• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Философия

Статус: Курс обязательный (Дизайн)
Направление: 54.03.01. Дизайн
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Башков Владимир Владимирович, Веретенников Андрей Анатольевич, Гаспарян Диана Эдиковна, Золотухин Всеволод Валерьевич, Карпенко Иван Александрович, Куликов Антон Кириллович, Павлов Илья Ильич, Третьяк Артур Романович, Чепурин Кирилл Валериевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ и Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки «Философия» для бакалавров по направлению «Дизайн». Программа предназначена для студентов-бакалавров НИУ-ВШЭ по направлению 54.03.01. «Дизайн» и соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования. Преподавание учебной дисциплины «Философия» осуществляется в объеме требований ФГОС. Формат изучения дисциплины: blended с использованием он-лайн курса «Философия» https://openedu.ru/course/hse/FIL/. Лекции он-лайн – на Национальной платформе открытого образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Развитие критического мышления и базовых теоретических навыков.
  • • Осознание роли философии в научной и художественной культуре.
  • • Ознакомление с классическими и современными философскими проблемами.
  • • Осмысление философской эстетики в связи с особенностями дизайн-мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты проясняют ключевые историко-философские подходы к определению предмета философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые проблемы генезиса философского знания, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы античной философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в философии религии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения в античной, средневековой, новоевропейской и русской философии.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы философии науки и техники, критически анализируют и оценивают современную проблематику и предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы философской антропологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения ключевой проблемы человеческого существования.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы политической философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые в истории философии решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в философии истории, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в философской эстетике, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы этики, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в онтологии и гносеологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы современной философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в критике классической метафизики, анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в русской философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в философии немецкого идеализма (трансцендентализм и диалектическая концепция познания), критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы, поднятые рационализмом и эмпиризмом в философии Нового Времени, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы средневековой философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы в проблематике человеческой свободы и теории предопределения, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Что такое философия?
    Предмет философии. Философия как любовь к мудрости. Философское знание, религия, наука, искусство. Сомнение и критическое мышление. Что такое философская проблема? Формы философского мышления. Понятие истины. Личность и философия.
  • Тема 2. От мифа к логосу: рождение философской рациональности.
    Человек и мир в мысли Востока. Философские школы Древней Индии: от Вед до буддизма и далее. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство и даосизм. Особенности европейской цивилизации. Осевое время. Философия и миф. Проблема первоначала. Досократическая философия и новый образ мира. Милетская школа. Парадоксы элеатов.
  • Тема 3. Философская культура Античности.
    Натурфилософия и проблема первоначала. Софисты и Сократ. Проблема понятий. Майевтика и диалектика. Платон и теория идей. «Государство». Аристотель и учение о категориях. Критика теории идей. Учение о четырех причинах. Потенциальное и актуальное.
  • Тема 4. Средневековая философия. Спор об универсалиях и доказательства бытия Бога.
    Сверхразумные истины. Проблема сотворения мира. Всемогущество Бога. Истины веры и истины разума. Патристика. Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно». Схоластика. Спор об универсалиях: реализм, номинализм, концептуализм. Ансельм Кентерберийский и онтологическое доказательство бытия Бога. Фома Аквинский и пять доказательств бытия Бога. Теодицея.
  • Тема 5. Проблема человеческой свободы и теории предопределения
    Христианство и проблема свободы. Августин и Пелагий: полемика о свободе. Средневековое августинианство. Мартин Лютер и Жан Кальвин.
  • Тема 6. Рационализм и эмпиризм в философии Нового Времени.
    Агностицизм, скептицизм, эмпиризм, рационализм. «Новый органон» и учение об идолах Ф. Бэкона. Индукция; наблюдение и эксперимент. «Рассуждения о методе» Р. Декарта и правила метода. Критерии объективности для чувственного опыта: Т. Гоббс, Дж. Локк, У. Молине, Дж. Беркли. Поиск первых понятий: Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц. Затруднения эмпиризма и рационализма.
