Магистратура
2020/2021
Проблемы историографии ислама и мусульманских сообществ в России и за рубежом
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Мусульманские миры в России (История и культура))
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Бобровников Владимир Олегович
Прогр. обучения:
Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе представлены: становление исторического исламоведения и его постколониальная трансформация с последней трети ХХ в. Концептуально он исходит из постулатов постколониальных исследований и новой имперской истории. Основное внимание обращено на перелом, случившийся в этой области в 1970-е - 2010-е гг. Проблематика дисциплины учитывает (1) переоценку наследия исламоведения колониальной эпохи, (2) тематический репертуар постколониальной ориенталистики, и (3) перспективы возможных исследований с учетом имеющихся источников на русском и основных европейских языках. Это определяет содержание каждого из основных тематических блоков. Хронологически курс ограничивается в основном XVIII–XXI вв.: колониальной, постколониальной и (пост)советской эпохами. Географически в нем представлены как центр (Ближний Восток), так и периферия мусульманского мира, оказавшаяся в составе и на пограничье колониальных империй (Кавказ, Поволжье, Центральная Азия, Северная Африка, Индонезия). Курс рассчитан на студентов невостоковедных специальностей и не предполагает у них знания восточных языков, новой и новейшей истории мусульманских обществ, а также специальных востоковедных дисциплин. Он должен дать им необходимые навыки для освоения других дисциплин магистерской программы «Мусульманские миры в Рос-сии». Вместе с тем, для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть знаниями и компетенциями, полученными в ходе учебы в бакалавриате по направлению «История», имеющих общеисторическую подготовку, знание литературы по средневековой, новой и новейшей всеобщей и отечественной истории, умеющих работать с источниками и историографией. Необходимо владение английским языком, умение свободно читать на нем научную литературу, работать с историческими источниками на русском и английском языках. Знание немецкого, французского и/или восточных языков, в том числе мусульманских народов России, приветствуется.
Цель освоения дисциплины
- Смогут ориентироваться в мусульманской проблематике современных исследований национализма и империи
- Смогут избегать еще влиятельных установок колониализма и «холодной войны»
- Изучат формирование разных направлений и школ исторического исламоведения в России и за рубежом
- Сумеют применять полученные в курсе знания для самостоятельной исследовательской работы по проблематике, связанной с историей ислама в России и в мире
Планируемые результаты обучения
- Усвоение понятийного аппарата дисциплины, знание ее проблематики, умение ориентироваться в справочниках и литературе.
- Знание эпистемологии колониального исламоведения, особенностей его основных направлений и преемников в России, умение различать между ними, применять методы дискурс-анализа к трудам представителей миссионерского, атеистического, советологического ориентализма.
- Знание эпистемологии академической ориенталистики, отношения ее концепций и подходов к дискурсу ориентализма, умение анализировать исламоведческую литературу
- Умение ориентироваться в постколониальной теории, знание ее основных положений, способность критически осмыслить ее наследие в исламоведении. Понимание истоков мюридизма и других колониальных фобий, понимание их менявшегося контекста.
- Понимание того, как шла институционализация ислама в Российской империи и СССР в сравнении с европейскими колониальными державами, умение анализировать конфессиональную политику властей.
- Понимание различий текстов и дискурсов, социологической составляющей исламоведения, умение анализировать мусульманские источники эпохи колониальных империй и национализма
- Понимание соотношения власти и знания в истории мусульманских сообществ, умение проводить сетевой анализ исламского образования с учетом его новейших гибридных форм в России и за рубежом.
- Понимание многообразия мусульманских сообществ и конфессиональной политики на колониальных окраинах России и других европейских держав, умение оперировать методами изучения гибридности.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Чем было и чем становится историческое исламоведение?Язык, предмет(ы), подходы и наследие исламоведения. Важнейшие международные и российские справочники. Три издания Энциклопедии ислама, начиная с 1913 г. Ее российские аналоги.
- Направления колониального исламоведения. Посредники-переводчики и миссионеры.Истоки изучения ислама и мусульманских обществ в средневековье и новое время. Халифат, крестовые походы и османская экспансия на Востоке и в Европе. Первые травелоги. Драгоманы и военные переводчики. Христианские миссии в европейских метрополиях и колониях. Казанская школа до и после Н.И. Ильминского. Л.И. Климович и воинствующие безбожники. Научный атеизм и исламский призыв.
- Формирование академического исламоведения в колониальную и советскую эпохиРоль европейской библеистики для рождения арабистики и источниковедения ислама. Исторический контекст. От протестантизма до колониальной экспансии. Империи и национализм. Собрания восточных рукописей, музеи и университеты. Школа В.В. Розена и его продолжателей от И.Ю. Крачковского и И.П. Петрушевского до С.М. Прозорова. Принципы восточной текстологии. (Пост)советские центры исламоведения.
