Магистратура
2020/2021
Мусульманское право, его развитие в России и адат
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Мусульманские миры в России (История и культура))
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Бобровников Владимир Олегович
Прогр. обучения:
Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Предметом дисциплины является мусульманское право (фикх, шариат) - важнейшая составляющая исламского образа жизни, по-разному преломляющаяся в различных мусульманских культурах. Основное внимание курса обращено на историю развития и взаимоотношений мусульманского права, обычая (адат) и власти в мусульманских сообществах России и ближнего зарубежья нового и новейшего времени. В отличие от прочих курсов, преподававшихся в НИУ ВШЭ и других отечественных университетах, дисци-плина рассматривает не общую теорию мусульманского права, но гетерогенные повсе-дневные юридические практики шариата, прежде всего судопроизводство, применение правового обычая, их восприятие в правовом сознании мусульман и немусульман в исто-рической динамике регионов России, что особенно важно для историков-востоковедов, которых готовит магистерская программа «Мусульманские миры в России», одной из учебных дисциплин 1-го года обучения вариативной части она является. Чтение курса предполагает активную методику обучения, основанную на закреплении знаний, полученных на лекциях, в ходе последующего усвоения и применения их для разбора источников на семинарах. Она апробирована в сходных по тематике курсах, которые читались автором, начиная с 1998 г., на английском и русском языках в разных отечественных и зарубежных университетах, включая НИУ ВШЭ. Предполагается знакомство студентов с исламоведческой составляющей крупнейших рукописных и музейных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Для усвоения дисциплины не требуется специальных востоковедных знаний, а также владения арабским и иными восточными языками. Вместе с тем, студенты должны уметь анализировать научную литературу и работать с историческими источниками. Необходимо хорошее владение английским языком, умение свободно читать научную литературу на английском языке. Знание немецкого, французского и/или восточных языков, в том числе народов России, приветствуется. Совершенствовать полученные прежде навыки и начинать более самостоятельную работу по историко-правовой проблематике студенты могут на материалах хрестоматий и иных учебно-методических пособий по данному курсу. В результате изучения дисциплины они получат необходимые умения и навыки для освоения других дисциплин магистерской программы «Мусульманские миры в России», связанных с изучением политико-правового развития мусульманских регионов страны, роли исламской правовой культуры в решении актуальных проблем современного мира, государственно-конфессиональных отношений. В целом данная учебная дисциплина формирует у студентов восприятие исламского права как важной части исламской культуры и элемента политико-правового развития России. Программа предусматривает проблемно-поисковый метод овладения историческими знаниями, самостоятельную работу студентов с литературой и периодическими изданиями по специальности и тематике готовящихся ими магистерских диссертаций.
Цель освоения дисциплины
- Изучение понятийного аппарата, принципов, отраслей и школ (мазхаб) мусульманской юстиции, ее региональной специфики в исторической динамике XVIII-XXI вв.
- Изучение важнейших концептуальных и методологических работ по истории мусульманского права и обычая в России и за рубежом в постколониальную эпоху
- Развитие исследовательских, в т.ч. источниковедческих, способностей слушателей, умения применять полученные по курсу знания к анализу нормативных источников
Планируемые результаты обучения
- Усвоение понятийного аппарата дисциплины, знание ее проблематики, умение ориентироваться в справочниках и литературе
- Продолжение усвоения понятийного аппарата, знание отраслей фикха, его отличия от шариата, современного российского права, умение анализировать домодерные мусульманские правовые источники
- знание основной современной литературы по истории фикха, понимание роли постколониальной теории, умение пользоваться современными методиками для анализа нарративных и нормативных источников колониальной эпохи
- Продолжение усвоения современного понятийного аппарата, знание основной современной литературы по правовому плюрализму и гибридности, умение пользоваться ее методиками для анализа колониальных нормативных источников по правовому обычаю (адату)
- Понимание значения правового обычая в системе мусульманского права, знание со-отношения в ней универсального и локального содержания, умение анализировать правовые источники по адату
- Знание истории сбора, записи и типологий уголовного, имущественного и поземельного правового обычая в колониальную эпоху, умение адекватно разбирать источники того типа и времени
- Понимание роли мусульманского права и правового обычая в системах колониального косвенного управления, знание методики их изучения в истории права, умение применять их к источникам
- Знание различий между судебным процессом у мусульман в домодерную, колониальную и постколониальную эпохи, понимание методов изучения правовой гибридности, умение применять их к судебным документам
- Понимание того, как шла институционализация шариатских практик мусульманских общин в Российской империи и СССР, каковы были ее результаты, умение адекватно анализировать нормативные источники этих эпох
- Понимание политического дискурса о шариате и его правовой составляющей, умение анализировать и сопоставлять нормативные источники и литературу о ре-исламизации в мире
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Что такое шариат, фикх и адат?Право, законотворчество и судопроизводство в исламе, их универсальные нормы и местные особенности. Справочники по истории фикха
- Источники, понятийный аппарат, характер и отрасли мусульманского права. Его отличия от европейской правовой традицииКоран, хадисы, религиозно-правовая традиция (таклид). Толки (мазхаб) и школы фикха. Государственное, уголовное, имущественное и договорное право в исламе, их религиозная и моральная составляющие. История понятий (Begriffsgeschichte) для фикха. Принципы его научного анализа.
- Шариат в (пост)колониальном немусульманском мире. Его изучение востоковедами, юристами и этнографами в Европе и РоссииОриенталистские страхи перед шариатом в контексте антиколониального повстанчества. Мюридизм как общая европейская фобия. Скриптурализм и европоцентризм классической ориенталистики. Гиперкритика. Социологизация изучения фикха в постколониальной теории.