  • Тема 7. Трансцендентализм и диалектическая концепция познания.
    Скептицизм против рационализма и эмпиризма. «Критика чистого разума» И. Канта. Априорное и апостериорное знание. Трансцендентальный аргумент и познавательные способности человека. Трансцендентальное единство апперцепции. Антиномии. «Вещь сама по себе» и проблема первого основоположения. Наукоучение Фихте. «Феноменология Духа» Г. В. Ф. Гегеля. Изменение принципов познания.
  • Тема 8. Русская философская традиция.
    Проблема свободы человека в творчестве Достоевского. «Исповедь» Толстого: критика позитивизма, вера и знание, проблема смысла жизни. Русский Религиозны Ренессанс: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков. Проблема философии советского периода. М. Мамардашвили о сущности философии.
  • Тема 9. Критика основ классической метафизики.
    Ранний позитивизм: Огюст Конт и закон трех стадий. Логический позитивизм. Р. Карнап и К. Поппер. «Логико-философский трактар» Л. Витгенштейна. Принципы неклассической рациональности. Школа подозрения (Рикёр): Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Маркс. Феноменология Гуссерля. Мартин Хайдеггер: не Субъект, но Dasein. Критика субъекто-центризма у К. Леви- Стросса и Ж. Делеза. М. Фуко: Смерть субъекта.
  • Тема 10. Современные проблемы философии.
    Логический атомизм Б. Рассела. Венский кружок и Львовско-Варшавская школа. Философия обыденного языка. «Философские исследования» Л. Витгенштейна. У. Куайн как критики позитивизма. Аналитическая философия сознания: Г. Райл, Дж. Серл, Д. Деннет, Д. Чалмерс. Анри Бергсон и его понимание эволюции. Ф. Ницше о человеке. М. Хайдеггер: онтико-онтолгическое различие и забвение бытия. Экзистенциализм как критика идеализма. Особенности человеческой экзистенции, по Ж.-П. Сартру. Структурализм о первичности структур. Постструктурализм. Проблема метаязыка у Ж. Деррида и Ж.-Ф. Лиотара.
  • Тема 11. Онтология и гносеология.
    Сущность, бытие и ничто. Мнение и знание. Метафизика как первая философия. Проблема познаваемости мира. Проблема идеального. Душа, сознание и тело в философии. Критика метафизики. Пространство и время в философии. Понятие бесконечности. Субъект, объект, деятельность. Язык и мышление. Критика субъект-объектной оппозиции.
  • Тема 12. Этика и вопрос об источниках морали.
    Метафизические, натуралистические и рационалистические теории в этике. Формы консеквенционализма: гедонизм, эвдемонизм, разумный эгоизм, утилитаризм. Теория морального чувства. Этика долга И. Канта. Автономная этика. Золотое правило морали и категорический императив. Критика формализма в этике. К. Лоренц о происхождении морали.
  • Тема 13. Эстетика как философская дисциплина.
    Природа прекрасного и философские основания искусства. Понятие «мимесиса». Философские проблемы кинематографа. Фотография, театр, перформанс. Этическая и политическая проблематика в современном искусстве.
  • Тема 14. Смысл истории и направленность исторического процесса.
    Основные модели исторического процесса. Циклический взгляд на историю. Идея прогресса в работах Н. Кондорсе. Критика идеи прогресса у Ж.-Ж. Руссо. И. Кант, И. Гердер и Г. Гегель об историческом развитии. Материалистическое понимание истории в работах К. Маркса. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Культурная морфология О. Шпенглера.
  • Тема 15. Человек как существо политическое. Понятие справедливости.
    Проблема справедливости. Справедливость у досократиков и софистов. Платон: справедливость как гармония. Аристотель справедливость и добродетель. Полис: различные трактовки. Полис и государство. Res-publica — римская концепция народа. Уравнивающая и распределяющая справедливости. Справедливость и естественное право. Человек как существо политическое. Равенство и неравенство. Проблема общественного договора. Революция как предмет философского анализа.
