ― 1965) впервые за всю историю исламо-христианских отношений учительная власть Католической церкви определила свое отношение к мусульманам на официальном уровне.
  • Богословские проблемы христиано-мусульманского диалога
    Обсуждение эссе Луи Массиньона «Три молитвы Авраама», его сопоставление с уже обсуждавшимися «О мире веры» Николая Кузанского и Вл. Соловьева «Магомет. Его жизнь и учение»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Выступления на коллоквиумах
  • неблокирующий Итоговый устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Выступления на коллоквиумах + 0.5 * Итоговый устный экзамен + 0.1 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The New Cambridge History of Islam. (2010). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/chol9780521838238

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Arkoun, M. (2019). Rethinking Islam : Common Questions, Uncommon Answers. Routledge.
  • Ernst, C. W. (2003). Following Muhammad : Rethinking Islam in the Contemporary World. The University of North Carolina Press.
  • Küng, H. (2007). Islam : Past, Present and Future. Perseus Books, LLC.