• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Культура повседневности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Культура повседневности» ставит целью усвоение студентами общей методологии исследования повседневности, различных подходов к изучению повседневности, а также приобретению навыков работы с различными источниками (эго-документами, официальными документами, визуальными материалами). Также приобретаются навыки работы с официальными и личными архивами. В качестве основного материала для исследований и примером применения изучаемых методик в курсе рассматривается повседневность советского периода. В рамках курса студенты учатся использовать разные группы источников: Предусмотрено чтение научной литературы и текстов, посвященных повседневности, а также методологии ее изучения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами общей методологии исследования повседневности.
  • Применение изучаемых методик в курсе рассматривается повседневность советского периода
  • Использование разные группы источников: эго-документы, официальные документы, визуальные материалы, публицистические и идеологические тексты, фильмы, спектакли, телепередачи, предметы быта и т. д. Приобретаются навыки работы с официальными и личными архивами.
  • Изучение Эпохи Застоя в СССР как социо-культурный феномен.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбирается в методиках и основных концепциях исследования повседневности
  • Совершает самостоятельное культурологическое исследование разных аспектов повседневности
  • Научился работать с различными группами источников
  • Умеет анализировать теоретические и эмпирические источники
  • Умеет получить навыки анализа художественного текста как одного из источников
  • Умеет анализировать культурные явления советского периода в мировом социальном и историческом контексте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие повседневности: от обыденных элементов общественной жизни до критической категории
    Повседневность и проблема отчуждения. Дадаисты и сюрреалисты о повседневности. Сравнение идей русской революции и манифестов аванграда в сфере повседневности и переопределении мира. Революционный потенциал повседневности.
  • Повседневность и проблема отчуждения
    Маркс об отчуждении. Пути преодоления отчуждения. Ситуационизм. Ги Дебор и Рауль Ванейгем. Парижский май 1968. Анри Лефевр и его «Критика повседневной жизни». Преодоление отчуждения по Лефевру. Стратегии и тактики повседневности. М. Фуко и М. де Серто.
  • От 1920-х к 1930-м. «Великий перелом» и изменения повседневности в СССР
    Советская повседневность 1920 и авангардистские теории. Алесей Гастев и его научная организация труда. Обобществление быта. Переход к НЭПу. Запрос на «нормализацию быта». Сталинская концепция «изобилия», особенности потребления 1930-х годов. Повседневность сталинского общества. Концепция Культуры-2 В. Паперного, полемика с Б. Гройсом.
  • Повседневность времен Второй мировой войны
    Жизнь тыла и оккупации. Гендерные отношения, послевоенная экономика и повседневность. Акцент на повседневность в современных исследованиях войны.
  • Подходы к изучению повседневности
    Социологический, историко-географический, этнографический, популярный, повседневность в исследованиях Школы анналов. М. Блок, Л. Февр, Ф .Бродель, Ф. Арьес. «История частной жизни» как исследовательский и издательский проект.
  • Источники изучения повседневности
    Понятие исторического источника. Критика источника, источниковедческий анализ, классификации источников. Методы работы с источниками в области повседневности. Официальные документы и эго-документы источники изучения повседневности. Художественная литература как источник изучения повседневности.
  • Термины повседневности
    Практики, повседневные практики. Фоновые практики. Жизненный мир. А.Шюц, Э.Гуссерль. Фрейм. И.Гофман, В. Вахштайн. «Экстраординарные события» и мир повседневности.
  • Позднесоветская повседневность
    Позднесоветская повседневность. Повседневность эпохи Оттепели. Повседневность Эпохи застоя. Советская модель потребления. Пространство свободы и пространство контроля. Концепция А. Юрчака. Вненаходимость как образ жизни. «Воображаемый Запад». Ирония вненаходимости.
  • Эпоха застоя как социокультурный феномен
    Case study. Повседневные практики Эпохи застоя. Роль телевидения, разговоры по телефону, очереди и создание запасов. Специфические советские хобби. Темпоритмы позднесоветской жизни (особенности звука, пауз и ритма жизни). Особое течение времени: скука, рутинность и цикличность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Работа на семинарах + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю: Научно-популярное / Лебина Н. - М.:НЛО, 2015. - 488 с.: . - (Культура повседневности) ISBN 978-5-4448-0253-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/977533