  • Тема 16. Философская антропология и проблема человеческого существования.
    Человек как биологическое, социальное и культурное существо. Образ человека в Античности и Средневековье. Антропология И. Канта. Критика европейской культуры и образ сверхчеловека у Ф. Ницше. Экзистенциализм как тип философствования. Понятие вины и ответственности у Х. Арендт. Смерть и смысл жизни.
  • Тема 17. Философия науки и техники. Критерии научности.
    Проблема научного метода. Науки о природе и науки о духе. Структура научных революций: Т. Кун, К. Поппер, И. Лакатос. Верификация и фальсификация как критерии научности. Техника как нейтральный инструмент и как способ овладения природой. Х. Ортега- и-Гассет, М. Хайдеггер и Э. Юнгер о технике
  • Тема 18. Философия религии.
    Философия и религия. Божественное в античной философии. Доказательства бытия бога в средневековой мысли. Проблема теодицеи. Ф. Достоевский и Л. Толстой о вере и знании. Основные подходы к трактовке божественного (теизм, деизм, пантеизм, агностицизм, атеизм).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий онлайн курс
    https://openedu.ru/course/hse/FIL/
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
    Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Суммарная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях составляет в формуле расчета итоговой оценки 40% и обозначается как О ауд.
  • неблокирующий экзамен
    Возможные сложности: 1. Студент обязан заранее обеспечить и проверить технические средства видео и аудио связи. Если у студента отсутствует техническая возможность для участия в экзамене, он не позднее, чем за неделю до экзамена уведомляет об этом менеджера учебного офиса. Все вопросы по дальнейшим действиям студент решает с менеджером учебного офиса. 2. О невозможности присутствовать на экзамене по причине болезни студент должен предупредить преподавателя до конца экзамена и в течение 3 учебных дней предоставить в учебный офис подтверждающие документы. Если причина признана учебным офисом уважительной, студенту может быть предоставлена возможность пересдачи экзамена в другую дату. 3. Студент имеет право отлучиться на 5 минут от камеры, если заранее предупредит преподавателя в чате конференции. В таком случае, если преподаватель выбрал комбинированный формат, он может дополнительно проверить работу студента на плагиат. 4. Если во время любого этапа экзамена студент намеренно и без предупреждения отключил видео или аудио связь, вышел из поля видимости камеры, разговаривает, другим способом общается с посторонними или другим способом нарушает правила проведения экзамена, это является основанием для прекращения проведения экзамена для студента и проставления оценки «0». 5. Если во время любого этапа экзамена у студента произошло нарушение связи, студент обязан сообщить об этом преподавателю с указанием периода и причин отключения - по корпоративной почте и после восстановления подключения в чате Zoom конференции. 6. В случае кратковременного (не более 10 минут) нарушения связи, преподаватель может предоставить возможность продолжить подготовку по тому же вопросу или начать подготовку ответа на другой вопрос. 7. В случае долговременного (более 10 минут) нарушения связи, преподаватель может предоставить возможность сдать экзамен по другому вопросу в этот же день. Если связь не была восстановлена в период сдачи экзамена по расписанию, студент должен сообщить об этом преподавателю и в учебный офис с указанием периода и причин отключения, а также предоставить в учебный офис подтверждающие документы (ответ от провайдера, скриншот проблемы, объяснительная студента и т.д.). Если причина признана учебным офисом уважительной, студенту может быть предоставлена возможность пересдачи экзамена в другую дату.
  • неблокирующий контрольная работа
    Оценка по 10-ти балльной шкале за контрольную работу составляет в формуле расчета итоговой оценки 10% и обозначается как О контроль.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * активность на семинарских занятиях + 0.2 * контрольная работа + 0.1 * онлайн курс + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Колесникова А.С. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 384с. - ISBN: 978-5-534-02454-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-xx-veka-sovremennaya-zarubezhnaya-filosofiya-433231

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гриненко Г.В. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2015 - 706с. - ISBN: 978-5-9916-3453-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-378223