- Ислам в тоталитарной парадигме. Советологи, научные атеисты и постколониальные политологиПостколониальные формы ориентализма в период "холодной войны". Критика ори-ентализма у Э. Саида и его последователей. Критическое переосмысление постко-лониальной теории Саида в постсоветской историографии. Ориенталистский нар-ратив исламской угрозы. Вооруженный джихад как коллективная и индивидуальная обязанности (фард) мусульман. Его переосмысление в ХХ в. на Ближнем Востоке, в Афганистане и на Кавказе. Киберджихад
- Мусульманский вопрос и государственное регулирование исламаМусульманская духовная элита (ʻуламаʼ) в полицейском государстве. Конструирование мусульманского духовенства в сети региональных муфтиятов на окраинах (пост)колониального мира. Государственный надзор за исламом в XVII–XXI вв., его организация, итоги и пробелы. Социальная история исламского реформаторства. Проекты преобразований исламского образования, права и политики в (пост)колониальную эпоху
- Исламский дискурс в империи и национальных государствахОт позитивистской восточной текстологии к субъективному дискурс-анализу. Как услышать голоса мусульман в немусульманских государственных архивах? Интеллектуальная история мусульман России в сравнительной трансграничной перспективе. Ответы мусульман на вызовы модернизации и глобализации по М. Кемперу и М. Туне.
- Социальные сети в истории мусульманской культуры. Исламское образование.Сети воспроизводства знания в исламе и об исламе. Медресе как трансрегиональные правовые центры, библиотеки и скриптории. Их колониальные и советские критики. Новометодные школы мусульманских реформаторов конца XIX - первой четверти ХХ в. Джадиды и ваххабиты. Гибридные формы исламского образования в ХХI в.: худжры и постсоветские исламские вузы. Пропаганда и изучение ислама в киберпространстве.
- На границах ислама. Миссионерство, переходы из веры в веру, религиозная индивидуальностьОтветы мусульман на вызовы конфессиональной политики империи и миссионерскую деятельность на восточных окраинах. Было ли сопротивление? Исторические особенности кейса татар-кряшен. Почему провалился проект Н.И. Ильминского и его последователей? Гибридность религиозных идентичностей. В поисках мусульманской индивидуальности.
- Заключение. Подведение итоговОбсуждение итогов курса, характерных ошибок и достоинств письменных работ студентов, перспектив их последующей специализации по проблематике курса с учетом исламоведческих ресурсов Москвы
Элементы контроля
- Домашняя работа / работа на семинарах
- Дискуссия
- Промежуточное устное собеседование
- ЭссеПо усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Дискуссия + 0.1 * Домашняя работа / работа на семинарах + 0.1 * Промежуточное устное собеседование + 0.6 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Deweese, D. (2002). Islam and the Legacy of Sovietology: A Review Essay on Yaacov Ro’i’s Islam in the Soviet Union. https://doi.org/10.1093/jis/13.3.298
- Elena I. Campbell. (2015). The Muslim Question and Russian Imperial Governance. Indiana University Press.
- Eren Tasar. (2017). Soviet and Muslim : The Institutionalization of Islam in Central Asia. Oxford University Press.
- Islamic education in the Soviet Union and its successor states. (2010). Routledge.
- Kalinovsky, A. M., & Kemper, M. (2015). Reassessing Orientalism : Interlocking Orientologies During the Cold War. Abingdon, Oxon [UK]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=955727
- Kefeli, A. N. (2014). Becoming Muslim in Imperial Russia. Cornell University Press.
- M. Kemper. (2009). Studying Islam in the Soviet Union.
- Robert D Crews. (2009). For Prophet and Tsar: Vol. First Harvard University Press paperback edition. Harvard University Press.
- Saroyan, M., & Walker, E. W. (1997). Minorities, Mullahs and Modernity: Reshaping Community in the Former Soviet Union. eScholarship, University of California.
- Sartori, P. (2010). Towards a History of the Muslims’ Soviet Union: A View from Central Asia. Welt Des Islams, 50(3/4), 315–334. https://doi.org/10.1163/157006010X544313
- Tuna, M. O. (2015). Imperial Russia’s Muslims : Islam, Empire and European Modernity, 1788–1914. Cambridge University Press.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Gary R. Bunt. (2009). IMuslims : Rewiring the House of Islam. The University of North Carolina Press.
- Talal Asad. (2007). On Suicide Bombing. Columbia University Press.