- Правовой плюрализм или правовая гибридность шариатского правосудия? Адат - обычное право или узаконенный правовой обычайПравовой плюрализм (legal pluralism) и правовая гибридность в постколониальной теории. Понятие полуавтономного социального поля (Merri), методы анализа дискурсов и практик. Достоинства и недостатки этих подходов для изучения истории судопроизводства у мусульман России. Деконструкция обычного права. Его источники (прецедент, перевод и запись соглашений), судебники, применение
- Шариатское движение против адата. Мусульманские реформаторы, таклид и иджтихад в новое времяРецепция норм шариата в местный правовой обычай. Ее усиление как реакция на колониальное завоевание. Кади и муфтии мусульманской периферии, критикую-щие, но практикующие адат. Традиционалисты. Закрылись ли врата иджтихада? Иджтихад абсолютный, в рамках мазхаба и в фетве.
- Колониальные проекты записи и кодификации адата. Ученые, военные, и законодателиПопытки противопоставить адат шариату и мюридизму. Сбор, запись и типологии уголовного, имущественного и поземельного правового обычая. Значение колониального краеведения для европейского обществознания (Ковалевский, Маркс, Ван Воленхофен, Дюркгейм). Провал кодификаций адата.
- Полуавтономное социальное поле шариатской юстиции. Имперские акторы и агенты в туземной администрации и судахОт племени и конфедерации сел к пореформенной сельской общине. Колониальный статус шариата и адата. Косвенное управление мусульманами колоний руками ту-земных военных элит на службе империи. Конструирование мусульманского духовенства как государственных агентов
- Судопроизводство по адату и шариату на окраинах царской и советской России. Судебный процессОт судов кади к коллегиальным народным судам и медиаторским комиссиям. Введение для мусульман права апелляции и досудебного следствия, унификация судебных институтов. Коллективная очистительная присяга, иной ритуал. Гибридная юстиция ранних советских шариатских судов
- Шариат как экстраординарная законодательная норма. Правовые заключения (такрират) и фетвыВыведение мусульман колоний из-под действия общих законов империи. Лишение фетв местных и зарубежных муфтиев юридической силы. Замена адатных соглашений и судебников постановлениями коллегиальных словесных судов. Советские муфтияты в системе государственного контроля за мусульманами. Консультативное значение их фетв.
- Попытки ре-исламизации уголовного законодательства и судопроизводства в постколониальную и постсоветскую эпохиПолитизация шариатского дискурса в контексте сокращения сферы общественного применения шариатского правосудия (му'амалат). Попытки государства после распада СССР опереться на сконструированные им местные правовые обычаи и традиции. Воссоздание de facto судов кади, их преимущественно ритуальный характер. Параллели за рубежом
Элементы контроля
- Домашняя работа / работа на семинарах
- Дискуссия
- Промежуточное устное собеседование
- ЭссеПо усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Дискуссия + 0.1 * Домашняя работа / работа на семинарах + 0.1 * Промежуточное устное собеседование + 0.6 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alexander Morrison. (2008). Russian Rule in Samarkand 1868-1910 : A Comparison with British India. OUP Oxford.
- Gould, R., & Shikhaliev, S. (2017). Beyond the Taqlīd/Ijtihād Dichotomy: Daghestani Legal Thought under Russian Rule. Islamic Law & Society, 24(1/2), 142–169. https://doi.org/10.1163/15685195-02412p06
- Hallaq, W. B. (2009). An Introduction to Islamic Law. Cambridge eText.
- Introduction: The nature of the Sharia. (2014). Ashgate.
- Kemper, M. (2005). ’Adat against Shari’a: Russian Approaches toward Daghestani “Customary Law” in the 19Th Century. Ab Imperio, (3), 147–174. https://doi.org/10.1353/imp.2005.0086
- Peters, R., & Bearman, P. (2014). The Ashgate Research Companion to Islamic Law. Routledge.
- Robert D Crews. (2009). For Prophet and Tsar: Vol. First Harvard University Press paperback edition. Harvard University Press.
- Sartori, P. (2010). What Went Wrong? The Failure of Soviet Policy on sharī’a Courts in Turkestan, 1917-1923. Welt Des Islams, 50(3/4), 397–434. https://doi.org/10.1163/157006010X544304
- Sartori, P. (2011). The Evolution of Third-Party Mediation in Sharīa Courts in 19th- and early 20th-century Central Asia. Journal of the Economic & Social History of the Orient, 54(3), 311–352. https://doi.org/10.1163/156852011X587416
- Sartori, P. (2017). Visions of justice : Sharīʿa and cultural change in Russian Central Asia. Brill.
- Sartori, P., & Shahar, I. (2012). Legal Pluralism in Muslim-Majority Colonies: Mapping the Terrain. Journal of the Economic & Social History of the Orient, 55(4/5), 637–663. https://doi.org/10.1163/15685209-12341274
- Балабиев, К., & Турекулова, Ж. (2018). Гибридность и когерентность правовых практик у казахов: суд аксакалов в системе правовых институтов и практик (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). Ab Imperio, 19(3), 187–218. https://doi.org/10.1353/imp.2018.0064
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hallaq, W. B. . (DE-588)137837224, (DE-627)596142196, (DE-576)168056356, aut. (2001). Authority, continuity, and change in Islamic law Wael B. Hallaq.
- Merry, S. E. (1988). Legal Pluralism. Law & Society Review, 22(5), 869–896. https://doi.org/10.2307/3053638
- Л.Р. Сюкияйнен. (2014). Совместим ли шариат с современным российским правом?