Бакалавриат
2020/2021




Научно-исследовательский семинар "Образ Византии в веках"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Иванов Сергей Аркадьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины научно-исследовательский семинар «Образ Византии в веках» являются овладение студентами основными понятиями и методами имагологии, обретение ими навыков анализа представлений о Другом в разных культурах и в разные эпохи. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - основные культурные ареалы, которые соседствовали и взаимодействовали с Византией (в объеме, соответствующем главной теме курса); -основные формы обращения с образом Византии в Новое и Новейшее время; - методы имагологического анализа; - основные постулаты теории восприятия. уметь: - применять методы имагологии при работе со средневековыми источниками (на материале их имеющихся переводов на русский или английский язык); - переносить приобретенный опыть имагологического анализа на материал любого межкультурного взаимодействия; - пользоваться методикой выбора методологии междисциплинарного исследования; - ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по семинару. владеть: - навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы; - навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования; - методами теоретического исследования в имагологии.
Цель освоения дисциплины
- Овладение студентами основными понятиями и методами имагологии, обретение ими навыков анализа представлений о Другом в разных культурах и в разные эпохи.
Планируемые результаты обучения
- Знание основных культурных ареалов, которые соседствовали и взаимодействовали с Ви-зантией (в объеме, соответствующем главной теме курса);
- Знание основных форм обращения с образом Византии в Новое и Новейшее время;
- Знание методов имагологического анализа;
- Знание основных постулатов теории восприятия.;
- Умение применять методы имагологии при работе со средневековыми источниками (на материале их имеющихся переводов на русский или английский язык);
- Умение переносить приобретенный опыть имагологического анализа на материал любого межкультурного взаимодействия;
- Умение пользоваться методикой выбора методологии междисциплинарного исследования;
- Умение ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по семинару.
- Владение навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы;
- Владение навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования;
- Владение методами теоретического исследования в имагологии.
Содержание учебной дисциплины
- Образ Византии среди ее соседей в эпоху средневековьяИмидж Византии как высшей цивилизации имеется у франков, арямян, грузин, викингов, славян. Примерно в 10 в. в отношениях с Западом достигнут баланс, когда немцы и италь-янцы смотрят на Империю как на равного соперника. 1204 год кладет здесь важный водо-раздел. Потом Византия клонится к упадку, а отношение к ней становиться все более враждебным. Будут рассмотрены отзывы крестоносцев и римских пап, а также европей-ских путешественников и участников защиты Константинополя от турок в 1453 г.
- «Суть бо греки льстивы и до сего дни»Особо рассматриваются древнерусский взгляд на Царьград и греков вообще. Империя для Руси – высший авторитет. В разделе рассматриваются русские тексты о греках на про-тяжении всей истории контактов – с 11 по 15 в. Особо рассматриваются паломники: Ан-тоний и Стефан Новгородцы, монах Александр, диакон Зосима. Отдельно стоит погово-рить про Нестора-Искандера.
- Византия после ВизантииОсобый интерес к Империи начинают испытывать, когда она сама уже погибла. Ошибка думать, что отношение к мертвой Византии было всегда отрицательным. В эпоху ренес-санса ее вспоминали сочувственно. Огромную роль – иногда положительную, иногда от-рицательную – играл имидж Византии в Московской Руси, идея Москвы как Третьего Ри-ма – символ превращения реальной Византии в мистическую. Рассматривается «Гиббо-новская» линия на принижение образа, «греческий проект» Екатерины Второй, «готиче-ский» интерес и политические спекуляции в Греции времен Великой Идеи..Главное вни-мание уделяется русскому образу Византии: от псевдо-византийского стиля в архитектуре до фильма Шевкунова «Гибель Империи».
- Доклады студентов по теме курсовой работы и ВКРПроблемы выбора материала и стратегии. Инструменты работы с библиографией. Про-двинутый поиск по базам данных в подписке библиотеки НИУ-ВШЭ и в открытых источ-никах. Методы презентации Выступление каждого студента с заблаговременной рассылкой материалов, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы и всех участников семинара.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.5 * Выступления + 0.5 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gruen, E. S. (2011). Rethinking the Other in Antiquity. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350107
- Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации: Монография / Сорокина Н.В. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 265 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-369-01325-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/445197
Рекомендуемая дополнительная литература
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001