Бакалавриат
2020/2021
Теория и история искусства
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Культурология)
Направление:
51.03.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
136
Программа дисциплины
Аннотация
Курс освещает историю европейского искусства так наз. «старых мастеров» (до XVIII в.) в аспекте развития городской культуры. Это не последовательная, но типологическая история искусства как специфической культурной практики по различным сквозным критериям (материалам в графике, жанрам в живописи, базовым европейским стилям в архитектуре).
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с основными понятиями, периодами и направлениями в теории и истории искусства преимущественно в его западноевропейской версии от античности до современности, раскрытие специфики теории и истории искусства как гуманитарной науки, рассмотрение актуальных теоретических проблем искусствознания, ознакомление с различными типами интерпретаций произведений искусства, углубление профессиональной подготовки студентов через их приобщение к различным исследовательским стратегиям.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные этапы и периоды в истории искусств.
- Знать ведущие теоретические концепции классического и современных наук о культуре.
- Уметь анализировать искусство как социальную коммуникацию.
- Уметь анализировать архитектуру как функциональное искусство.
- Знать основные принципы классики, уметь анализировать классику как проблему культурной теории.
- Знать особенности Византии как примера имперского стиля.
- Владеть начальным аппаратом анализа скульптуры, навыками применения современного теоретического знания в сфере интеллектуальной работы.
- Уметь ананлизировать рисунок как художественный факт.
- Владеть начальным аппаратом анализа произведения искусства, навыками применения современного теоретического знания в сфере интеллектуальной работы.
Содержание учебной дисциплины
- Что такое искусство.Что такое искусство? Искусство и культурные практики. Искусство, ремесло и техника. Теории происхождения искусства (игровая, трудовая, миметическая и др.) Взгляды антропологов и социологов на происхождение искусства. Задачи искусства в истории культуры. Что такое «эстетическое восприятие»? Мимесис и пойесис (Аристотель). Есть ли прогресс в искусстве? Оппозиция эстетического и практического.
- Классификация искусствУсловность в искусстве. Произведение искусства как модель. Функции произведения искусства. Классификация искусств. Иерархия видов искусства и ее историческая подвижность. Критика деления искусств на роды и виды. Происхождение и задачи теории искусства. Категория стиля.
- Архитектура как функциональное искусство.Абстрактность, материальность и другие свойства архитектуры. Анализ архитектурного образа. Воздух, вода, растительность как архитектурный контекст. Структура ландшафта и внутреннее убранство здания. Материал архитектуры. Древние постройки и космогонические мифы. Базовые архитектурные формы (пирамида, зиккурат, башня). Технологическая революция формы.
- Искусство как социальная коммуникация.Коммуникативный аспект искусства. Авангард – Мейнстрим – Андеграунд в истории искусства. Эволюция статуса художника в культуре. Зритель и потребитель искусства. Художественный рынок. Искусство в большом городе. Практики потребления искусства (музей, галерея). Коммеморация (памятники, кладбища, другие формы воплощения и взаимодействия с памятью).
- Классика как проблема культурной теории.Регулярность и симметрия как принципы классики. Ордер и его элементы. Дворец-лабиринт в Кноссе как отражение мифа о Минотавре. Акрополь (фабрика власти). Некрополь (фабрика бессмертия). От линейного ритма в архаике к объему в эллинизме. Классическая архитектура от античности до палладианства (миф о вечности классики).
- Византия как пример имперского стиля.Мегаломания и тоталитаризм. Пути развития европейской архитектурной традиции. Центрический храм и базилика. Крестово- купольный объем. Семантика креста. Космическая, топографическая и временная символика храма. Романский и готический стили как оппозиция художественных языков и типов сознания. Готика как альтернатива античной классике, основа европейской идентичности и модель синтеза искусств.
- Скульптура как элемент архитектурного декора.От рельефа к автономной фигуре (круглая скульптура). Материал скульптуры. Динамика объема, роль фона и ниши. Стоящая и сидящая фигура. Монументальная пропаганда. Классическая скульптура (От Фидия и Мирона к Верроккьо и Микеланджело). Мотив оживающей статуи в культуре (Галатея, Плачущая мадонна Каменный гость, Медный всадник). Современная скульптура как элемент городской среды. «Чистый» объем и расподобление вещей.
- Рисунок – основа изобразительного искусства.Материал рисунка. Краткая история средств изображения. Развитие контурного изображения: от примитивов к миниатюрам. Отделение графики от живописи как теоретическая проблема. Умбрийская школа, нидерландский рисунок от Рогира ванн дер Вейдена до Рембрандта.
- Тиражная графика и формирование нового «печатного» сознания.Понятие эстампа и его парадигма. От ксилографии к офорту. Техника на службе искусства – прообраз модерна. От Шонгауэра и Дюрера к Рембрандту и Пиранези – диалектика детали и экспрессии.
- ЖанрИсторический и мифологический жанр. Парадокс понятия «жанр» в теории и истории искусства. Судьба античной и христианской мифологии в европейской живописи. Бытовой жанр как следствие развития буржуазного мировоззрения.
- НатюрмортЭлементы натюрморта в мифологической живописи. Предпосылки формирования натюрморта как жанра. Вещь как субститут человека. Визуальные эффекты Trompe l'oeil и Sotto in su. Картины потребление в буржуазных Нидерландах. Материальное как воображаемое
- ПортретПроблема мимессиса. Изображение внешнего как выражение внутреннего: историчность «безусловного». От фаюмских портретов (Древний Египет) к «выступанию из профиля» в живописи Ренессанса. Алтарь (ретабло) – триптих – диптих – сингулярный портрет. О пейзажном фоне и далевой перспективе.
- КартинаМир картины. Живопись и проблема репрезентации. Икона и фреска. Пространство изображения: структура глубины, перспектива «прямая» и «обратная». Рождение станковой картины как формы европейской идентичности. Мегапроект живописного иллюзионизма, его кризис в XIX веке и зримый распад в XX-м.
- ПейзажПейзаж. Происхождение ренессансного пейзажа. Управляемая природа Италии и Север как пространство пейзажного натурализма. Условность пейзажа и его семантика. Марина. Архитектурный пейзаж (в том числе, руина).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Устный экзамен
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Pointon, M. R. (2014). History of Art : A Student’s Handbook (Vol. 5th edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=733711
Рекомендуемая дополнительная литература
- Торопыгина М.Ю. - Иконология. Начало. Проблема символа у Аби Варбурга и в иконологии его круга - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2015 - 368с. - ISBN: 978-5-89826-438-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77246